САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
УИД: 78RS0003-01-2020-004324-20
Рег. №: 33-13229/2021 Судья: Матусяк Т.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Санкт - Петербург «10» июня 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего |
Осининой Н.А., |
Судей |
Быстровой Г.В., Овчинниковой Л.Д., |
При секретаре |
Агафоновой Е.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2020 года по гражданскому делу №2-1989/2020 по иску Всеволожского городского прокурора к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от загрязнения.
Заслушав доклад судьи Осининой Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
У С Т А Н О В И Л А:
Всеволожский городской прокурор обратился в суд с иском к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от загрязнения отходами производства и потребления, незаконно размещенных на территории лесного фонда: в квартале № 89 выделе 28 Лемболовского участкового лесничества Всеволожского лесничества; в квартале № 86 выделе 6 Вагановского участкового лесничества Всеволожского лесничества; в квартале № 51 выделе 37 Ройкинского участкового лесничества Всеволожского лесничества в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2020 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, полагая что обязанности по очистке земель подлежат возложению на Территориальное управление Росимущества.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно требованиям ст. 113 ГПК РФ. От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, при этом от истца ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в судебную коллегию не представлено. При таком положении в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены состоявшегося решения.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ, статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологического благополучия населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно статье 83 Лесного кодекса РФ к ним относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (п. 4 ч. 1 и ч. 3).
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 13 октября 2015 года №336-П, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Согласно п. 4 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Нормой ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ установлены общие положения об охране и о защите лесов, предусматривающие, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Согласно пункту 1 ст. 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.
В силу части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, в том числе, осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Частями 3, 6 статьи 83 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 указанной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления полномочий, переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий не могут быть использованы на другие цели.
При рассмотрении дела судом установлено, что Всеволожской городской прокуратурой проведена проверка информации Всеволожского лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес» по вопросу загрязнения земель лесного фонда отходами производства и потребления от 06.07.2020.
Из акта о лесонарушении № 126 от 06.07.2020, составленного лесничим Ройкинского участкового лесничества Б., следует, что при плановом патрулировании территории лесничества 06.07.2020 года на расстоянии около 5,0 км. от д. Керро, в квартале № 51 выделе 37 обнаружено размещение отходов производства и потребления на площади 0,01 га объемом 20 куб.м. (л.д. 9-12).
Вышеуказанный земельный участок находится в границах МО «Куйвозовское сельское поселение», свободен от аренды и относится к землям лесного фонда.
Лесничим Вагановского участкового лесничества П. 06.07.2020 года при плановом патрулировании территории лесничества на расстоянии около 1,0 км. от д. Ваганово, в квартале № 86 выделе 6 обнаружено размещение отходов производства и потребления на площади 0,01 га объемом 3 куб.м., о чем составлен акт о лесонарушении № 127 от 06.07.2020 (л.д. 15-19).
Вышеуказанный земельный участок находится в границах МО «Рахьинское городское поселение», свободен от аренды и относится к землям лесного фонда.
Из акта о лесонарушении № 125 от 06.07.2020, составленного лесничим Лемболовского участкового лесничества Г., следует, что при плановом патрулировании территории лесничества на расстоянии около 2,0 км. от п. Васкелово, в квартале № 89 выделе 28 обнаружено размещение отходов производства и потребления на площади 0,002 га объемом 5 куб.м. (л.д. 22-25).
Вышеуказанный земельный участок находится в границах МО «Куйвозовское сельское поселение», свободен от аренды и относится к землям лесного фонда.
По факту загрязнения земель лесного фонда отходами, собственников отходов установить не представилось возможным по причине отсутствия признаков, указывающих на принадлежность отходов к конкретному лицу, отходы складируются на территории Всеволожского лесничества, указанное подтверждается материалами проверки.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, поскольку несанкционированная свалка расположена на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, не переданного по договору аренды, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса.
Специальным законодательством в области природопользования земель лесного фонда закреплена передача полномочий по организации охраны лесов и их защите Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а не Территориальным управлениям Росимущества.
Таким органом, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений на территории Ленинградской области, в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 № 341 «Об утверждении Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области» является Комитет по природным ресурсам Ленинградской области.
Пунктом 2.2 указанного Положения предусмотрено, что Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в сфере лесных отношений осуществляет полномочия по организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах; осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Согласно пункту 1.3 Положения, Комитет осуществляет деятельность непосредственно и через подведомственные государственные предприятия и государственные учреждения Ленинградской области.
Разрешая исковые требования и принимая решение об их удовлетворении, суд первой инстанции, верно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, и установив, что полномочия в сфере лесных отношений в Ленинградской области, переданные субъекту Российской Федерации - Ленинградской области, в том числе по организации охраны и защиты земель лесного фонда, подлежат исполнению Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области, пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что именно на данного ответчика должна быть возложена обязанность по проведению мероприятий по очистке спорного земельного участка от захламления отходами производства и потребления путем вывоза на лицензированный полигон отходов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Комитет по природным ресурсам Ленинградской области не является уполномоченным органом, и соответственно, является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку указанные доводы противоречат действующему законодательству, а также Положению о Комитете.
Проанализировав общие положения об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, установленные ст. 60.12 Лесного кодекса РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», суд правильно указал, что удаление (ликвидация) загрязнения лесов отходами производства и потребления относится к мерам защиты и санитарной безопасности в лесах.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии финансирования мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда, на правильность выводов суда не влияет и отмену решения суда не влечет, так как доводы жалобы в указанной части противоречат статье 83 Лесного кодекса РФ, согласно которой средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления указанных полномочий, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Двенадцатимесячный срок исполнения решения установлен судом с учетом объема работ и отвечает требования разумности и справедливости, обеспечивает соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
По результатам апелляционного рассмотрения дела судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции при разрешении дела правильно определил юридически значимые обстоятельства дела и верно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: