РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 апреля 2015 года г.Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Д.А. Бухашеев, при секретаре судебного заседания Бадаевой А.Р., с участием представителя истца помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Таракановой А.В., представителя ответчика Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска Шишлянниковой Т.Л., действующей на основании доверенности №от 14.01.2015, действительной по 31.12.2015, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-688/2015 по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Завод стройматериалов», Департаменту жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска, Муниципальному казенному учреждению «Центр технического обслуживания» об обязании обеспечить безопасность дорожного движения путем содержания дорог,
УСТАНОВИЛ:
Усть-Илимский межрайонный прокурор обратился в суд с иском, в котором указал, что совместно с ОГИБДД МО МВД России «Усть-Илимский» проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения и надлежащим содержанием дорог на территории г. Усть-Илимска в зимний период. По результатам проверки установлено, что состояние улично-дорожной сети в г. Усть-Илимске находится в неудовлетворительном состоянии, а именно заснеженность дорожного полотна и наличие снежного наката. Обслуживание и содержание городских дорог на территории г. Усть-Илимска осуществляет ООО «Завод стройматериалов» на основании договора на выполнение работ по механизированному содержанию дорог общего пользования правобережной части г. Усть-Илимска в зимний период 2014-2016 годах № 007 от 30.12.2013 года. Дорожное покрытие автомобильных дорог МО город Усть-Илимск не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», а именно проезжая часть мостового сооружения через р. Ангара заужена снежно-ледяным отложениями высотой 72 см., шириной 53 см., что не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 п. 3.1.6., 3.1.7., 3.1.8., 3.1.9. «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Несоблюдение требований законодательства о безопасности дорожного движения негативно влияет на дорожно-транспортный травматизм участников дорожного движения, а так же нарушает права граждан на безопасные условия жизни. Просит обязать Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска обеспечить на территории г. Усть-Илимска безопасность дорожного движения путем содержания дорог в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Обязать ООО «Завод стройматериалов» устранить зауженность снежно-ледянными отложениями проезжей части мостового сооружения через р. Ангара высотой 72 см., шириной 53 см.
Определением Усть-Илимского городского суда от 02.03.2015 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное казенное учреждение «Центр технического обслуживания».
Истцом уточнены исковые требования следующим образом: к Департаменту жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска об обязании обеспечить на территории г. Усть-Илимска безопасности дорожного движения путем обеспечения контроля за содержанием дорог в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; к ООО «Завод строй материалов» устранить зауженность снежно-ледянными отложениями проезжей части мостового сооружения через р. Ангара высотой 72 см., шириной 53 см.; добавлено требование к Муниципальному казенному учреждению «Центр технического обслуживания» об обязании обеспечить контроль за соблюдением исполнения договора на выполнение работ по механизированному содержанию дорог общего пользования правобережной части города Усть-Илимска в зимний период 2014-2016 годах № 007 от 30.12.2013.
В заявлении об уточнении к исковому заявлении от 08.04.2015 года истец просил обязать Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска обеспечить на территории г. Усть-Илимска безопасность дорожного движения путем обеспечения контроля за содержанием дорог в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; обязать Муниципальное казенное учреждение «Центр технического обслуживания» обеспечить контроль за соблюдением исполнения договора на выполнение работ по механизированному содержанию дорог общего пользования правобережной части города Усть-Илимска в зимний период 2014-2016 годах № 007 от 30.12.2013.
В судебном заседании помощник Усть-Илимского межрайонного прокурора Тараканова А.В. исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель Департамента жилищной политики и городского хозяйства администрации г. Усть-Илимска Шишлянникова Т.Л. с иском была не согласна, возражала против его удовлетворения по доводам, изложенным в тексте возражений. В удовлетворении иска просила отказать.
Представитель ответчика МКУ «Центр технического обслуживания» в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, своевременно.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 3 ФЗ № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 5 настоящего ФЗ предусмотрено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий.
В соответствии с п. 4 ст. 6 ФЗ № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно Положению о Департаменте жилищной политики и городского хозяйства администрации г. Усть-Илимска, утвержденному решением думы г. Усть-Илимска 25.06.2008 № 78/453 (в редакции решения городской думы от 28.03.2012 № 39/250), основной целью Департамента является подготовка и организация выполнения решений муниципального образования и осуществление мероприятий по обеспечению безопасных и комфортных условий проживания граждан на территории г. Усть-Илимска (п. 14). Основными задачи Департамента являются, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (пп. 4 п. 15).
