Решение по делу № 3а-232/2019 от 20.05.2019

Дело № 3а–232/2019

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по административному делу

город Ставрополь 19 декабря 2019 года

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П., при секретаре судебного заседания Матвиенко В.В.,

с участием административного истца – Болгова В.В., представителя административного истца – Бородина Е.К., представителей административных ответчиков : Губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края – Берест Е.Л., Андреевой М.В., министерства труда и социальной защиты населения – Фурмановой В.В., с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края – Колячкиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Болгова В. В. к Губернатору Ставропольского края, Правительству Ставропольского края, министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании о признании незаконными в части нормативных правовых актов,

установил :

Административный истец Болгов В.В. обратился в Ставропольский краевой суд с административным иском, впоследствии уточненным, к Губернатору Ставропольского края и Правительству Ставропольского края, министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании незаконными нормативных правовых актов в части.

Определением Ставропольского краевого суда от 22 августа 2019 года к производству суда приняты административные исковые требования Болгова В.В. о признании незаконными : пунктов 11, 12 Положения о министерстве труда и социальной защиты населения Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 5 мая 1998 года № 312 (№ 77 от 17 февраля 1997 года, № 400 от 25 июня 1999 года); пункта 11 Положения о министерстве труда и социальной защиты населения Ставропольского края, в редакции № 250 от 27 мая 2002 года; пунктов 14-15 Положения о министерстве труда и социальной защиты населения, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 22 ноября 2013 года № 424-п (в редакции от 25 февраля 2019 года № 70-п); приказа министра труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 29 октября 1997 года № 210 и Положение о номенклатуре кадров, утвержденное этим приказом (том 2 л.д. 211-213).

В обоснование заявленных исковых требований административный истец Болгов В.В. сослался на то, что в соответствии с пунктами 11, 12 Положения о министерстве труда и социальной защиты населения Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края № 77 от 17 февраля 1997 года, приказом министра труда и социальной защиты населения Ставропольского края об утверждении Положения «О номенклатуре кадров», распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24 марта 1997 года № 230 был назначен на государственную должность государственной службы края – заместителем министра труда и социальной защиты населения с 24 марта 1997 года.

Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 16 мая 1998 года № 306-р на основании проекта, подготовленного министром труда и социальной защиты населения, с визированием председателя Правительства края в соответствии с распоряжением Губернатора Ставропольского края от 28 апреля 1998 года № 265-р в связи с сокращением должности Болгов В.В. был освобожден от должности заместителя министра труда и социальной защиты населения с 18 мая 1998 года.

Оспариваемые нормативные правовые акты в указанных редакциях нарушают его права и законные интересы тем, что в его трудовую книжку внесена запись о назначении его на должность заместителя министра не уполномоченным должностным лицом – министром труда и социальной защиты населения Ставропольского края. Эта запись в трудовой книжке повлияла на его право продолжить государственную службу после увольнения по сокращению штатов, так как министр не мог выполнять требования закона о государственной службе и предоставить ему другую государственную должность в соответствии с профессией, квалификацией и занимаемой должности в структурах края. Ему не предлагалось переобучение, его не оставили в реестре с записью - «в резерве» с сохранением стажа государственной службы в течение года после увольнения по сокращению штата.

Превышая должностные полномочия, не предусмотренные Положением о министерстве труда и социальной защиты населения Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 17 февраля 1997 года № 77 (пункты 10 и 11), министр труда и социальной защиты населения внес в трудовую книжку истца запись о назначении Болгова В.В. на должность замминистра труда и социальной защиты населения в порядке перевода из социально-психологического центра «Доверие» для несовершеннолетних подростков приказом № … от 26 марта 1997 года. Этот же министр внес в трудовую книжку запись об увольнении Болгова В.В. с должности заместителя министра по пункту 1 статьи 33 КЗоТ РФ приказом от 31 августа 1998 года № …, в нарушением своего же приказа № 210 от 29 октября 1997 года об утверждении Положения «О номенклатуре кадров», в соответствии с которым заместители министра назначаются и освобождаются Губернатором Ставропольского края.

