Апелляционное дело № 498/2019
Судья Иванов С.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 сентября 2019 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Ярадаева А.В.,
судей Арслановой Е.А., Иванова П.Д.,
при секретаре судебного заседания Андрияновой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «ЮРМА» о возложении обязанности запретить эксплуатацию пометохранилищ, поступившее по апелляционному представлению прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 12 ноября 2018 года, которым в удовлетворении иска прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики к ООО «Агрохолдинг «ЮРМА» отказано.
Заслушав доклад судьи Арслановой Е.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Чебоксарского района Чувашской Республики, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Агрохолдинг «ЮРМА» о возложении обязанности запретить эксплуатацию пометохранилищ до выполнения мероприятий по оборудованию полевых хранилищ- площадок для компостирования помета твердой фракции защитой от попадания атмосферных осадков, дождевой канализации - для перехвата поверхностного стока в зоне складирования полигона и дренажной системы - для отвода фильтрата.
Иск мотивирован следующими обстоятельствами. Прокуратурой в ходе проведенной проверки установлено, что пометохранилища ООО «Агрохолдинг «ЮРМА» №№1-6 (полевые хранилища - площадки для компостирования помета твердой фракции с переработкой: №1 с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.; №2 с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.; №3 с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.; №4 с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.; №5 с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.; №6 с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.), расположенные по адресу: <адрес>, находятся вблизи жилой застройки - на расстоянии 180- 360 м. с северо-востока и востока от частного сектора д. Чергаши и д. <адрес> Чувашской Республики. Обществом не обеспечена нормативная санитарно-защитная зона в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, что является нарушением п. 4.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 –«Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». Санитарно-защитная зона пометохранилищ не установлена, вопреки требованиям п. 3.1.6 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования по обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». Предельное накопление количества отходов на пометохранилищах, которое единовременно допускается размещать на его территории, определено предприятием без учета результатов инвентаризации отходов, образующихся в ходе производственного процесса, в том числе, без учета их физико - химических свойств, токсичности и уровней миграции компонентов отходов в атмосферный воздух, что является нарушением п. 3.12 СанПиН 2.1.7.1322-03. Условия и способы накопления, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов осуществляются с нарушениями санитарных правил и норм, что создает угрозу здоровью населения и среде обитания, является нарушением ч.1 ст. 22 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». ООО «Агрохолдинг «ЮРМА» при эксплуатации пометохранилищ, проведении процессов компостирования птичьего помета и дальнейшем его использовании не проводятся мероприятия, направленные на максимально возможное снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, по их улавливанию и обезвреживанию. Не проводятся организационно-технические или иные мероприятия, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха на прилегающей к предприятию селитебной территории согласно санитарным правилам. Все 6 лагун пометохранилищ не оборудованы защитой от попадания атмосферных осадков. Для перехвата поверхностного стока в зоне складирования полигона отсутствует дождевая канализация, а для отвода фильтрата - дренажная система, что является нарушением п.п. 3.1.1, 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 п. 4.20 СанПиН 2.1.7.1322-03. Пометохранилища, предназначенные для длительного хранения отходов сельскохозяйственного производства, эксплуатируются обществом без соблюдения условий санитарно-эпидемиологической безопасности для населения в части загрязнения атмосферного воздуха и окружающей среды. Нарушена технология компостирования птичьего помета, птичий помет, используемый в качестве органического удобрения, не соответствует предъявляемым требованиям. На пометохранилищах обществом в нарушение ч.3 ст. 22 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не проводиться радиационный контроль. Пометохранилище общества размещается на бывших площадях полевого хранения компоста, на одной промышленной площадке и граничит с сельхозугодиями, пустырями и оврагами. Выявленные нарушения создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, возникновения эпидемий, эпизоотий, причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды. По мнению прокурора, обществом нарушаются требования законодательства в области охраны окружающей среды, права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую вреду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, в связи с чем он вышел в суд с настоящим иском. Он просил возложить на общество обязанность запретить эксплуатацию пометохранилищ до выполнения мероприятий по оборудованию всех 6 полевых хранилищ- площадок для компостирования помета твердой фракции защитой от попадания атмосферных осадков, оборудовать дождевой канализации для перехвата поверхностного стока в зоне складирования полигона и дренажной системы - для отвода фильтрата.
Судом постановлено вышеуказанное решение, обжалованное прокурором Чебоксарского района Чувашской Республики на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности. Прокурор считает, что судом допущено нарушение норм материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. В апелляционном представлении. прокурор района, приводя доводы, аналогичные доводам искового заявления, просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные исковые требования.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора Яковлева А.Г., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителей ООО «Агрохолдинг «ЮРМА» Гончарову О.В., Степанова В.Т., возражавших против отмены решения суда первой инстанции, обсудив доводы апелляционного представления, решив вопрос о рассмотрении дела в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой Чебоксарского района совместно со специалистами Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области, Управлением Росприроднадзора по Чувашской Республике, Минприроды Чувашии, Федерального агентства по рыболовству, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике-Чувашии» в г. Новочебоксарске» проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в ООО «Агрохолдинг «Юрма».
При проведении проверки прокуратурой выявлен факт нарушения ООО «Агрохолдинг «ЮРМА» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части требований к размещению, хранению и обезвреживанию отходов производства, к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и потребления.
Так, по результатам проверки Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в г. Новочебоксарске актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 56-Н от 25 июня 2018 года установлено следующее:
Пометохранилище ООО «Агрохолдинг «ЮРМА» по адресу: <адрес>, расположено с наветренной стороны по отношению к жилой застройке и производственным площадям предприятия. При этом пометохранилище не оборудовано обособленной сетью ливнестоков с автономными очистными сооружениями, что является нарушением п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (далее СанПиН 2.1.7.1322-03).
Пометохранилище располагается на расстоянии 180 – 360 м с северо-востока и востока от жилых домов с приусадебными участками <адрес>. Такое расположение не обеспечивает нормативную санитарно-защитную зону, которая в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов предусмотрена в 1000 м., чем нарушен п. 4.2. СанПиН 2.1.7.1322-03, п. 3.1.6 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» (далее СанПиН 2.1.6.1032-01).
Реальное накопление количества отходов на пометохранилищах, которое единовременно допускается размещать на его территории, определено предприятием без учета результатов инвентаризации отходов образующихся в ходе производственного процесса ООО «Агрохолдинг «ЮРМА», в том числе, без учета их физико-химических свойств, токсичности и уровней миграции компонентов отходов в атмосферный воздух, что является нарушением п. 3.12. СанПиН 2.1.7.1322-03.
При таких обстоятельствах, условия и способы накопления, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения осуществляются с нарушениями санитарных правил и нормативов, что создает угрозу здоровью населения и среде обитания и является нарушением ч. 1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 252-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Так, согласно протоколу лабораторных исследований атмосферного воздуха № 237 А(Ч) от 06.06.2018, экспертного заключения №202-530 от 06 июня 2018 года установлено, что содержание аммиака в исследованных пробах атмосферного воздуха у деревни Асакасы (западная окраина, у пруда) Чебоксарского района Чувашской Республики на 05 июня 2018 г. составляет 0,21-0,25 мг/куб.м. - в период с 00 час.30 мин.до 00 ч.50 мин.; 0,29-0,30 мг/куб.м. - в период с 07 час. 45 мин.до 08 час.15 мин.; 0,66-0,72 мг/куб.м. в период с 13 час.10 мин. до 13 час.30 мин., при максимальной разовой предельно допустимой концентрации (далее ПДК) не более 0,2 мг/куб.м. Превышение ПДК содержания аммиака в атмосферном воздухе составило до 3,6 раз, что не соответствует требованиям ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений» и п. 2.2. СанПиН 2.1.6. 1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
Также при анализе протокола лабораторных испытаний №241 А(Ч) от 09.06.2018, экспертного заключения по оценке соответствия фактора среды обитания №202-535 от 9 июня 2018 года аккредитованного испытательного лабораторного центра филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии в г.Новочебоксарске», установлено, что в пробах атмосферного воздуха по определяемому показателю «аммиак», отобранных в рамках приказа Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике -Чувашии от 30.11.2017 года №2180 «Об организации лабораторного инструментального контроля факторов среды обитания в целях социально - гигиенического мониторинга в 2018 году, на западной окраине у пруда в зоне влияния пометохранилища ООО «Агрохолдинг «Юрма» по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, д. Асакасы, содержание аммиака в атмосферном воздухе на 08 июня 2017 года с 07 час. 00 мин. до 07 час. 20 мин. составило 0,23 +-0,06 мг/ куб.м. и превысило ПДК в 1,15 раза; с 13 час. 00 мин. до 13 час. 20 мин. -0,29+-0,07 мг/куб.м. и превысило ПДК в 1,45 раза установленные ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений».
При этом ООО «Агрохолдинг «Юрма» при эксплуатации пометохранилищ, проведении процессов компостирования птичьего помета, и в дальнейшем его использовании не проводятся мероприятия, направленные на максимально возможное снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, по их улавливанию и обезвреживанию. Не проводятся организационно-технические или иные мероприятия, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха на прилегающей к предприятию селитебной территории согласно санитарным правилам. Все 6 лагун на территории пометохранилища не оборудованы защитой от попадания атмосферных осадков. Для перехвата поверхностного стока в зоне складирования полигона не предусмотрена дождевая канализация, для отвода фильтрата - дренажная система, чем нарушаются п.п. 3.1.1, 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01, п. 4.20. СанПиН 2.1.7.1322-03.
Пометохранилище, предназначенное для длительного хранения отходов сельскохозяйственного производства, эксплуатируется ООО «Агрохолдинг «Юрма» без реализации условий санитарно-эпидемиологической безопасности (в части загрязнения атмосферного воздуха и окружающей среды) для населения, что является нарушением п. 4.4 СанПиН 2.1.7.1322-03. Кроме того, нарушена технология компостирования птичьего помета: не производится буртование птичьего помета, смешивание его с углеродосодержащим компонентом, ворошение с использованием ворошителя. Не прошедший требуемое технологическое компостирование и обезвреживание, птичий помет используется в качестве органического удобрения на землях сельскохозяйственного назначения ООО «Агрохолдинг «Юрма»;
На пометохранилищах ООО «Агрохолдинг «Юрма» не проводится радиационный контроль, что является нарушением ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №-52-ФЗ, требований п.1.1,3.4, 6.4 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»; п.4.23 СанПиН 2.1.7.1322-03.
В связи с вышеперечисленными выявленными нарушениями Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике -Чувашии в г. Новочебоксарск 25 июня 2018 г. вынесено предписание обществу об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований за №256-Н, о необходимости:
1. оборудовать обособленной сетью ливнестоков с автономными очистными сооружениями пометохранилище ООО «Агрохолдинг «ЮРМА» в срок до 21 сентября 2019 г.;
2. обеспечить нормативную санитарно-защитную зону в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, установить санитарно-защитную зону, в срок до 17 марта 2019 г.;
3. установить предельное накопление количества отходов на пометохранилище, которое единовременно допускается размещать на его территории, с учетом результатов инвентаризации отходов образующихся в ходе производственного процесса ООО «Агрохолдинг «ЮРМА» в срок - с 25 июня 2018 г. и далее постоянно;
4. провести мероприятия, направленные на приведение условий и способов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов пометохранилища в соответствии с санитарными правилами и нормативами, в том числе - на обеспечение содержания вредных веществ в атмосферном воздухе, на селитебной территории прилегающей к пометохранилищу в соответствие с гигиеническими нормативами, в срок с 25 июня 2018 г. и далее постоянно.
5. при эксплуатации пометохранилища, проведении процессов компостирования птичьего помета и его использовании провести мероприятия, направленные на максимально возможное снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, по их улавливанию и обезвреживанию. Для перехвата поверхностного стока в зоне складирования предусмотреть дождевую канализация, а для отвода фильтрата - дренажную систему, в срок до 21 сентября 2019 года.
6. обеспечить соблюдение технологии сбора, накопления, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения птичьего помета, обеспечивать требуемое технологическое компостирование и обезвреживание птичьего помета в качестве органического удобрения в срок - с 25 июня 2018 г. и далее постоянно;
7. установить радиационный контроль с 25 июня 2018 г. и далее постоянно.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республики - Чувашии в г. Новочебоксарск в связи с выявленными вышеназванными нарушениями в отношении общества составлен протокол № 275 от 04 июля 2018 года, на основании которого постановлением Чебоксарского районного суда от 12 сентября 2018 г. ООО «Агрохолдинг «ЮРМА» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250000 руб.
Указанные обстоятельства нарушения обществом правил и условий накопления, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов на вышеупомянутых пометохранилищах, требование о закрытии которых до проведения рекомендованных Роспотребнадзором мероприятий заявлено прокурором, иными доказательствами по делу не опровергнуты. Указанные нарушения привели к изменению состояния окружающей среды в районе жилых построек, расположенных в непосредственной близости от места размещения пометохранилищ, а именно превышению предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе.
При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, у суда первой инстанции не было оснований для вывода о том, что основания для удовлетворения требований прокурора не имеется, поскольку вопрос о приостановлении эксплуатации пометохранилищ был уже предметом судебного разбирательства при рассмотрении в отношении ООО «Агрохолдинг «Юрма» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ. По мнению суда первой инстанции, наложение запрета на эксплуатацию пометохранилищ приведет к приостановлению деятельности всего предприятия в целом, что несоразмерно допущенному обществом нарушению.
При обосновании своей позиции о необходимости отказа в применении такой меры ответственности как приостановлением деятельности до устранения причин негативного воздействия на окружающую среду, суд первой инстанции привел доводы о принятии ООО «Агрохолдинг «Юрма» ряда мер по устранению недостатков, указанных в вышеупомянутом акте проверки Роспотребнадзора.
Судебная коллегия полагает данный вывод не соответствующим закону.
Приостановление деятельности предприятия в качестве меры административного наказания не тождественно заявленной прокурором к применению мере гражданско-правовой ответственности в виде запрета эксплуатации производственного объекта, в связи с чем нельзя говорить о том, что данная мера была предметом судебного обсуждения и в ее применении судом было отказано.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право гражданина на благоприятную окружающую среду.
Статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности установлены гл. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Статьей 51 гл. 7 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, с учетом положений ч. 1 ст. 22 Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов.
В силу ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ, ч. 1 ст. 4, п. 2 ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются поверхностные и подземные воды, к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
В соответствии со ст. 56 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при нарушении природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Установленная ст. 42 Конституции РФ гарантия права гражданина на благоприятную окружающую среду может быть реализована путем предупреждения причинения вреда.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих права и создающих угрозу его нарушений.
Гражданско-правовая ответственность в виде запрета деятельности наступает в случаях, прямо предусмотренных ст. 1065 ГК РФ. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, причиняющей вред или угрожающей новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (п. 2 ст. 1065 ГК РФ).
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 1065 ГК РФ и разъяснений по его применению в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», суд вправе отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности (например, деятельности очистных сооружений и т.д.) при условии, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в п. 28 постановления от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», истец должен доказать реальность наступления такой опасности в результате осуществления ответчиком деятельности как нарушающей установленные требования в области охраны окружающей среды, так и соответствующей им на момент предъявления требования, и необходимость запрещения соответствующей деятельности. В п. 24 этого постановления разъяснено, что если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (п. 2 ст. 1065 ГК РФ, ст. ст. 34, 56, 80 Закона об охране окружающей среды).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 введена в действие новая редакция Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Согласно п.п. 2 п. 7.1.11. этого СанПиНа птицефабрики с содержанием более 400 тыс. кур-несушек и более 3 млн. бройлеров в год отнесены к 1-му классу опасности. Такие промышленные предприятия из-за высокой токсичности отходов и больших локальных объемов представляют собой серьезную угрозу для окружающей среды.
Пунктом 7 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 года № 27З запрещен ввод в эксплуатацию животноводческих объектов при наличии недостроенных систем сбора, удаления, хранения, обеззараживания и утилизации навоза, производственных стоков, дезинфекционных барьеров, ветеринарно-санитарных пропускников, очистных сооружений.
При наличии реально причиняемого вреда, возможность для такого предприятия несения значительных материальных затрат на случай приостановления эксплуатации пометохранилищ и в связи с этим вынужденной утилизацией навоза иным способ, не является достаточным основанием для неприменения к нему требований закона о приостановлении эксплуатации не соответствующих требованиям вышеприведенных нормативов лагун для хранения отходов.
При таких обстоятельствах, учитывая, что эксплуатация пометохранилищ при несоблюдении закрепленных в нормативных документах требований привела к нарушению качества окружающей среды в виде загрязнения воздуха аммиаком, что установлено Роспотребнадзором в вышеприведенном акте проверки от 25.06.2018 № 56-Н, а также рядом протоколов количественного химического анализа атмосферного воздуха, произведенных в 2018 году ПАО «ХИМПРОМ», требования прокурора о запрете эксплуатации хранилищ-площадок для компостирования помета твердой фракции до проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда, соответствовали требованиям закона и подлежали удовлетворению.
