УИД 11RS0001-01-2022-004912-69 Дело № 2-4768/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Платто Н.В.
при секретаре Старцевой И.М.,
с участием представителя ответчиков и третьего лица Тотковой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре
19 мая 2022 года гражданское дело по иску Богданова ... к ПАО Сбербанк, УФССП России по Республике Коми, Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов о взыскании денежных средств,
установил:
Богданов А.В. обратился в суд с исковым заявлением к ПАО Сбербанк, УФССП России по Республике Коми о взыскании денежных средств в размере 111 117 руб.
В обоснование исковых требований Богданов А.В. указал, что он являлся должником по исполнительному производству ...-ИП о взыскании денежных средств в пользу Герасимовой И.В. В рамках указанного исполнительного производства взыскание было обращено на денежные средства должника, находящиеся на счете в Коми ОСБ №8617 ПАО Сбербанк. Истец считает указанные действия незаконными, поскольку на его счете находились денежные средства, перечисленные во исполнение решения Европейского Суда по правам человека о взыскании в его пользу компенсации за нарушение условий отбывания наказания. По мнению истца, на указанную денежную сумму не могло быть обращено взыскание.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Федеральной службы судебных приставов, в качестве третьих лиц привлечены Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми, судебный пристав-исполнитель Сивков Д.Н., а также зыскатель по исполнительному производству Герасимова И.В.
В судебном заседании представитель ответчиков УФССП России по Республике Коми и Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов, представляющая также третье лицо Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств, с иском не согласилась, указывая на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.
Истец, представитель ответчика ПАО Сбербанк и третьи лица в судебное заседание не явились, извещены, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Истцом в суд направлено ходатайство об истребовании в Минюсте России копии решения Европейского Суда по правам человека на русском языке и сведений об источнике произведенной истцу выплаты. Однако суд не усматривает оснований для удовлетворения указанного ходатайства, поскольку истцом в нарушение положений статьи 57 Гражданского процессуального кодекса РФ не указаны причины, препятствующие самостоятельному получению указанных доказательств.
Более того, источник произведенной истцу выплаты участниками процесса не оспаривался: из представленного ПАО Сбербанк платежного поручения №... от 22.09.2020 следует, что денежная выплата в размере 720 242,22 руб. была произведена на счет истца на основании решения Европейского Суда по правам человека по жалобе №...
Заслушав объяснения участника процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в Межрайонном отделении судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми на исполнении находилось исполнительное производство №...-ИП, возбужденное 24.04.2017 на основании исполнительного листа серии ФС №..., выданного Воркутинским городским судом Республики Коми, в отношении Богданова А.В. о взыскании денежных средств в счет возмещения ущерба, причиненного преступлением, в пользу взыскателя Герасимовой И.В.
23.04.2020 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми Сивковым Д.Н. вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации на счетах: №... и №..., открытых в ПАО Сбербанк на имя должника Богданова А.В. на общую сумму 111 266,07 руб.
22.09.2020 Минюст России во исполнение решения Европейского Суда по правам человека по жалобе ... перечислил на расчетный счет Богданова А.В. №..., открытый в ПАО Сбербанк, денежные средства в сумме 720 242,22 руб.
Согласно инкассовому поручению №42411 от 22.09.2020 со счета Богданова А.В. №... были списаны денежные средства в размере 111 177,11 руб. и перечислены на счет Управления Федерального казначейства по Республике Коми (Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми) по исполнительному производству ...-ИП.
29.09.2020 денежные средства в размере 111 177,11 руб. были перечислены со счета Управления Федерального казначейства по Республике Коми (Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми) на счет взыскателя Герасимовой И.Н. /платежное поручение №... от 29.09.2020/.
05.10.2020 судебным приставом-исполнителем Сивковым Д.Н. вынесены постановления об отмене мер по обращению взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника и об окончании исполнительного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии со статьей 2 Федерального Закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» /далее также Закон об исполнительном производстве/ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации); соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнении /статья 4 Закона об исполнительном производстве/.
В целях соблюдения задач и принципов исполнительного производства судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения, предусмотренные главой 7 Закона об исполнительном производстве. Так, статьей 68 Закона об исполнительном производстве установлено, что мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Мерами принудительного исполнения являются обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.
Согласно положениям частей 7, 8, 9 статьи 70 Закона в случае получения банком или иной кредитной организацией постановления судебного пристава-исполнителя исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств осуществляется путем их перечисления на депозитный счет подразделения судебных приставов. В случае получения банком или иной кредитной организацией исполнительного документа непосредственно от взыскателя исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств осуществляется путем их перечисления на счет, указанный взыскателем. Не исполнить исполнительный документ или постановление судебного пристава-исполнителя полностью банк или иная кредитная организация может в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами, либо в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. Если имеющихся на счетах должника денежных средств недостаточно для исполнения содержащихся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требований, то банк или иная кредитная организация перечисляет имеющиеся средства и продолжает дальнейшее исполнение по мере поступления денежных средств на счет или счета должника до исполнения содержащихся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требований в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 100 Закона об исполнительном производстве взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан.
Статьей 101 названного Закона предусмотрен исчерпывающий перечень видов доходов, на которое не может быть обращено взыскание:
1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;
6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);
7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;
8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде: а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику; в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;
9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;
10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;
11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
12) пособия и выплаты гражданам, имеющим детей, беременным женщинам, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников: а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами; б) в связи с террористическим актом; в) в связи со смертью члена семьи; г) в виде гуманитарной помощи; д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;
15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;
17) социальное пособие на погребение;
18) денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести;
19) выплаты, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и семьям, имеющим детей;
20) денежные выплаты, осуществляемые малоимущим гражданам в рамках оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.
Оценив представленные по делу доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, учитывая, что каких-либо ограничений на удержание задолженности в счет возмещения ущерба, причиненного преступлением, из денежных средств, полученных осужденным к лишению свободы по решению Европейского Суда по правам человека в счет компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания под стражей, законом об исполнтельном производстве не предусмотрено, суд приходит к выводу, что действия судебного пристава-исполнителя и банка являются законными и обоснованными.
Взысканная с истца денежная сумма не относится к тем видам доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному производству о возмещении ущерба, причиненного преступлением.
При этом суд учитывает, что требования исполнительного документа Богдановым А.В. добровольно не исполнены, что с учетом целей и задач исполнительного производства требовало применения судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения, в выборе которых ответчик не ограничен, в связи с чем постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке, вынесено судебным приставом-исполнителем в соответствии с законом, в пределах полномочий и без нарушения прав должника, направлено на эффективное и надлежащее исполнение вступившего в законную силу приговора суда о возмещении Богдановым А.В. ущерба, причиненного совершенным им преступлением.
При изложенных обстоятельствах оснований обязывать ответчиков вернуть истцу взысканные по исполнительному производству с должника денежные средства в счет исполнения требований исполнительного документа, распределенных взыскателю, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Богданову ... в удовлетворении исковых требований к ПАО Сбербанк, УФССП России по Республике Коми, Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов о взыскании денежных средств.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.В.Платто
Мотивированное решение составлено 23.05.2022.