В январе 2019 года истец ознакомился со своим личным делом и обнаружил там отсутствие приказов № … от 26 марта 1997 года и … от 31 августа 1998 года, что противоречит закону «О государственной службы» № 17-кз.

Во вступивших в законную силу решении Ленинского районного суда города Ставрополя от 27 марта 2018 года и апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26 июня 2018 года отражено, что представители ответчиков признали, что работодателем заместителя министра Болгова В.В. является Губернатор Ставропольского края, а личное дело хранится в отделе кадровой политики и наград Правительства Ставропольского края. Если данными судебными актами суд не признал законными распоряжения Губернатора Ставропольского края о назначении и увольнении Болгова В.В. с должности заместителя министра, то тогда он должен признать незаконными и отменить : положение о министерстве труда и социальной защиты населения Ставропольского края, утвержденное распоряжением Губернатора Ставропольского края; приказ министра труда и социальной защиты населения о номенклатуре кадров, так как они нарушают права государственных служащих в должности заместителей министра.

В судебном заседании административный истец Болгов В.В. и его представитель Бородин Е.К. поддержали заявленные требования в полном объеме и просили их удовлетворить. Представители ответчиков – Губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края – Берест Е.Л. и Андреева М.В. с административными требованиями не согласились, полагали производство по делу в части требований к Губернатору Ставропольского края и Правительству Ставропольского края подлежащими прекращению, о чем заявили письменное ходатайство. Представитель административного ответчика – министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края – Фурманова В.В. сослалась на отсутствие законных оснований к удовлетворению заявленного иска, полагала, что оспариваемый приказ министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 29 октября 1997 года № 210 не является нормативным правовым актом.

Заслушав административного истца и его представителя, представителей административных ответчиков, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о прекращении производства по данному административному делу по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено право суда прекратить производство по административному делу в случаях, предусмотренных данным Кодексом.

В соответствии со статьей 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если такой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы истца, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, отсутствует нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов истца.

Судом установлено, что приказом министра труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 26 марта 1997 года № … Болгов В.В.назначен заместителем министра труда и социальной защиты населения Ставропольского края в соответствии с распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24 марта 1997 года № 230-р.

Приказом министра труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 31 августа 1998 года № …, изданным во исполнение распоряжения Губернатора Ставропольского края от 18 мая 1998 года № 306-р, Болгов В.В. уволен в связи с сокращением должности заместителя министра труда и социальной защиты населения Ставропольского края (том 2 л.д. 163-170).

Постановлением Губернатора Ставропольского края от 17 февраля 1997 года № 77 «Об утверждении Положения о министерстве труда и социальной защиты населения Ставропольского края», действовавшим в период назначения на должность Болгова В.В., утверждено Положение о министерстве труда и социальной защиты населения Ставропольского края, в пунктах 10 и 11 которого установлено, что министерство возглавляет министр, который имеет своих заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению Губернатором Ставропольского края. Министр осуществляет общее руководство деятельностью министерства, назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников министерства, а также руководителей подведомственных организаций, учреждений, за исключением своих заместителей (том 1 л.д. 84-95).

Постановлением Губернатора Ставропольского края от 5 мая 1998 года № 312, принятым в период работы Болгова В.В. заместителем министра, признано утратившим силу постановление Губернатора от 17 февраля 1997 года № 77 и утверждено Положение о министерстве труда и социальной защиты населения Ставропольского края в пунктах 11, 12 которого указано, что министерство труда и социальной защиты населения края возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Ставропольского края. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению Губернатором Ставропольского края. Министр назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников министерства, а также руководителей подведомственных организаций, учреждений, за исключением своих заместителей (том 1 л.д. 97-113).

