Дело № 2-412/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2018 года город Рубцовск
Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Зелепухиной Н.А.
при секретаре Натальченко Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Соловьева А.В. к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству Внутренних дел Российской Федерации, МО МВД России «Рубцовский» о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Соловьев А.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, ИВС МО МВД России «Рубцовский», в котором просил взыскать с Министерства финансов Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей за ненадлежащие условия содержания в ИВС МО МВД России «Рубцовский».
В обоснование требований указано, что в 2008 он периодически содержался в ИВС ОВД г.Рубцовска, где условия содержания не соответствовали требованиям санитарно-гигиенических норм. Содержался он в камере ИВС, роль санитарного узла выполнял железный бак, так называемый санузел не был отгорожен, в связи с чем, приходилось справлять свою естественную нужду на виду у всех лиц, содержащихся в камере. В камере отсутствовала вентиляция, в результате чего в камере постоянно стоял неприятный удушливый запах, также в таких условиях ему приходилось жить, спать, принимать пищу в подобных условиях, постоянно находиться с ощущением неполноценности, что приводило к психологическим и нравственным страданиям. В ИВС ОВД г.Рубцовска не выдавалось постельное белье, отсутствовала санитарно-помывочная камера, санитарная площадь не соответствовала стандартам (не менее 4 кв.м.) на одного человека. По закону санузел и пищевая зона не входят в санитарную зону. В ИВС г.Рубцовска не выводили на прогулку, в камере было плохое освещение. В таких условиях действиями (бездействиями) сотрудников ИВС ОВД г.Рубцовска ему были причинены нравственные страдания, были нарушены ему конституционные права. Истец просит взыскать в свою пользу с Министерства финансов Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела к участию были привлечены в качестве соответчиков МО МВД России «Рубцовский», Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Истец в судебном заседании участия отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, в настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю. Нормами ст. 77.1 УИК РФ не предусмотрена возможность этапирования из исправительных учреждений и доставления в судебное заседание лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, для участия их в судебном заседании по гражданскому делу в качестве стороны. В связи с чем, дело рассмотрено без участия Соловьева А.В.
Представитель ответчика МО МВД России «Рубцовский» в судебном заседании возражала против исковых требований по доводам, указанным в отзыве, приобщенном к материалам дела.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации возражала возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, поддержала доводы письменных возражений, полагала, что Министерство финансов Российской Федерации не является надлежащим ответчиком по делу. Кроме того, указала, что истец, ссылаясь на причинение ему морального вреда содержанием в ИВС, никаких доказательств, подтверждающих наличие вины сотрудников МО МВД России «Рубцовский» и возникновения негативных последствий в виде нравственных или физических страданий, вызванных фактом содержания в ИВС не представил. В удовлетворении исковых требований Соловьеву А.В. просили отказать в полном объеме.
Представитель ответчика МВД РФ в лице представителя ГУ МВД России по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела. Представил письменные возражения на исковое заявление, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Полагал, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком, истцом не представлено доказательств в обоснование своих доводов, не установлена противоправность должностных лиц ИВС, в связи с чем, обязанность по возмещению вреда, причиненного истцу не может быть возложена на МВД России как на распорядителя бюджетных средств. Доказательств причинения морального вреда в период содержания в ИВС истец не представил. МВД России является ненадлежащим ответчиком.
Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.
В силу ст. 3 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Положениями ст. 22, 45, 46 Конституции Российской Федерации, провозглашены права граждан на свободу и личную неприкосновенность, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ч. 2 ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также от степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Бремя доказывания факта содержания лица под стражей в определенный период в том или ином учреждении лежит на истце, а бремя доказывания факта отсутствия нарушений закона и обеспечение надлежащих условий содержания под стражей возложено на ответчика.
Судом установлено, что Соловьев А.В. содержался в ИВС МО МВД России «Рубцовский» с *** по ***, с *** по ***. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями ИЦ ГУ МВД России по Алтайскому краю, справкой МО МВД России «Рубцовский» .
Доказательств нахождения истца в иные дни в заявленный истцом период не представлено.