Во исполнение данной задачи согласно распоряжению Администрации города Усть-Илимска № 191-р от 07.05.2013 Департамент выступил Учредителем создания юридического лица муниципального автономного учреждения «Центр технического обслуживания», согласно Уставу к числу основных целей деятельности, которого является обеспечение текущего содержания и эксплуатации зданий и сооружений муниципальных учреждений и дорог муниципального образования город Усть-Илимск (пп. 1 п. 18); предметом деятельности Учреждения является уборка территории, содержание дорог и аналогичная деятельность (пп. 5 п. 19).
Согласно постановления мэра города Усть-Илимск № 1048 от 17.12.2014 создано Муниципальное казенное учреждение «Центр технического обслуживания» путем изменения типа существующего Муниципального автономного учреждения «Центр технического обслуживания» с сохранением целей, задач и видов деятельности.
Вместе с тем, обслуживание и содержание городских дорог на территории г. Усть-Илимска осуществляет Общество с ограниченной ответственностью «Завод стройматериалов» на основании договора на выполнение работ по механизированному содержанию дорог общего пользования правобережной части города Усть-Илимска в зимний период 2014-2016 годах № 007 от 30.12.2013.
В соответствии с п. 2.3.2 указанного договора подрядчик обязан оказывать услуги качественно, в объемах и в сроки, предусмотренные договором, в полном соответствии с техническим заданием. Качество выполняемых работ должно соответствовать требованиям СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» ГОСТ Р 505197-93 (п. 3.5). Работы считаются выполненными, в том числе после согласования с уполномоченным представителем Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска (п. 4.1).
Из выше приведенного следует, что контроль за осуществлением дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог в пределах городского округа обеспечивается уполномоченным органом местного самоуправления, в данном случае Департаментом жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска, а также Муниципальным казенным учреждением «Центр технического обслуживания», поэтому доводы Департамента о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу судом не принимаются.
При этом суд, исходя из содержания искового заявления, не принимает во внимание доводы Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска о том, что исковое заявление не соответствует требованиям п. 4 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ. Как орган муниципальной власти, имеющий полномочия по обеспечении контроля за состоянием дорожного полотна, не должен самоустраняться от обеспечения безопасности дорожного движения, путем обеспечения контроля за дорожным полотном. При этом, Муниципальное казенное учреждение «Центр технического обслуживания» как сторона договорных отношений в рамках заключенного договора по обслуживанию дорог, надлежит обеспечивать контроль за его надлежащим исполнением.
Из акта комиссионного обследования автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах муниципального образования г. Усть-Илимск (Правобережный округ) от 19.01.2015, проведенного совместно государственными инспекторами дорожного надзора отдела ГИБДД МО МВД России «Усть-Илимский» и должностным лицом Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска, следует, что на элементах дорожной инфраструктуры не выполнен комплекс мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойного движения транспорта и пеших участников дорожного движения в зимний период, в том числе на мосту через р. Ангара.
Из акта обследования автомобильного моста через реку Ангара общего пользования местного значения, расположенного в границах муниципального образования г. Усть-Илимск от 21.01.2015, проведенного государственными инспекторами дорожного надзора отдела ГИБДД МО МВД России «Усть-Илимский», следует, что на элементах инфраструктуры не выполнен комплекс мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойного движения транспорта и пеших участников дорожного движения в зимний период, а именно: проезжая часть мостового сооружения заужена снежно-ледяными отложениями высотой 72 см и шириной 53 см, пешеходная дорожка не очищена от снега, высота которого составила 27 см, тем самым затрудняет движение пешеходам. Состояние проезжей части на (верхнем) мосту через реку Ангара в г. Усть-Илимск не соответствет требования законодательства Российской Федерации. регулирующего безопасность дорожного движения. Не обеспечивает охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов.
В соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см. Возвышение обочины (разделительной полосы) над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.
Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик установлены в зависимости от группы дорог и улиц по транспортно-эксплуатационным характеристикам в срок от 4 до 6 часов. Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ. На дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м. После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств. Формирование снежных валов не допускается: - на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости; - ближе 5 м от пешеходного перехода; - ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта; - на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром; - на тротуарах. В городах и населенных пунктах уборку тротуаров и пешеходных дорожек следует осуществлять с учетом интенсивности движения пешеходов после окончания снегопада или метели в установленные сроки.
Таким образом, в ходе судебного заседания нашел подтверждение факт несоблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на момент обследования автомобильного моста через реку Ангара, что свидетельствует об отсутствии контроля со стороны Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска, а также Муниципального казенного учреждения «Центр технического обслуживания».
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Неисполнение требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 50597-93, являющихся обязательными для исполнения, может привести к чрезвычайной ситуации и является угрозой безопасности жизни, здоровья и имущества граждан неопределенного круга лиц, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении требований Усть-Илимского межрайонного прокурора, с учетом их уточнений, в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-93 «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ 2014-2016 ░░░░░ № 007 ░░ 30.12.2013.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░