Постановлением Губернатора Ставропольского края от 25 июня 1999 года № 400, принятым после увольнения Болгова В.В. с должности заместителя министра труда и социальной защиты населения края, пункт 10 дополнен абзацем, в котором предусмотрено право Губернатора края отменять нормативные правовые акты и иные решения своих территориальных органов, учреждений, подведомственных министерству труда и социальной защиты населения, принятые с нарушением действующего законодательства российской Федерации; абзацы 1, 1 пункта 11 изложены в другой редакции, в соответствии с которой министерство возглавляет министр труда и социальной защиты населения, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Ставропольского края по представлению председателя Правительства Ставропольского края. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по представлению Губернатора Ставропольского края, согласованному с председателем Правительства Ставропольского края (том 1 л.д. 116-117).

Постановлением Губернатора Ставропольского края от 27 мая 2002 года № 250 признаны утратившими силу постановления Губернатора от 5 мая 1998 года № 312 и от 25 июня 1999 года № 400. Этим же постановлением утверждено Положение о министерстве труда и социальной защиты населения Ставропольского края, которым определено, что министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Ставропольского края (пункт 10). Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Губернатором Ставропольского края по представлению министра, назначает на должность и освобождает от должности в установленном законом порядке работников министерства, а также руководителей подведомственных организаций, за исключением своих заместителей (пункт 11) (том 1 л.д. 132-150). Данное постановление принято после увольнения административного истца и постановлением Губернатора Ставропольского края от 5 сентября 2006 года № 580 признано утратившим силу.

В соответствии с частью 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим (незаконным, как указано в иске) может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В обоснование заявленных исковых требований о признании незаконными постановлений Губернатора Ставропольского края № 77 и № 312 административный истец сослался на нарушение его трудовых прав данными постановлениями, поскольку его увольнение с должности заместителя министра труда и социальной защиты населения произведено министром, вопреки требованиям указанных постановлений Губернатора края, запись об этом внесена в трудовую книжку и эта запись повлияла на его право, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, на продолжение государственной службы после увольнения по сокращению штата.

Вместе с тем, законность произведенного увольнения оспорена Болговым В.В., проверена в судебном порядке, что подтверждается вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда от 27 марта 2018 года, приложенным административным истцом к своему административному иску (том 1 л.д. 15-28).

Оспариваемые вышеизложенные нормативные правовые акты признаны утратившими силу до дня обращения административного истца в Ставропольский краевой суд с настоящим административным иском, по делу отсутствуют доказательства нарушения или угрозы нарушения прав, свобод и законных интересов Болгова В.В.

Исходя из положений статей 208, 213, 215, 217.1 главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт или акт, содержащий разъяснения законодательства и обладающий нормативными свойствами, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав и свобод, законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых таким актом.

Нормативный правовой акт, а равно акт, обладающий нормативными свойствами, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является, каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.

Как установлено в судебном заседании действие положений нормативных правовых актов, являющихся предметом оспаривания по настоящему административному делу и принятых в период вступления в должность заместителя министра и работы в этой должности Болгова В.В., прекращено, в связи c этим они перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 22 ноября 2013 года № 424-п утверждено Положение о министерстве труда и социальной защиты населения Ставропольского края, в соответствии с которым министр назначается на должность и освобождается от должности Губернатором Ставропольского края. Министр имеет первого заместителя министра, заместителей министра, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Губернатором Ставропольского края по представлению министра (пункт 14). Министр назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности работников министерства (за исключением первого заместителя и заместителей министра) (пункт 15) (том 1 л.д. 162-180).

Постановлением Правительства Ставропольского края от 25 февраля 2019 года № 70-п внесены изменения в пункт 10 Положения о министерстве труда и социальной защиты населения Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 22 ноября 2013 года № 424-п. Изменений в пункты 14 и 15 не вносились (том 1 л.д. 232-233).

Перечисленные нормативные правовые акты приняты после увольнения Болгова В.В. с должности заместителя министра, не применялись к административному истцу. В представленных с административным исковым заявлением материалах, устных объяснениях административного истца и его представителей отсутствуют сведения о применении вышеуказанных нормативных правовых актов в отношении Болгова В.В., а потому у суда отсутствуют правовые основания для признания их в качестве правовых актов, нарушающих какие либо права, свободы и законные интересы последнего.