В соответствии с приказом ГУ МВД России по Алтайскому краю от 14.07.2011 № 325 «О реорганизации Управления внутренних дел по г. Рубцовску, Отдела внутренних дел по Рубцовскому району, отдела внутренних дел по Егорьевскому району, Отдела внутренних дел по Угловскому району», Управление внутренних дел по г. Рубцовску реорганизовано, путем присоединения к нему с 01.08.2011 ОВД по Рубцовскому району, ОВД по Егорьевскому району, ОВД по Угловскому району, Управление внутренних дел по г. Рубцовску Алтайского края переименовано в Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Рубцовский».
Минимальные стандарты правил обращения с заключенными, принятые на Первом конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году, и одобренные Экономическим и Социальным Советом в его Резолюциях 663 (ХХIV) от 31.07.1957 и 2076 (LХII) от 13.05.1977, предусматривают, что все помещения которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать санитарным требованиям.
Порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, регулируется Федеральным законом РФ от 15.07.1995 № 103–ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее Федеральный закон), Положением о предварительном заключении под стражу, утв. Закон СССР от 11.07.1969 N 4075-VII.
Согласно Федеральному закону от 15.07.1995 №103-ФЗ, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые) (ст.4).
Согласно ст.17 Федерального закона от 15.07.1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые имеют право на личную безопасность в местах содержания под стражей, на материально - бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.
Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (ст.23 Закона).
Нормативным документом, регулирующим порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, является Федеральный закон Российской Федерации от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Порядок деятельности изоляторов временного содержания до ноября 2005 г. регламентировался «Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», утвержденных Приказом МВД России № 41 от 26.01.1996.
В соответствии с указанными Правилами, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека; подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом, постельными принадлежностями, постельным бельем, столовой посудой на время приема пищи; для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдают: предметы для уборки камеры, уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере; камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями, столом и скамейками по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарным узлом, краном с водопроводной водой, бачком для питьевой воды, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, приточной и/или вытяжной вентиляцией, тазами для гигиенических целей и стирки одежды. В соответствии с разделом 3 указанных Правил подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом (при наличии соответствующих условий); постельными принадлежностями, постельным бельем; столовой посудой на время приема пищи. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания в ИВС. Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них подозреваемых и обвиняемых выдаются: мыло (туалетное и хозяйственное), стиральный порошок; бумага для гигиенических целей. Камеры ИВС оборудуются: столом; санитарным узлом; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком; урной для мусора. Ежедневно по потребности в камеры выдается кипяченая вода для питья. Не реже одного раза в неделю подозреваемому и обвиняемому предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Камеры ИВС оборудуются санитарным узлом (п. 3.2). Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (п. 3.3). Дежурный по камере обязан: - выносить и мыть бачок для оправки естественных надобностей.
Согласно ст.41 Конституцией РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, в соответствии п.1 ст.8 ФЗ от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Положениями ст.23 ФЗ «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления» от 15.07.1995 г. №103-ФЗ предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В соответствии с п. п. 3.2, - 3.3, 6.1, 6.43 Правил камеры ИВС оборудуются, в том числе, санитарным узлом, краном с водопроводной водой, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, для проведения прогулок на охраняемой территории ИВС оборудуется специальный прогулочный двор (дворы).
Согласно положениям Свода правил 12-95 МВД России (СП 12-95) (принят и введен в действие протоколом МВД России от 12.02.95 г. N 1-95) естественное освещение в камерах, палатах, карцерах, изоляторах, медицинских изоляторах следует принимать согласно требованиям СНиП II-4-79. Оконные переплеты в камерах, изоляторах и палатах должны выполняться створными и оборудоваться для вентиляции форточками. Со стороны камер оконные стекла следует защищать металлической сеткой, предусматривая при этом возможность открывания форточки (п. 7.13). Унитазы и умывальники в камерах, карцерах, изоляторах следует размещать в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу. К. должна иметь перегородки высотой 1 метр от пола санитарного узла (п. 17.16).
Наличие в ИВС г.Рубцовска (по месту содержания истца в спорный период) санузла, соответствующего требованиям законодательства, в т.ч. СП 12-95, ответчиками не доказано. В периоды нахождения истца в ИВС не соблюдались меры приватности при отправлении естественных надобностей отсутствовали ограждения зоны туалета, отсутствовала канализация.
Данное обстоятельство подтверждается также письменным отзывом представителя МО МВД России «Рубцовский», согласно которому в ИВС отсутствовала канализация, в связи с низким расположением системы слива центральной канализационной системы; техническим паспортом изолятора временного содержания. Вывод спецконтингента в туалет производился покамерно при проведении утренних и вечерних санитарно-гигиенических мероприятий. В течение дня орготходы собирались в биотуалеты (баки) и выбрасывались в выгребную яму на территории изолятора, после чего баки обрабатываются 3 % раствором хлорной извести.
Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (ст.1 Федерального закона от 30.03.1998 года №54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Поэтому применение вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Относительно последствий невыполнения требований, предъявляемым к санузлам в камерах ИВС, суд учитывает, что Европейский суд по правам человека во многих случаях отмечал, что в российских ИВС унитаз находится в углу камеры и либо вообще не отделен от жилой зоны, либо имеет одну перегородку приблизительно от 1м до 1,5м. высотой. Такое тесное соседство было не только неприемлемо с санитарно-гигиенической точки зрения, но и лишало заключенных, пользующихся туалетом, какого-либо уединения, поскольку они вынуждены находиться на виду у сокамерников, сидевших на кроватях, и надзирателей, наблюдавших в дверной глазок (постановление по делу «Ананьев и другие против Российской Федерации» от 10 января 2012 года).
Европейский Суд по правам человека признал нарушением ст.3 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод» факт проживания лиц в условиях, когда они вынуждены есть, спать, пользоваться туалетом в одной камере с другими заключенными. По мнению Европейского Суда, этих обстоятельств достаточно, чтобы причинить страдания и лишения такого характера, которые бы превышали неизбежный уровень страданий, присущих лишению свободы, и вызывали у лица ощущение страха, страданий и неполноценности, способных оскорбить и унизить его (постановления по делам: Калашников против России от 15 июля 2002 года, Лабзов против России от 16 июня 2005 года, Мамедова против России от 01 июня 2006 года).
С учетом вышеприведенных норм международного права, а также положений Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ, оборудование камер санитарным узлом без соблюдения необходимых требований приватности не может свидетельствовать о соблюдении государством принципа уважения человеческого достоинства.
Отсутствием санузла, с соблюдением необходимых требований, предъявляемым к санузлам в камерах ИВС в части соблюдения норм приватности, безусловно, причиняло истцу нравственные страдания. В связи чем, условия содержания Соловьева А.В. в установленные судом периоды в ИВС г.Рубцовска не отвечали требованиям Конвенции "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950 г., Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, принятым на первом Конгрессе ООН 12.12.1993 г.
В остальной части наличие нарушений Правил в отношении истца в рамках настоящего дела не доказано.
Ст.23 Федерального закона №103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что норма санитарной площади в камере ИВС на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Согласно п. 2.15 Правил, утвержденных Приказом МВД России № 41 от 26.01.1996 раздельно содержатся подозреваемые и обвиняемые больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.
Поскольку нормативными документами, регламентирующими деятельность ОВД, ведение покамерного учета лиц, содержащихся в ИВС не предусмотрено, не представляется возможным проверить довод истца о несоблюдении санитарной площади в камерах по месту содержания Соловьева А.В. в каких камерах содержался истец, количество лиц, одновременно с ним содержащихся в указанный период времени, их возраст, состояние здоровья, а также наличие вредных привычек.
Довод истца о том, что ему не выдавались постельные принадлежности не нашел подтверждения в ходе рассмотрения дела. Из письменных возражений МО МВД России «Рубцовский» учет выдачи постельных принадлежностей, постельного белья, гигиенических средств регламентирован не был, при водворении подозреваемого или обвиняемого в ИВС составлялась камерная карточка, где заносились данные о получении постельных принадлежностей и белья, при возвращении постельных принадлежностей и белья карточка уничтожалась.
Согласно представленных договоров за 2008 год, следует, что МО МВД России «Рубцовский» заключались договора с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» на проведение дератизационных, дезинсекционных и дезинфекционных работ в ИВС, с ООО «Лотос» на обработку белья.
В представленных возражениях представителем МО МВД России «Рубцовский» указано, что в силу требований Правил, при водворении все подозреваемые и обвиняемые осуществляли помывку, а их вещи обрабатывались на основании договора от 01.01.2008 № 18. Согласно техническому паспорта ИВС в помещении № 18 (санузел) был оборудован душ (водонагреватель, слив, перегородка). Не реже одного раза в неделю всем подозреваемым и обвиняемым предоставлялась возможность помыться.
Согласно представленной технической документации освещение в камерах ИВС совмещенное, естественное (имеется оконный проем, который был укреплен металлической решеткой) и искусственное (электролампы расположены в нише над дверным проемом и изолированы ограждением из пропускающего свет антивандального материала).
В каждой камере имеется естественная (оконная форточка) искусственная (приточно-вытяжная) вентиляция.
Таким образом, не подтверждены соответствующими доказательствами и доводы истца о ненадлежащем освещении, вентиляции в камерах. Истец обратился в суд спустя длительное время после его нахождения в ИВС, доказательств обращения истца в периоды его нахождения в ИВС МО МВД «Рубцовский» с жалобами на ненадлежащие условия содержания в ИВС в части каких либо нарушений, указанных истцом в исковом заявлении не представлено.
Суд учитывает, что в соответствии со ст. 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, а также п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», условия содержания обвиняемого под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающими достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подвергалось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
При этом, истец не освобожден от обязанности согласно ст.56 ГПК РФ и разъяснения Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10 от 20.12.1994, подтвердить какие именно нравственные страдания перенесены потерпевшим, чем причинены, их последствия и т.п.
Определяя размер денежной компенсации морального вреда с учетом требований ст. ст. 151, 1099, 1100 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд принимает во внимание обстоятельства причинения вреда, с учетом времени нахождения истца в ИВС (9 дней), степень нравственных страданий истца, выразившиеся в причинении ему страданий из-за унижающих достоинство условий содержания под стражей, личность истца, неоднократно привлекавшегося к уголовной ответственности, срок обращения в суд с настоящим иском, спустя почти 10 лет. Кроме того, суд учитывает, что истцом не представлено доказательств наступления негативных для него последствий, а также значительной глубины и степени страданий, поэтому с учетом требований разумности и справедливости, суд полагает, что денежная компенсация в размере 500 рублей является соразмерной.
В соответствии с ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки (вред), причиненные в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией за счет казны.
В силу ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями должностного лица государственного органа, от имени казны Российской Федерации выступает главный распорядитель бюджета по ведомственной принадлежности.
Как разъяснено в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 27.12.2000 № 185пв-2000пр, согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией. Учитывая нормы ст. 124, п. 1 ст. 126, п. 4 ст. 214, ст. 1069 ГК РФ, источником возмещения таких убытков является казна Российской Федерации, которую образуют бюджетные средства и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, а также полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета (подпункт 100 пункта 11 Положения).
По смыслу приведенных норм и положений по искам о возмещении причиненного в результате действий (бездействия) сотрудников полиции вреда за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает Министерство внутренних дел Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств.
Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство внутренних дел Российской Федерации, в связи, с чем, в удовлетворении требований к Министерству финансов Российской Федерации, и МО МВД России «Рубцовский» суд полагает необходимым отказать.
Доводы представителей МВД России и МО МВД России «Рубцовский» об истечении срока исковой давности по требованиям истца, суд считает несостоятельными. Так, нормами ст. 208 ГК РФ установлено, что исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом. Кроме того, согласно разъяснениям п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», если требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, то на него в силу ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется, кроме случаев, предусмотренных законом.
Как следует из материалов дела, истец обратился в суд с иском о компенсации морального вреда, причиненного ему ненадлежащими условиями содержания в изоляторе временного содержания, то есть бездействием ответчика, а не с заявлением в порядке обжалования неправомерных действий (бездействия) сотрудников ИВС МО МВД России «Рубцовский», срок для обжалования которых законом установлен в течение трех месяцев со дня, когда истцу стало известно о нарушении его прав и свобод.
При таких обстоятельствах, у суда нет оснований для отказа в удовлетворении требований истцу в связи с пропуском срока исковой давности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Соловьева А.В. удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Соловьева А.В. в счет компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания *** рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований к Министерству внутренних дел Российской Федерации и в полном объеме к МО МВД России «Рубцовский», Министерству финансов Российской Федерации отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.А.Зелепухина