Дело № 2-181/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Кулунда 10 июля 2017 года
Кулундинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Клименко О.А.,
при секретаре Сафоновой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Целищева В.С. к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел России и МО МВД России «Кулундинский» о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Целищев В.С. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, МВД России и МО МВД России «Кулундинский» о компенсации морального вреда в размере 20000 рублей, указав, что он в период с 14 ч 10 м ///////// до 09 ч 10 м ///////// содержался в камере временного содержания дежурной части МО МВД РФ «Кулундинский» за совершение административного правонарушения. Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Кулундинского района от ///////// ему было назначено административное наказание, за совершенное правонарушение, в виде административного ареста сроком на пять суток. В срок ареста было засчитано время задержания с 14 ч 10 м ///////// до 09 ч 10 м ///////// Административный арест с ///////// по ///////// отбывал в ИВС МО МВД России «Кулундинский». Во время административного задержания, он содержался в комнате административно-задержанных (КАЗ) МО МВД России «Кулундинский» в условиях унижающих человеческое достоинство и вызывающих нравственные страдания. К ненадлежащим условиям он относит: отсутствие окна – естественного света, что вызывало чувство отрезанности от окружающей среды, беспокойства, негативно влияло на его организм, что причиняло нравственные страдания. В камере № 1 ИВС, где он отбывал административное наказание, отсутствовала канализация, санузел, не отвечал требованиям приватности, естественные надобности приходилось справлять в предоставляемую емкость «биотуалет», который находился в той же камере, где он был вынужден находиться все время, есть, спать, жить, что создавало неудобства – неприятные запахи в камере, создавая переживания, унижение достоинства и вызывая нравственные страдания; отсутствовало окно – естественный свет, что создавало неудобство, чувство отрезанности от окружающей среды и влияло на его организм, создавая переживания собственной неполноценности.
Истец Целищев В.С. отбывает наказание в местах лишения свободы. О месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Учитывая то, что закон не предусматривает возможность этапирования осужденных в суды для рассмотрения гражданских дел, суд считает возможным рассмотреть иск в его отсутствие.
Представитель МО МВД России «Кулундинский» Федорова С.И. в судебное заседание не явилась. Представила возражение на иск, в котором указала, что в соответствие с техническим паспортом дежурной части МО МВД РФ «Кулундинский» окна в КАЗ не предусмотрены. В КАЗ имеется искусственное освещение люминесцентными лампами, отвечающее требованиям СанПиН. Отсутствие канализации, санитарного узла и окон в камерах ИВС обусловлено объективными причинами, поскольку ИВС расположен в подвальном помещении. Истцом суду не представлено доказательств причинения ему нравственных страданий, в связи с чем, просит отказать ему в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Министерства финансов РФ - Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Федосова А.В. в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. До судебного заседания представила возражения относительно исковых требований, в которых указала, что в ходе судебного разбирательства должен быть установлен элемент виновного поведения причинителя вреда. Обязанность по доказыванию этого лежит на истце. Доводы о причинении морального вреда основаны на субъективных пояснениях истца и другими средствами доказывания не подтверждаются. Кроме того, считает, что надлежащим ответчиком по делу должно быть МВД России, как главный распорядитель бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач. Таким образом, просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель МВД России Логинова Ю.И. в судебное заседание не явилась. Представила возражения, относительно заявленных требований, указав, что истцом не представлено доказательств противоправных действий сотрудников полиции и причинной связи между незаконными действиями и наступившими последствиями. Так же не представлено доказательств в обоснование заявленных требований, то есть причинения истцу нравственных страданий. В связи с изложенным, просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдании в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
В соответствие с «Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц» ( утв. Постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 N 627) задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в которые входит полиция), либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - специальные помещения). Специальные помещения оборудуются в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.
Согласно ведомственного нормативного акта МВД РФ - Правил оборудования служебных помещений для задержанных (Приложение 2 Приказа МВД России от 30.04.2012 г № 389"Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан" задержанные лица содержатся под охраной сотрудников полиции в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Служебные помещения располагаются в помещениях дежурной части в непосредственной близости от рабочего места оперативного дежурного. В целях осуществления наблюдения могут использоваться аудио- и видеотехника. Помещения имеют в наружных стенах окна шириной 0,9 м и высотой 0,6 м. В помещении для задержанных устанавливаются скамьи (диваны), которые в ночное время могут быть использованы под спальные места, своим основанием должны быть соединены с полом, боковые поверхности обшиваются досками. Внутри помещения для задержанных не должно быть выступающих труб, креплений, а также предметов, которые могут быть использованы для нападения на сотрудников полиции, самоубийства доставленных лиц или причинения иного вреда себе и окружающим.
В соответствии с п. 2.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий" помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из материалов дела следует, что Целищев В.С. ///////// в 14 ч 10 м был задержан сотрудниками МО МВД России «Кулундинский» за совершение правонарушения, предусмотренного ст.20.21 КоАП РФ и помещен в комнату административно-задержанных дежурной части отдела полиции, расположенного по ---------, где содержался до 09 ч 10 м /////////
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Кулундинского района Алтайского края от ///////// Целищев В.С. был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.20.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного ареста сроком 5 суток. В срок ареста зачтено время административного задержания.
Согласно тактико-технического паспорта дежурной части МО МВД РФ «Кулундинский» комната для административно задержанных не отвечает требованиям Правил оборудования служебных помещений для задержанных, в частности в ней нет окон (нет естественного освещения). Данный недостаток связан с местом нахождения указанной комнаты и технических характеристик здания полиции (со всех сторон комнаты имеются иные служебные помещения).
Комната оборудована двумя скамейками, прикрепленными к стене и полу. Светильником закрытого типа. ? часть двери изготовлена из орг.стекла и позволяет вести непрерывное наблюдение за задержанными. Дверь запирается на засов. Данные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном задержании, постановлением по делу об административном правонарушении, книгой лиц, доставленных в ДЧ МО МВД РФ «Кулундинский», тактико-техническим паспортом ДЧ МО МВД РФ «Кулундинский».
Таким образом, довод истца о том, что отсутствовало естественное освещение в комнате для административно-задержанных в судебном заседании нашел свое подтверждение.
Порядок отбывания административного наказания в виде административного ареста предусмотрен Федеральным законом от ///////// N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста".
Отбывание административного ареста осуществляется на основании постановления судьи об административном аресте.
Отбывание административного ареста осуществляется в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства. При отбывании административного ареста не допускается причинение физических или нравственных страданий лицам, подвергнутым административному аресту (ст.2 ФЗ от 26.04.2013 N 67-ФЗ).
Местами отбывания административного ареста являются подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (ст.3 ФЗ от 26.04.2013 N 67-ФЗ).
Согласно ст.13 указанного ФЗ лица, подвергнутые административному аресту, обеспечиваются бесплатным питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Указанным лицам создаются бытовые условия, отвечающие требованиям санитарии, гигиены и правилам пожарной безопасности.
Помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, места отбывания административного ареста оборудуются: столом и скамейками по установленному количеству мест в помещении, шкафом для хранения продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылках и бандеролях, санитарным узлом (с соблюдением необходимых требований приватности) и умывальником с подводкой холодной и горячей воды, вешалкой для верхней одежды, бачком для питьевой воды, качество которой соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, полкой для туалетных принадлежностей, аудиодинамиком, кнопкой для вызова дежурного, урной для мусора, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, приточной и (или) вытяжной вентиляцией, системой центрального отопления (п.47-47.12 Приказа МВД России от 10.02.2014 N 83 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста").
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из материалов дела следует, что административный арест по постановлению мирового судьи судебного участка № 1 Кулундинского района Алтайского края от ///////// по делу №№№№ с ///////// по ///////// Целищев В.С. отбывал в ИВС МО МВД РФ «Кулундинский», что подтверждается справкой об отбытии административного наказания и книгой учета административно-арестованных.
Как установлено в судебном заседании ИВС МО МВД РФ «Кулундинский» представляет собой помещение подвального типа состоящего из 8 камер, санпропускник отсутствует, санузлов в камерах нет, вместо них установлены биотуалеты, соответствующие требованиям приватности, освещение искусственное светильниками, вентиляция приточно-вытяжная, включающаяся через каждый час по мере надобности. Отопление центральное. В камерах ИВС имеются постельные принадлежности.
В судебном заседании данный факт, относительно отступления от правил содержания лиц под стражей, хотя и не опровергался соответчиком – МО МВД РФ «Кулундинский», однако, по мнению его представителя он не несет в себе существенных нарушений закона и не противоречит их требованиям, так как эти изменения условий содержания обусловлены объективными причинами и восполнены другими.
Несмотря на это, и принимая во внимание позицию Европейского суда, нормы действующих законов, касающихся указанных вопросов, суд приходит к выводу о частичном наличии нарушений прав гражданина - истца при его содержании в ИВС в части описанных им условий: отсутствия в камере ИВС санузла, естественного освещения.
Как указано выше, местами отбывания административного ареста являются подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Финансирование мест отбывания административного ареста осуществляется за счет средств федерального бюджета (ст.3 ФЗ от 26.04.2013 N 67-ФЗ).
В соответствие со ст.4 ФЗ от 07.02.2011 г № 3-ФЗ (в ред. от 14.10.2014 г) полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.
Дежурные части являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Финансовое обеспечение деятельности полиции обеспечивается за счет средств федерального бюджета (ст.47 ФЗ от 07.02.2011 г № 3-ФЗ).
Согласно ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствие с п.3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: 1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
МВД России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач, является получателем средств федерального бюджета, а также главным администратором (администратором) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, исходя из чего, суд пришел к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство внутренних дел России.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства, период нахождения его в комнате для административно арестованных, основания помещения, при этом суд также учитывает степень физических и нравственных страданий, связанных с особенностями лица, которому причинен вред.
Оценив представленные суду доказательства, суд находит, что отсутствие естественного освещения и окон в КАЗ, а также отсутствие санитарного узла в камере ИВС и окна с естественным освещением, создают неудобства и чувство отрезанности от окружающей среды и влияют на организм человека, создавая неудобства и переживания, в связи с этим суд находит в данной части доводы истца обоснованными, так как имеющиеся нарушения правил содержания административно-задержанных приносили истцу нравственные страдания.
Учитывая изложенное и принимая во внимание степень разумности и справедливости, суд полагает возможным определить истцу размер компенсации морального вреда в сумме 1000 рублей, которая подлежит взысканию с Российской Федерации в лице МВД России за счет казны РФ, в остальной части иска отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Целищева В.С. удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел России за счет казны Российской Федерации в пользу Целищева В.С. в счет компенсации морального вреда деньги в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
В удовлетворении исковых требований Целищеву В.С. в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течении месяца со дня его вынесения.
Председательствующий О.А. Клименко