Из материалов административного дела следует, что приказом министра труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 29 октября 1997 года № 210, принятым в период работы Болгова В.В. в должности заместителя министра, утверждена номенклатура кадров министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, в которую включена, в том числе единица - директор Ставропольского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних детей «Доверие». Этим же приказом утверждено положение о номенклатуре кадров министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, в соответствии с которым первый заместитель, заместители министра назначаются на должность и освобождаются от должности Губернатором Ставропольского края по представлению министра (том 2 л.д. 139-146).

В обоснование заявленных требований относительно указанного приказа, Болгов В.В. сослался на то, что до назначения на должность заместителя министра он работал директором Ставропольского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних детей «Доверие», однако, в записях трудовой книжки за № 44-45 значится – «директор социально-психологического центра «Доверие», которая как государственная должность не включена в трудовой стаж истца. Увольнение истца с должности заместителя министра произведено самим министром, а в вышеуказанном Положении установлено, что эта функция является прерогативой Губернатора Ставропольского края.

В судебном заседании административный истец Болгов В.В. пояснил, что оспариваемый приказ № 210, изданный уже после принятия его на работу в качестве заместителя министра, нарушает его права тем, что он мог бы продолжить государственную службу в соответствии с законом «О государственной службе».

Таким образом, основанием обращения в суд с настоящими исковыми требованиями является, как указал истец, нарушение его трудовых прав. Вместе с тем, проверка законности увольнения административного истца с должности заместителя министра труда и социальной защиты населения края произведена в судебном порядке, что подтверждается решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 27 марта 2018 года, принятым по иску Болгова В.В. о восстановлении в должности заместителя министра указанного министерства.

Кроме того, оспариваемый приказ № 210 от 29 октября 1997 года нормативным правовым актом не является, носит ведомственный характер и не подлежит проверке в рамках заявленного административного иска по основаниям главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах производство по настоящему административному делу подлежит прекращению.

Руководствуясь статьями 194, 198, 199, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил :

производство по административному делу по административному исковому заявлению Болгова В. В. к Губернатору Ставропольского края, Правительству Ставропольского края о признании незаконными : пунктов 11, 12 Положения о министерстве труда и социальной защиты населения Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 5 мая 1998 года № 312 (№ 77 от 17 февраля 1997 года, № 400 от 25 июня 1999 года); пункта 11 Положения о министерстве труда и социальной защиты населения Ставропольского края, в редакции № 250 от 27 мая 2002 года; пунктов 14-15 Положения о министерстве труда и социальной защиты населения, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 22 ноября 2013 года № 424-п (в редакции от 25 февраля 2019 года № 70-п); приказа министра труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 29 октября 1997 года № 210 и Положение о номенклатуре кадров, утвержденное этим приказом – прекратить.

Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение 15 дней со дня вынесения определения судом первой инстанции путем подачи частной жалобы через Ставропольский краевой суд.

Председательствующий судья Задорнева Н.П.

3а-232/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Производство по делу прекращено
Истцы
БОЛГОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
Ответчики
Губернатор Ставропольского края
Правительство Ставропольского края
Суд
Ставропольский краевой суд
Судья
Задорнева Наталья Петровна
Дело на странице суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
20.05.2019Регистрация административного искового заявления
22.05.2019Передача материалов судье
23.05.2019Решение вопроса о принятии к производству
23.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.06.2019Предварительное судебное заседание
15.07.2019Предварительное судебное заседание
02.08.2019Предварительное судебное заседание
22.08.2019Предварительное судебное заседание
19.09.2019Судебное заседание
07.10.2019Судебное заседание
21.10.2019Судебное заседание
01.11.2019Судебное заседание
29.11.2019Судебное заседание
19.12.2019Судебное заседание
25.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2019Дело оформлено
19.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее