Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 мая 2012 года Усманский районный суд Липецкой области в составе
председательствующего судьи Пироговой М.В.
с участием прокурора Алтуховой Н.С.
при секретаре Ждановой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения В. Мосоловского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия по решению вопросов местного значения по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском к Администрации сельского поселения В. Мосоловского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области.
Из искового заявления следует, что при проведении прокуратурой проверки решения органами местного самоуправления вопросов местного значения в части осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения было установлено, что администрацией сельского поселения В. Мосоловскогосельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области в нарушение требований законодательства о безопасности дорожного движения Российской Федерации не разработаны порядок по содержанию автомобильных дорог местного значения, правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, а также нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения, что является нарушением требований п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, которые отнесены к вопросам местного значения поселения, и в соответствии со ст. 9 Бюджетного кодекса РФ являются расходными обязательствами муниципальных образований.
С учетом изложенных выше обстоятельств, прокурор просил суд признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения В. Мосоловского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области, связанное с неосуществлением мер по решению вопросов местного значения в части осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, возложении на ответчика обязанности в месячный срок принять в целях реализации ст.17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нормативный правовой акт, устанавливающий порядок содержания автомобильных дорог, утвердить нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, и представить его для рассмотрения на ближайшей сессии сельского Совета депутатов.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Усманского района Липецкой области Алтухова Н.С. поддержала заявленные исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации сельского поселения В. Мосоловского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, об отложении судебного заседания или рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица в порядке заочного производства.
Заслушав старшего помощника прокурора Усманского района, изучив материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, при проведении прокуратурой проверки осуществления органами местного самоуправления решения вопросов местного значения в части осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения было установлено, что администрацией сельского поселения В. Мосоловского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области в нарушение требований законодательства о безопасности дорожного движения Российской Федерации не разработаны порядок по содержанию автомобильных дорог местного значения, правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, а также нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения, что является нарушением требований п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, которые отнесены к вопросам местного значения поселения, и в соответствии со ст. 9 Бюджетного кодекса РФ являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст.ст. 6, 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 17, 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательствомРоссийской Федерации о концессионных соглашениях.
Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.
В силу ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:
становление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;
установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;
в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.
Из представленного в судебное заседание Устава администрации сельского поселения В.Мосоловского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области усматривается, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку, в данном случае невозможно индивидуализировать (определить) круг лиц, права которых могут быть нарушены, привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, то следует вести речь о нарушении прав неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Указанные выше обстоятельства, как каждое в отдельности, так и все в совокупности, являются основанием для удовлетворения иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения В. Мосоловского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения В.Мосоловского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области, связанное с неосуществлением мер по решению вопросов местного значения в части осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Обязать Администрацию сельского поселения В.Мосоловского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области в целях реализации ст. 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принять нормативный правовой акт, устанавливающий порядок содержания автомобильных дорог, утвердить нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели и представить его для рассмотрения на ближайшей сессии сельского Совета депутатов.
Указанные мероприятия провести в течение одного месяца со дня вступления в законную силу данного решения суда.
Ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отмене данного решения в течение семи дней со дня вручения копии решения, или решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, путем подачи жалобы через Усманский районный суд.
Председательствующий М.В. Пирогова