КОПИЯ+
Дело № 2-2761/2024
24RS0017-01-2024-002345-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2024 года <адрес>
Железнодорожный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Панченко Л.В.
при ведении протокола секретарем Орловой Э.А.
с участием:
представителя процессуального истца Скорняковой Ю.В.
представителей ответчика КГБУЗ КМДКБ № Простаковой А.С., Колмаковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетнего Астраханцева М. В. в лице законного представителя КГКУ «Психоневрологический интернат для детей <данные изъяты> к КГБУЗ "Красноярская межрайонная детская клиническая больница №", министерству здравоохранения К. края о возложении обязанности, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в интересах несовершеннолетнего Астраханцева М. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в лице законного представителя КГКУ «Психоневрологический интернат для детей <данные изъяты> к КГБУЗ «КМДКБ №», министерству здравоохранения К. края о возложении обязанности устранить нарушения, компенсации морального вреда.
Мотивирует свои требования тем, что Астраханцев М.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. имеет паллиативный статус с 2023 года (протокол ВК от ДД.ММ.ГГГГ №) в связи с наличием заболевания - диагноз: умственная отсталость глубокая, обусловленная последствием ОЧМТ. Атрофия головного мозга, вторичная ассиметричная внутренняя гидроцефалия, бульбарные нарушения, синдром двигательных нарушений в виде спастического тетрапареза со стойкими значительно-выраженными нарушениями статодинамической функции. Вегетативное состояние. Симптоматическая посттравматическая эпилепсия с частными простыми и сложными миоклоническими, тоническими приступами, глубокая умственная отсталость. ЧАДЗН. ДХЛЖ. Трикуспидальная регургитация 1 <адрес> грудной клетки приобретенная. S-образный сколиоз 2-3 <адрес> деформация стоп.
Ребенок находится в КГКУ «Психоневрологический интернат для детей <данные изъяты>, ему не предоставлены изделия медицинского назначения согласно имеющейся потребности.
В нарушение требований ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, перечень медицинских изделий, расходных материалов, в которых нуждается Астраханцев М.В. не был определен ВК учреждения (КГБУЗ «КМДБ №»). Из пояснений зам. главного врача КГБУЗ «КМДКБ №» по АПР Колмаковой Н.Н. паллиативной службой решается вопрос обеспечения детей медицинскими изделиями (оборудованием) на дому. Потребность в медицинском оборудовании, расходных материалах определяется на основании осмотров паллиативной службы, обращений родителей. Обобщенная заявка подается в Министерство здравоохранения края в начале 4 квартала предыдущего года, денежные средства на закуп медицинских изделий выделяет Министерство, договоры (контракты) на приобретение медицинских изделий заключает КГБУЗ «КМДКБ №». Согласно информации КГБУЗ «КМДКБ №» от медицинских учреждений по месту жительства детей заключения о нуждаемости в медицинских изделиях по несовершеннолетним <адрес> не предоставлялись. В соответствии с заявкой КГБУЗ «КМДКБ №», представленной в Министерство здравоохранения края, для Астраханцева М.В. на 2024 год предусмотрены следующие медицинские изделия: трубка трахеостомическая стандартная одноразового использования ( без манж.) 6 шт/год, тепло/влагообменник одноразового использования для трахеостомы ( 365 шт/год), фиксатор трахеостомической трубки на шее пациента одноразового использования ( 50 шт/год), повязка для трахеостомической трубки стерильная ( 728 шт/год), щеточка для очистки внутренней канюли трахеостомической трубки нестерильная ( 36 шт/год), фильтр аспирационной системы микробный ( 12 шт/год), трубка для аспирационной системы одноразового использования ( 8 шт/год), катетер аспирационной системы общего назначения ( 3312 шт/год), салфетки для дезинфекции медицинских изделий ( влажные салфетки дезинфицирующие №) 24 шт/год), аппарат искусственной вентиляции легких ручной многоразового использования ( мешок АМБУ) детский 1шт/год), концентратор кислорода стационарный ( 1 шт/год), фильтр тонкой очистки (воздушный) к кислородному концентрату ( 2 шт/год), фильтр грубой очистки к кислородному концентрату на входе ( 1 шт/год), трубка гастрономическая ( 2 шт/год), трубка для подачи кислорода ( 8 шт/год), удлинитель трубки для энтерального питания стерильный ( 12 шт/год), шприц для введения лекарств перорального/энтерального питания одноразового использования 50 мл ( 365 шт/год), 20 мл ( 365 шт/год), очиститель воздухъа фильтрующий высокоэффективный передвижной ( облучатель-рециркулятор) 1 шт /год, средство обеззараживающее для медицинского инструмента (кожный антисептик) 12 шт/год, у ингалятор ультразвуковой (Omron NE-C28 Plus) 1 шт/год). Согласно пояснений законного представителя Астраханцева М.В. - КГКУ «Психоневрологического интерната для детей <данные изъяты> в лице директора Черноусовой Т.И., ребенок нуждается в указанных медицинских изделиях на протяжении длительного периода времени, однако до настоящего времени в нарушение требований законодательства необходимыми медицинскими изделиями и расходными материалами не обеспечен.
На основании изложенного, прокурор <адрес> просил обязать Министерство здравоохранения К. края обеспечить финансирование КГБУЗ «Красноярская межрайонная детская клиническая больница №» для приобретения медицинских изделий в целях обеспечения ими ребенка-инвалида Астраханцева М.В. следующими медицинскими изделиями : трубка трахеостомическая стандартная одноразового использования ( без манж.) 6 шт/год, тепло/влагообменник одноразового использования для трахеостомы ( 365 шт/год), фиксатор трахеостомической трубки на шее пациента одноразоврого использования ( 50 шт/год), повязка для трахеостомической трубки стерильная ( 728 шт/год), щеточка для очистки внутренней канюли трахеостомической трубки нестерильная ( 36 шт/год), фильтр аспирационной системы микробный ( 12 шт/год), трубка для аспирационной системы одноразового использования ( 8 шт/год), катетер аспирационной системы общего назначения ( 3312 шт/год), салфетки для дезинфекции медицинских изделий ( влажные салфетки дезинфицирующие №) 24 шт/год), аппарат искусственной вентиляции легких ручной многоразового использования ( мешок АМБУ) детский 1шт/год), концентратор кислорода стационарный ( 1 шт/год), фильтр тонкой очистки (воздушный) к кислородному концентрату ( 2 шт/год), фильтр грубой очистки к кислородному концентрату на входе ( 1 шт/год), трубка гастрономическая ( 2 шт/год), трубка для подачи кислорода ( 8 шт/год), удлинитель трубки для энтерального питания стерильный ( 12 шт/год), шприц для введения лекарств перорального/энтерального питания одноразового использования 50 мл ( 365 шт/год), 20 мл ( 365 шт/год), очиститель воздухъа фильтрующий высокоэффективный передвижной ( облучатель-рециркулятор) 1 шт /год, средство обеззараживающее для медицинского инструмента (кожный антисептик) 12 шт/год, у ингалятор ультразвуковой (Omron NE-C28 Plus) 1 шт/год). Обязать КГБУЗ «Красноярская межрайонная детская клиническая больница №» после выделения финансирования министерством здравоохранения К. края обеспечить получение Астраханцевым М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вышеприведенных медицинских изделий и расходных материалов. В случае удовлетворения иска решение суда об обеспечении Астраханцева М.В. медицинскими изделиями, обратить к немедленному исполнению в порядке, предусмотренном ст. 212 ГПК РФ. Взыскать с Министерства здравоохранения К. края в пользу Астраханцева М.В. компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
Впоследствии, в ходе судебного разбирательства прокурор <адрес>, а также материальный истец КГКУ «Психоневрологический интернат для детей <данные изъяты> исковые требования уточнили, процессуальный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ «КМДКБ №» проведена ВК, на которой скорректирован перечень медицинских изделий необходимых Астраханцеву М.В. Также установлено, что медицинские изделия и расходные материалы к ним не были переданы пациенту Астраханцеву М.В. не смотря на то, что имелись в наличии, либо могли быть приобретены на денежные средства выделенные министерством здравоохранения для выполнения государственного задания. Таким образом, с учетом предоставления министерством здравоохранения доказательств о выделении и перечислении в полном объеме денежных средств необходимых для обеспечения паллиативных пациентов необходимыми изделиями медицинского назначения и расходными материалами к ним на 2024 год, обязанность компенсации морального вреда лежит на КГБУЗ «КМДКБ №», по вине которого Астраханцев М.В. не был своевременно обеспечен медицинскими изделиями. На основании изложенного, просили взыскать с КГБУЗ «Красноярская межрайонная детская клиническая больница №» в пользу Астраханцева М.В. компенсацию морального вреда 20 000 рублей.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части исковых требований о возложении обязанности обеспечить несовершеннолетнего Астраханцева М.В. необходимыми медицинскими изделиями прекращено, в связи с отказом процессуального и материального истцов в указанной части.
В судебном заседании представитель процессуального истца Скорнякова Ю.В. уточненные исковые требования к КГБУЗ «КМДКБ №» о компенсации морального вреда поддержала в полном объеме.
Представитель материального истца КГКУ «Психоневрологический интернат для детей <данные изъяты> был надлежащим образом извещен о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил. Директор КГКУ «Психоневрологический интернат для детей <данные изъяты> Черноусова Т.И. представила заявление, в котором уточненные требования прокурора поддержала, указав, что в настоящее время несовершеннолетний обеспечен всеми необходимыми медицинскими изделиями и расходными материалами к ним.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения К. края Риндевич О.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление, исковые требования не признала, ссылалась на отсутствие оснований для удовлетворения требований, поскольку, учреждение было полностью профинансировано министерством здравоохранения с целью приобретения необходимых медицинских изделий.
Представители ответчиков КГБУЗ КМДКБ № Простакова А.С., Колмакова Н.Н., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании поддержали отзыв на исковое заявление, в котором указали, что Астраханцев М.В. состоит под наблюдением выездной патронажной службы паллиативной медицинской помощи с 2019 года. Диагноз, с которым пациент был передан в паллиативную службу: Основной: Т90.8Последствия тяжелой ОЧМТ, атрофия головного мозга; Сопутствующий: G80.0 Синдром двигательных нарушений в виде спастического тетрапареза. Вегетативное состояние. Симптоматическая посттравматическая эпилепсия с частыми простыми и сложными миоклоническими, тоническими приступами. Глубокая умственная отсталость, обусловленная органическим поражением ЦНС. Носитель гастро- и трахеостомы. Осложнения: Смешанные множественные контрактуры. Деформация грудной клетки приобретенная. S-образный сколиоз 2-3 <адрес> мальчик был осмотрен педиатром паллиативной службы в июне 2019 года. Пациент являлся носителем трахеостомы и гастростомы. В течение всего периода наблюдения Астраханцева М.В. в выездной патронажной службе паллиативной медицинской помощи детям (с апреля 2019 года) информации от лечащего врача педиатра КГБУЗ «КМДБ №» и сотрудников медицинской службы КГКУ ПНИ <данные изъяты> о нуждаемости Астраханцева М.В. в изделиях медицинского назначения не поступало. В ноябре 2023 года в ответ на запрос при подготовке заявки на ИМН на 2024 год сотрудниками КГКУ ПНИ <данные изъяты> была предоставлена заявка на паллиативных пациентов интерната, в т.ч. на Астраханцева М.В., в которую были включены следующие медицинские изделия: трубка трахеостомическая стандартная, одноразового использования (без манж.) 6 шт/год, тепло/влагообменник, одноразового использования для трахеостомы 365 шт/год, фиксатор трахеостомической трубки на шее пациента, одноразового использования 50 шт/год, повязка для трахеостомической трубки, стерильная 728 шт/год, щеточка для очистки внутренней канюли трахеостомической трубки, нестерильная 36 шт/год, фильтр аспирационной системы, микробный 12 шт/год, трубка для аспирационной системы, одноразового использования 8 шт/год, катетер аспирационной системы, общего назначения 3312 шт /год, салфетка для дезинфекции медицинских изделий уп (влажные салфетки дезинфицирующие №) 24 шт/год, аппарат искусственной вентиляции легких ручной, многоразового использования (мешок АМБУ) детский 1 шт/год, концентратор кислорода стационарный 1 шт/год, фильтр тонкой очистки (воздушный) к кислородному концентратору 2 шт/год, фильтр грубой очистки ( к кислородному концентратору на входе) 1 шт/год, трубка гастростомическая 2 шт/год, трубка для подачи кислорода 8 шт/год, удлинитель трубки для энтерального питания, стерильный 12 шт/год, шприц для введения лекарств перорально/энтерального питания, одноразового использования 365 шт/год, очиститель воздуха фильтрующий высокоэффективный, передвижной (Облучатель-рециркулятор) 1 шт/год, средство обеззараживающее для медицинского инструмента (кожный антисептик) 12 шт/год, ингалятор ультразвуковой (Omron NE-C28 Plus) 1 шт/год. Заключения лечащего врача с обоснованием нуждаемости Астраханцева М.В. в вышеперечисленных медизделиях не поступало. Нормативные документы, определяющие потребность пациента с диагнозом: Детский церебральный паралич в обеспечении медицинским оборудованием и изделиями медицинского назначения (далее - ИМН) к нему отсутствуют. Нуждаемость ребенка в определенном медицинском изделии определяется комиссионно, с учетом клинических проявлений заболевания и необходимости восполнять нарушенные функции организма (дыхание, глотание, кашлевой рефлекс и т.д.). Размеры расходных материалов, потребность в месяц определяются с учетом состояния пациента и фактического расхода ИМН в каждом конкретном случае и на основании «Стандарта санобработки и замены расходных материалов при использовании медиизделий на дому (при индивидуальном использовании у одного пациента)», разработанным Благотворительным фондом «Вера» — источник сайт: паллиатив.рф. Перечень медицинских изделий, которые могут предоставляться пациентам для использования на дому в рамках оказания паллиативной медицинской помощи, утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении перечня медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых для использования на дому». В указанный перечень входит медицинское изделие (МИ) - очиститель воздуха фильтрующий высокоэффективный, передвижной (код МИ - 152690). Согласно п. 3574 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" - воздух помещений следует обеззараживать с помощью разрешенных для этой цели оборудования и (или) химических средств, применяя следующие технологии: воздействие ультрафиолетовым излучением с помощью открытых и комбинированных бактерицидных облучателей (включая импульсные установки), применяемых в отсутствие людей, закрытых облучателей, в том числе рециркуляторов, позволяющих проводить обеззараживание воздуха в присутствии людей. Необходимое число облучателей для каждого помещения определяют расчетным путем с учетом объема помещения, типа и производительности установки. Учитывая вышеизложенное, облучатели - рециркуляторы не являются медицинским оборудованием, предоставляемым индивидуально для каждого паллиативного пациента. ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора КГКУ ПНИ <данные изъяты> было направлено письмо с просьбой предоставить информацию о количестве и площадях помещений, где требуется оснащение рециркуляторами (копия прилагается). В ответе от ДД.ММ.ГГГГ года директор ПНИ <данные изъяты> Т.И. Черноусова проинформировала учреждение, что помещения интерната, где находятся паллиативные пациенты, в полном объеме оснащены рециркуляторами и дополнительного оборудования не требуется (копия письма прилагается). Выписок, рекомендаций о нуждаемости Астраханцева М.В. в персональном небулайзере (ингаляторе) для постоянной ингаляционной терапии сотрудниками ПНИ <данные изъяты> не предоставлено. Заболевания и симптомы, требующие проведения лекарственной терапии с использованием ингалятора у пациента отсутствуют. Астраханцев М.В. постоянно наблюдается у невролога-эпилептолога и получает комбинированную противоэпилептическую терапию в таблетках и растворах для внутреннего применения. В течение всего периода наблюдения Астраханцева М.В. в ПНИ <данные изъяты> он находится на самостоятельном дыхании через трахеостому. Потребности в кислородном концентраторе и вакуумном электроотсосе для постоянного использования у пациента не было зарегистрировано до ДД.ММ.ГГГГ. При плановом осмотре мальчика врачом педиатром выездной патронажной службы ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что Астраханцев М.В. получает кислород через трахеостому при помощи кислородного концентратора. Со слов персонала ПНИ <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Астраханцев М.В. был выписан из стационара с рекомендациями о проведении кислородотерапии на скорости подачи кислорода 1-2 л/мин. Выписка из стационара сотрудникам патронажной службы до настоящего времени не предоставлена. У мальчика стоит тип гастростомической трубки (балонная), которая не требует использования переходников (инструкция прилагается). Потребность в гастростоме - 2 штуки в год. В предыдущие годы (в том числе в 2023 году) указанная потребность удовлетворялась в полном объеме, переходники не использовались.
Частью 4 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено право пациента, получающего паллиативную медицинскую помощь (далее ПМП) в амбулаторных условиях, на предоставление медицинских изделий для использования на дому. Данное право отражено в пункте 25 «Положения об организации оказания ПМП, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья», утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н/372н.
Согласно порядку передачи от медицинской организации пациенту (его законному представителю) медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, для использования на дому при оказании ПМП, утвержденному Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н, при выявлении медицинских показаний к оказанию ПМП и установления потребности пациента в медицинских изделиях для использования на дому, в медицинской документации пациента лечащим врачом должно быть оформлено заключение. К заключению лечащего врача также должны прилагаться информированное добровольное согласие пациента (его законного представителя) на медицинское вмешательство (далее - информированное добровольное, согласие) и анкета о состоянии домашних условий пациента, заполняемая и прилагаемая к заключению в случае передачи медицинских изделий для искусственной вентиляции легких (далее- аппарат ИВЛ) и медицинских изделий, предназначенных для использования совместно с аппаратом ИВЛ, либо медицинской кровати и медицинских изделий, предназначенных для использования совместно с медицинской кроватью.
На основании заключения лечащего врача, врачебной комиссией медицинской организации, в которой пациент получает ПМП в амбулаторных условиях, принимается решение о необходимости передаче пациенту (его законному представителю) медицинских изделий. Несмотря на отсутствие заключения лечащего врача о нуждаемости Астраханцева М.В.в МИ, на основании письма Министерства здравоохранения К. края № от ДД.ММ.ГГГГ была проведена врачебная комиссия по определению нуждаемости^ в обеспечении медицинскими изделиями согласно перечня, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.05.2019г. №н «Об утверждении перечня медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых для использования на дому» детей, пребывающих в КГКУ ПНИ <данные изъяты> Во врачебную комиссию КГБУЗ «КМДКБ №» по согласованию были включены заместитель главного врача по медицинской части КГБУЗ «КМДБ №» Т.В. Курдина и главный внештатный специалист Министерства здравоохранения К. края по паллиативной помощи детям Е.А. Шевчук.
Также в судебном заседании представитель ответчика Колмакова Н.Н. указала, что медицинская помощь оказывалась ребенку в полном объеме, права не были нарушены, не смотря на то, что медицинские изделия, указанные в иске прокурора на момент подачи иска не все были предоставлены Астраханцеву М.В. В настоящее время Астраханцев М.В. обеспечен всеми необходимыми медицинскими изделиями.
Суд в силу 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав пояснения представителя процессуального истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 12 ГК РФ относит компенсацию морального вреда к способам защиты нарушенных прав.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.
Одним из правовых условий компенсации морального вреда, согласно действующему законодательству, является вина причинителя вреда.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
Как следует из ст. 160.2.1 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств.
B статье 38.1 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Согласно статье 69.2 Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), орган местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного бюджетных средств распорядителя.
В соответствии с п. 3 ст. 9.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного субъектом РФ в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, осуществляются соответственно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.
Согласно Указу Г. К. края от ДД.ММ.ГГГГ №-у "Об утверждении системы исполнительных органов К. края министерство является органом исполнительной власти края, находящимся в подчинении Правительства К. края. Органы исполнительной власти края осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых Правительством К. края, которыми определяет компетенция таких органов.
Согласно статьям 8, 10 Закона К. края от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджетном процессе в К. крае» финансовый орган края - орган исполнительной власти края, осуществляющий непосредственное составление и организующий исполнение краевого бюджета.
Финансовый орган края, в том числе, обладает следующими бюджетными полномочиями: а) непосредственно составляет проект краевого бюджета, разрабатывает прогноз консолидированного бюджета края; б) организует исполнение краевого бюджета на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Бюджетные полномочия главных распорядителей (распорядителей), получателей средств краевого бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования К. края и иных участников бюджетного процесса определяются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно Указу Г. К. края от ДД.ММ.ГГГГ №-уг «Об утверждении системы исполнительных органов К. края» министерство является органом исполнительной власти края, находящимся в подчинении Правительства К. края. Органы исполнительной власти края осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых Правительством К. края, которыми определяется компетенция таких органов.
Постановлением Правительства К. края от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждено Положение о министерстве здравоохранения К. края.
Согласно пункту 3.60 Положения министерство в том числе, осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств и бюджетных полномочий главного администратора доходов краевого бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Постановлением Правительства К. края от ДД.ММ.ГГГГ №-п, утверждено Положение о министерстве здравоохранения К. края (далее - Положение). Согласно пункту 3.13, 3.60 Положения министерство в том числе осуществляет функций и полномочия учредителя (собственника имущества краевых государственных учреждений и краевых унитарных предприятий в областях (сферах) государственного управления, указанных в подпункте 2 пункта 1.1 Положения, в соответствии с федеральными законами и иным нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами края правовыми актами <адрес> и является главным распорядителем бюджетных средств и бюджетных полномочий главного администратор доходов краевого бюджета в соответствии с бюджетным законодательство Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующий бюджетные правоотношения.
Порядок формирования государственного задания в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержден Постановлением Правительства К. края от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) бюджетных заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией финансового обеспечения выполнения государственного
Объем (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
По решению органа государственной власти, государственного органа (органа местного самоуправления), осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, при определении объёма финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания используются нормативные затраты на выполнение работ.
В соответствии с пунктом 4 части 1 ст. 80 ФЗ № 323-ФЗ, в силу п. 9.1 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в К. крае на 2024 на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденной Постановлением Правительства К. края от ДД.ММ.ГГГГ N 1081-п медицинские организации и их подразделения обеспечиваются медицинскими изделиями, предназначенными для поддержания функций органов и систем организма человека, для использования на дому по перечню, утвержденному Министерством здравоохранения Российской Федерации, за счет средств краевого бюджета.
Объем субсидии на выполнение государственного задания определяется исходя из установленного объёма государственного задания и соответствующего норматива затрат в соответствии с постановлением Правительства К. края от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Порядка формирования государственного задания в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнен государственного задания» (далее - Постановление). По итогам ежеквартального мониторинга выполнения государственного задания объем субсидии на выполнение государственного задания в течение года может быть пересмотрен, и скорректированы ассигнования, направленные на его обеспечение.
Финансовое обеспечение оказания паллиативной медицинской помощи осуществляется министерством путем предоставления краевым государственным бюджетным и автономным учреждениям здравоохранения субсидии на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), за счет средств краевого бюджета.
Согласно статьям 22, 27 Закона К. края от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджетном процессе в К. крае» проект закона края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится <адрес> в <адрес> не позднее 15 октября текущего года. Принятый <адрес> закон края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период в срок до 7 рабочих дней направляется Г. края для подписания и обнародования.
Как установлено судом, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения края от 07.02.2023 №-орг оказание паллиативной специализированной помощи детям, пребывающим на дому, проживающим в <адрес>, в том числе детям, проживающим в стационарных организациях социального обслуживания на указанной территории отнесено к компетенции КГБУЗ «КМДКБ №».
Несовершеннолетний Астраханцев М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребёнком-инвалидом, что подтверждается справкой серии № от ДД.ММ.ГГГГ №, находится в КГКУ «Психоневрологический интернат для детей <данные изъяты>.
Для Астраханцева М.В. разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида № к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ.
С ноября 2023 года Астраханцев М.В. состоит под наблюдением выездной патронажной службы паллиативной медицинской помощи, с диагнозами: умственная отсталость глубокая, обусловленная последствием ОЧМТ. Атрофия головного мозга, вторичная ассиметричная внутренняя гидроцефалия, бульбарные нарушения, синдром двигательных нарушений в виде спастического тетрапареза с стойкими зщначительно-выраженными нарушениями статодинамической функции. Вегативное состояние. Симптоматическая посттравматическая эпилепсия с частными простыми и сложными миоклоническими, тоническими приступами, глубокая умственная отсталость. ЧАДЗН. ДХЛЖ. Трикуспидальная регургитация 1 <адрес> грудной клетки приобретенная. S-образный сколиоз 2-3 <адрес> деформация стоп.
Согласно заключению врачебной комиссии КГБУЗ «Красноярская межрайонная детская больница №» № от ДД.ММ.ГГГГ Астраханцеву М.В. присвоен статус паллиативного больного, внесен в регистр ПП, нуждается в постороннем уходе, в связи с полной исчерпанностью радикальной терапии или ее изначальной невозможностью, рекомендуемая форма организации паллиативной помощи – предусматривающая круглосуточное медицинское наблюдение и лечение. Группа заболеваний, подлежащих паллиативной медицинской помощи, к которой относится Астраханцев М.В. 4-ая группа - наличие необратимого, но не прогрессирующего, заболевания с тяжелыми формами инвалидности и подтвержденными осложнениями.
В соответствии с заявкой КГБУЗ «КМДКБ №» в адрес Министерства здравоохранения края о выделении денежных средств, для Астраханцева М. В. на 2024 год предусмотрено предоставление следующих медицинских изделий: трубка трахеостомическая стандартная одноразового использования ( без манж.) 6 шт/год, тепло/влагообменник одноразового использования для трахеостомы ( 365 шт/год), фиксатор трахеостомической трубки на шее пациента одноразоврого использования ( 50 шт/год), повязка для трахеостомической трубки стерильная ( 728 шт/год), щеточка для очистки внутренней канюли трахеостомической трубки нестерильная ( 36 шт/год), фильтр аспирационной системы микробный ( 12 шт/год), трубка для аспирационной системы одноразового использования ( 8 шт/год), катетер аспирационной системы общего назначения ( 3312 шт/год), салфетки для дезинфекции медицинских изделий ( влажные салфетки дезинфицирующие №) 24 шт/год), аппарат искусственной вентиляции легких ручной многоразового использования ( мешок АМБУ) детский 1шт/год), концентратор кислорода стационарный ( 1 шт/год), фильтр тонкой очистки (воздушный) к кислородному концентрату ( 2 шт/год), фильтр грубой очистки к кислородному концентрату на входе ( 1 шт/год), трубка гастрономическая ( 2 шт/год), трубка для подачи кислорода ( 8 шт/год), удлинитель трубки для энтерального питания стерильный ( 12 шт/год), шприц для введения лекарств перорального/энтерального питания одноразового использования 50 мл ( 365 шт/год), 20 мл ( 365 шт/год), очиститель воздухъа фильтрующий высокоэффективный передвижной ( облучатель-рециркулятор) 1 шт /год, средство обеззараживающее для медицинского инструмента (кожный антисептик) 12 шт/год, у ингалятор ультразвуковой (Omron NE-C28 Plus) 1 шт/год).
Соглашением о прядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания № гз от ДД.ММ.ГГГГ ( сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ) между Министерством здравоохранения К. края ( уполномоченным орган) и КГБУЗ «Красноярская межрайонная детская клиническая больница № » (учреждением) определен порядок и условия предоставления уполномоченным органом учреждению субсидии из краевого бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг, согласно которому ( п.2.1) уполномоченный орган обязуется перечислять учреждению субсидию в размере и в соответствии с графиком перечисления субсидии, учреждение в силу п. 2.3, обязуется осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг и предоставлять отчет об исполнении государственного задания.
В соответствии с графиком перечисления субсидии, являющегося приложением к указанному выше Соглашению, до ДД.ММ.ГГГГ учреждению должно быть перечислено 22 931 700 рублей.
Кроме того, соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения К. края (уполномоченным орган) и КГБУЗ «Красноярская межрайонная детская клиническая больница № » (учреждением) определен порядок предоставления учреждению из бюджета в 2024 году средств в целях развития паллиативной медицинской помощи (обеспечение пациентов, нуждающихся в паллиативной помощи,, медицинскими изделиями, предназначенными для поддержания функций органов и систем организма человека, для использования на дома) для достижения значений результатов в соответствии с приложением № по аналитическому коду цели № в т.ч. на комплекс процессных мероприятий «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Обеспечение первичной медико-санитарной помощи, паллиативной помощи» - краевым бюджетным учреждением здравоохранения на расходы для развития паллиативной помощи в размере 5 989 500,00 руб. в виде субсидии в целях, предусмотренных перечнем субсидий согласно приложению № к соглашению, сроком перечисления не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Решением врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом тяжести основного заболевания пациент Астраханцев М.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. нуждается в обеспечении расходными материалами и изделиями медицинского назначения : кислородный концентратор, вакуумный электроотсос, мешок Амбу, пульсоксиметр, расходные материалы к кислородному концентратору ( фильтр тонкой очистки (воздушный) к кислородному концентрату ( 2 шт/год), кислородная линия 4 шт/год), расходные материалы к вакуумному электроотсосу ( шланг-трубка аспирационная 6 шт/год, фильтр к аспиратору 12 шт/год, катетер аспирационный для полости рта, носа и трахеостомы 100 шт/мес на год 1200 шт., трубка трахеостомическая с манжетой 6 шт/год, тепловлагообменник на трахеостому 365 шт/год, фиксатор трахеостомической трубки 48 шт/год, салфетка под трубку трахеостомическую 730 шт/год, трубка гастрономическая питательная 2 шт/год, шприцы 365 шт/год.
При этом, в истекшем периоде 2024 года несовершеннолетнему Астраханцеву М.В. не были своевременно переданы необходимые медицинские изделия, не смотря на то, что могли быть приобретены на денежные средства выделенные министерством здравоохранения для выполнения государственного задания, что не оспаривалось стороной ответчика в судебном заседании.
Согласно Уведомления о бюджетных ассигнованиях (лимитах бюджетных обязательств) № от ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ КМДКБ № в рамках показателя «Оказание паллиативной медицинской помощи в рамках комплекса процессных мероприятий «реализация государственного задания и социального заказа на оказание услуг (работ) государственной программы К. края «Развитие здравоохранения», предусмотрены ассигнования текущего финансового года 8 906 800 руб.
Уведомлением об изменении бюджетных ассигнований от ДД.ММ.ГГГГ № КГБУЗ КМДКБ № выделены дополнительные средства в размере 20 938 565 руб. на оказание паллиативной медицинской помощи.
Как следует из пояснений представителей ответчика КГБУЗ КМДКБ №, денежные средства, утверждённые на расходы по паллиативной помощи, были распределены в том числе на заработную плату и налоги и для обеспечения паллиативных пациентов изделиями медицинского назначения, с учетом приоритетов, первоочередное - ИВЛ. Дополнительных средств на обеспечение расходными материалами паллиативных пациентов в течение первого полугодия 2024 года не было выделено, информации о дополнительном финансировании не имелось. На ДД.ММ.ГГГГ оставалось на счете около 400 000 руб., потребность оставалась на 26 000 000 руб. Денежные средства на приобретение медицинских изделий не были израсходованы в полном объеме по объективным причинам, в связи с поступлением новых паллиативных пациентов. В конце марта-начале апреля 2024 года дополнительное финансирование было осуществлено и необходимые медицинские изделия были приобретены. Не смотря на то, что у Астраханцева М.В. на момент подачи иска не было необходимого перечня медицинских изделий, на здоровье ребенка это никак не повлияло, поскольку медицинская помощь была оказана в полном объеме.
Согласно Устава КГБУЗ «КМДКБ №», учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ, К. края полномочий в сфере здравоохранения.
Предметом деятельности учреждения является медицинская помощь и иные виды разрешенных действующим законодательством и настоящим Уставом работ (услуг), предоставляемых гражданам и юридическим лицам ( п.2.2. Устава). Основным видом деятельности учреждения является медицинская деятельность по видам работ и услуг согласно лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Таким образом, при наличии приказа Министерства здравоохранения края от 07.02.2023 №-орг об отнесении к компетенции КГБУЗ «КМДКБ №» оказание паллиативной специализированной помощи детям, пребывающим на дому, проживающим в <адрес>, в том числе детям, проживающим в стационарных организациях социального обслуживания на указанной территории, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что действия ответчика КГБУЗ КМДКБ № привели к нарушению прав несовершеннолетнего Астраханцева М.В., который на момент подачи настоящего иска не был обеспечен необходимыми для жизнедеятельности медицинскими изделиями, при наличии выделенных в соответствии с вышеприведенными Соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ денежных средств для обеспечения необходимыми медицинскими изделиями всех паллиативных больных.
Определяя размер компенсации морального вреда, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, суд учитывает личность истца, характер и степень причиненных ему физических и нравственных страданий, фактических обстоятельств их причинения и наступивших последствий, срок несвоевременного обеспечения медицинскими изделиями, степень вины ответчика, и считает возможным взыскать с КГБУЗ КМДКБ № в пользу Астраханцева М. В. в лице законного представителя КГКУ «Психоневрологический интернат для детей <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетнего Астраханцева М. В. в лице законного представителя КГКУ «Психоневрологический интернат для детей <данные изъяты> к КГБУЗ «Красноярская межрайонная детская клиническая больница №» о компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярская межрайонная детская клиническая больница №» <данные изъяты> в пользу несовершеннолетнего Астраханцева М. В. <данные изъяты>) в лице законного представителя КГКУ «Психоневрологический интернат для детей <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам К. краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд <адрес>.
Председательствующий Л.В. Панченко
Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.