Дело № 2-336/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 21 января 2016 года
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Ледяйкиной О.П.,
при секретаре судебного заседания Куроедовой Е.А.,
с участием:
истца – Шапошникова В. А.,
ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, его представителя Лопатникова А. Н., действующего на основании доверенности № 07-3326 от 17 декабря 2015 года,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шапошникова В. А. о признании незаконным отказа Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия № 10-6930-р от 1 сентября 2015 года и о понуждении Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия выплатить меры социальной поддержки в виде единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей,
установил:
Шапошников В.А. обратился в суд с иском о признании незаконным отказа Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия № 10-6930-р от 1 сентября 2015 года и о понуждении Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия выплатить меры социальной поддержки в виде единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей.
В обоснование исковых требований указал, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В момент паводка в апреле 2012 года в указанном жилом доме он не был прописан, но проживал и проживает по настоящее время, нес и несет расходы по содержанию жилого дома. В апреле 2012 года произошло подтопление жилого дома и дому был причинен материальный ущерб. Актом обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года, составленным 28 апреля 2014 года, зафиксировано, что в результате подтопления жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, выявлена частичная утрата имущества, находящегося в указанном жилом доме. Актом обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации (паводок 2012 года), составленным 28 апреля 2012 года зафиксировано, что в результате подтопления вследствие подъема уровня паводковых вод жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, выявлены повреждения конструктивных элементов жилого дома.
На обращение в Министерство социальной защиты о выплате материальной помощи в размере 50000 рублей и материальный помощи в размере 10000 рублей письмом от 1 сентября 2015 года за № 10-6930-р Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия ему отказано в предоставлении финансовой помощи.
Просит суд признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия № 10-6930-р от 1 сентября 2015 года в выплате ему помощи в связи с утратой имущества в результате паводка в апреле 2012 года; обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия выплатить ему финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50000 рублей и финансовую помощь в размере 10000 рублей, как гражданину, пострадавшему в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, в течение 30 дней со дня поступления бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации
В судебное заседание истец Шапошников В.А. не явился по неизвестной суду причине. О времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом. При этом истец Шапошников В.А. представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Лопатников А.Н. в судебном заседании исковые требования не признал по тем основаниям, что согласно пункту 9.1, 9.2 раздела «Обосновывающие документы, необходимые для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда» Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий МЧС России, утвержденных заместителем Министра МЧС России от 2 ноября 2010 года № 2-4-60-12-22, меры социальной поддержки могут получить лишь граждане, постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации. Истец в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации не был зарегистрирован и не проживал в нем. Кроме того, для граждан, являющихся собственниками жилья, для которых данные жилые помещения являются объектом недвижимости, не являющимися единственным местом жительства, согласно статьей 210, 211 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания и риск гибели имущества несет собственник жилья. Также заявил о пропуске истцом срока исковой давности, предусмотренного пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика Администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела указанное лицо извещено своевременно и надлежащим образом.
В соответствие со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к нижеследующему.
Из материалов дела следует, что Шапошников В.А. в настоящее время является собственником 3/4 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 13 ГА № 779042 от 9 августа 2013 года (л.д. 3).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30 августа 2010 года Шапошников В.А. являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 4).
В апреле 2012 года на территории Республики Мордовия произошел паводок. Данные обстоятельства являются общеизвестными и в силу части первой статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не нуждаются в доказывании.
28 апреля 2012 года администрацией Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия истцу Шапошникову В.А. выданы акт обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года, согласно которому в результате подтопления жилого дома по адресу: <адрес>, вследствие подъема уровня паводковых вод выявлена частичная утрата имущества, находящегося в жилом доме. В соответствии с заключениями комиссии размер единовременной материальной помощи составляет 10000 рублей, размер финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества составляет 50000 рублей (л.д. 6, 7).
Шапошников В.А. включен в список собственников, пострадавших в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей и список граждан на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, в размере 50000 рублей, что подтверждается представленными в судебном заседании выписками из данных списков.
Шапошников В.А. обратился в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия с заявлением по вопросу оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия.
Письмом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия № 10-6930-Г от 1 сентября 2015 года истцу сообщено, что он зарегистрирован по адресу: <адрес>. жилой дома по адресу: <адрес>, принадлежит ему на праве собственности. В апреле 2012 года указанное домовладение пострадало в результате паводка. Администрацией Краснослободского муниципального района он был включен в список собственников жилья, пострадавших в результате паводка в апреля 2012 года, который был направлен на рассмотрение в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Согласно разъяснениям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 710-р выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости данной категории граждан не предусмотрены. Для граждан, являющихся собственниками жилья, для которых данные жилые помещения являются объектом недвижимости, не являющимися единственным местом жительства, согласно статьей 210, 211 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания и риск гибели имущества несет собственник жилья.
Согласно разъяснениям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 710-р выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости данной категории граждан не предусмотрены. Кроме того, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий письмом от 9 октября 2012 года № 43-4912-22 разъяснило, что для граждан, являющихся собственниками жилья, данные жилые помещения являются объектом недвижимости, не являющимся единственным местом жительства и, согласно статьям 210 и 211 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания и риск гибели имущества несет собственник жилья.
Согласно статье 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок, условия и размер устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», пунктом 3 статьи 13 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года №102-3 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия», Указом Главы Республики Мордовия № 82-УГ от 11 мая 2012 года «О предоставлении единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия» постановлено предоставить гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия:
1) единовременную материальную помощь в сумме 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью;
2) финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости, из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека.
В целях реализации данного Указа постановлением Правительства Республики Мордовия от 15 мая 2012 года № 180 утвержден Порядок предоставления единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия (далее Порядок).
Функции, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляет Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия (далее Министерство) (пункт 2 Порядка).
Право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации, пострадавшие в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия (пункт 3).
В соответствии с внесенными в данный Порядок изменениями от 2 июля 2012 года правом на получение мер социальной поддержки также обладают и собственники жилых помещений, признанные пострадавшими в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия.
Согласно пункту 4 Порядка для рассмотрения вопроса о получении мер социальной поддержки граждане должны представить в государственные учреждения по социальной защите населения Республики Мордовия по месту жительства соответствующие документы, перечень которых является закрытым.
Среди прочих документов, необходимых для принятия решения о выплате указанных сумм, необходим акт обследования имущества граждан Российской Федерации, пострадавших в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, подтверждающий степень утраты имущества первой необходимости, выданный администрацией соответствующего муниципального района в Республике Мордовия.
Такой акт в отношении имущества истца Шапошникова В.А. был составлен и имеется в материалах дела.
Согласно пункту 5 Порядка основаниями для предоставления мер социальной поддержки являются:
представление заявителем документов, указанных в соответствующих подпунктах пункта 4 настоящего Порядка;
составленные и утвержденные администрациями соответствующих муниципальных районов в Республике Мордовия, а также согласованные с УФМС по Республике Мордовия и Главным управлением МЧС России по Республике Мордовия списки граждан Российской Федерации, пострадавших в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, которым предоставляется единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости (далее - списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки).
Включение и согласование с соответствующими органами списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, осуществляется в установленном администрациями соответствующих муниципальных районов в Республике Мордовия порядке.
В соответствии с пунктами 6, 7, 8, 9, 10 Порядка государственные учреждения на основании представленных документов, указанных в соответствующих подпунктах пункта 4 настоящего Порядка, проверяют списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, формируют реестр на выплату мер социальной поддержки и направляют его в Министерство.
Министерство проверяет представленные документы и принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, мер социальной поддержки, которое оформляется соответствующим приказом.
Выплата единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости производится не позднее 30 дней со дня поступления бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Решение об отказе в предоставлении мер социальной поддержки заявитель может обжаловать в суде.
Основаниями для отказа гражданину в предоставлении мер социальной поддержки являются:
непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в соответствующих подпунктах пункта 4 настоящего Порядка, за исключением свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, находящегося в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
отсутствие факта постоянного проживания в населенном пункте, пострадавшем в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, - для граждан, не являющихся собственниками жилого помещения;
отсутствие заявителя в списках граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и реестре на выплату мер социальной поддержки.
Перечень оснований для отказа в предоставлении таких мер поддержки является исчерпывающим.
Материалы дела вышеуказанные основания для отказа истцу Шапошникову В.А. в предоставлении заявленных мер социальной поддержки не содержат.
В связи с чем, отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, выраженный в письме № 10-6930-р от 1 сентября 2015 года в выплате Шапошникову В.А. помощи в связи с утратой имущества в результате паводка в апреле 2012 года является незаконным.
Порядок выплаты финансовой помощи физическим лицам в связи с утратой имущества, предусмотренной подпунктом «д» пункта 9 Правил регулируется пунктом 9.2 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий от 2 ноября 2010 года № 2-4-60-12-22 (далее-Методические рекомендации).
Согласно пункту 9.2.1 Методических рекомендаций список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера подписывается руководителем ОУФМС России по субъекту Российской Федерации; руководителем ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации; руководителем органа местного самоуправления; утверждается руководителем (его заместителем) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации».
Как указано в пункте 9.2.2 Методических рекомендаций конкретный размер помощи определяется на основании проведенного обследования имущества граждан комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.
Акты обследования имущества граждан, которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества. Акты подписываются членами комиссии и пострадавшими собственниками имущества; согласовываются руководителем (его заместителем) управления (отдела) по делам ГОЧС муниципального образования; утверждаются руководителем (его заместителем) органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяются печатью.
Ссылку представителя ответчика на положения статей 210, 211 Гражданского кодекса Российской Федерации суд признает несостоятельной по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 211 Гражданского кодекса Российской Федерации, риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Между тем, право на возмещение ущерба нанесенного жилому помещению, согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», имеют граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, которым причинен ущерб в результате чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истец Шапошников В.А. имеет право на получение выплат гражданам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, при выделении соответствующих средств, а отказ ответчика является несостоятельным, не основанным на нормах закона.
Ходатайство ответчика о применении срока исковой давности не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства. По регрессным обязательствам течение срока исковой давности начинается со дня исполнения основного обязательства.
О том, что Шапошникову В.А. не предусмотрены выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в соответствии с разъяснениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 710-р истец узнал только после получения ответа Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 1 сентября 2015 года № 10-6930-р на свое обращение.
Следовательно, срок исковой давности необходимо считать с указанного момента. При изложенных обстоятельствах суд считает, что срок исковой давности не был пропущен.
Довод представителя ответчика о том, что срок исковой давности считается с момента вынесения Постановления Правительства Республики Мордовия № 18 от 15 мая 2012 года не состоятелен, поскольку данное постановление не содержит указаний о сроке его действия, в том числе и трехлетнего срока.
В связи с чем, исковые требования Шапошникова В.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Истцом Шапошниковым В.А. за подачу настоящего иска оплачена государственная пошлина в размере 600 рублей за два неимущественных требования, каждое из которых подлежит оплате в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 300 рублей (л.д. 2). В этой связи судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу истца Шапошникова В.А.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Шапошникова В. А. о признании незаконным отказа Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия № 10-6930-р от 1 сентября 2015 года и о понуждении Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия выплатить меры социальной поддержки в виде единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей, удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, выраженное в письме № 10-6930-р от 1 сентября 2015 года, об отказе в выплате Шапошникову В. А. помощи в связи с утратой имущества в результате паводка в апреле 2012 года.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия предоставить Шапошникову В. А. меры социальной поддержки в виде единовременной материальной помощи в размере 10000 (десять тысяч) рублей и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Выплату единовременной материальной помощи в размере 10 000 (десять тысяч) рублей и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей произвести не позднее 30 дней с момента поступления бюджетных средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Взыскать с Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в пользу Шапошникову В. А. в счет возмещения судебных расходов 600 (шестьсот) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий О.П. Ледяйкина
Мотивированное решение суда изготовлено 26 января 2016 года.
Судья О.П. Ледяйкина