Поскольку судом нормы материального права были применены неправильно, судебная коллегия считает необходимым отменить постановленное по делу решение и принять новое – об удовлетворении иска прокурора.
Для выяснения вопросов, связанных с наличием причиняемого эксплуатацией пометохранилищ вреда и/или угрозой причинения вреда окружающей среде дальнейшей эксплуатацией пометохранилищ, определения соразмерности заявленного прокурором способа защиты права неопределенного круга лиц в виде запрета эксплуатации всех пометохранилищ и пр. судом назначена и поручена Федеральному государственному бюджетному учреждению «Нижегородский референтный центр федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» (далее ФГБУ «Нижегородский референтный центр Росельхознадзора») судебная экспертиза.
Из пояснений представителей ООО «Агроохолдинг «ЮРМА» Степанова В.Т., Гончаровой О.В., проведенной по делу ФГБУ «Нижегородский референтный центр Росельхознадзора» от 06 августа 2019 года судебной экспертизы следует, что указания, данные в предписании Роспотребнадзора № 56-Н от 25 июня 2018 г., о применении которых просил прокурор, обществом исполнены до проведения экспертизы и осмотра экспертом объекта исследования.
По результатам экспертизы установлено следующее.
На момент проведения экспертного обследования пометохранилищ № 1-6 установлено, что устройство и эксплуатация пометохранилищ отвечают основным требованиям, изложенным в п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» и п. 16.2 РД-АПК 1.10.15.02-17 «Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помёта», а именно: периметр площадки для хранения помета обвалован земляным грунтом, обнесен забором из металлических прутьев, сооружения на площадке расположены таким образом, что не препятствуют сквозному проветриванию пространства;
по границе площадки с наружной стороны ограждения имеются посадки зеленых насаждений в 1-2 ряда. С этой целью использован американский клен, который характеризуется минимальными требованиями к условиям выращивания и способностью к разрастанию в короткие сроки, что обеспечит эффективную защиту прилегающей к пометохранилищу селитебной территории;
• конструктивные решения лагун для сбора, накопления и хранения компоста из куриного помета обеспечивают герметичность, исключают процессы фильтрации жидкости в грунт и инфильтрации грунтовых вод в лагуны;
• поверхность площадки имеет водонепроницаемые бетонированные внутри площадочные проезды, которые характеризуются химической стойкостью и водонепроницаемостью;
• въезд и выезд на территорию площадки пометохранилища оборудован дезбарьерами для обработки автотранспорта;
• площадка пометохранилища оборудована сетью ливнестоков, лагуны для хранения перепревшего компоста оборудованы дренажной системой. Сбор ливневых стоков и дренажных вод осуществляется в специальные емкости, их утилизация проводится специализированной организацией;
• поверхность лагун, заполненных компостной смесью защищена от воздействия атмосферных осадков и ветра геомембранной пленкой;
технология обработки помета обеспечивает уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет: минимальной открытой поверхности накопления помета: компостирование происходит в одной лагуне; смешивания помета с абсорбирующими материалами (солома, опилки, торф), которые поглощают излишнюю влагу и химические вещества помета; помет и компостная смесь обрабатываются ускорителями биологических процессов, которые безопасны для окружающей среды, способствуют быстрейшему разложению компостной массы, устранению запахов, уничтожению патогенной микрофлоры.
Уменьшение санитарно-защитной зоны пометохранилища обосновано проектом, разработанным ИП Свинцов А.Н. в 2015 году, получившим положительное заключение санитарно -эпиддмиологической экспертизы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии» № 01-134 от 18.06.2015 г.
Согласно экспертному заключению расчётная величина санитарно-защитной зоны полевого хранилища составляет:
- в северном, северо-западном, западном, юго-западном, южном направлениях - 1000 м;
- в северо-восточном направлении - 210-260 м;
- в восточном направлении - 240-360 м;
- в юго-восточном направлении 310-490 м.
Существующий объем полевого хранилища является достаточным для хранения органического удобрения, получаемого из помета, поступающего с 2- производственных площадок: Чебоксарская и Лапсарская птицефабрики. При условии использования пяти лагун загруженность пометохранилища в течение года составляет около 60%.
Исходя из вышеизложенного, устройство и эксплуатация пометохранилищ № 1-5 отвечают основным требованиям, предъявляемым к такого рода сооружениям. Лагуна № 6 выведена из производственного цикла в связи с реконструкцией. Причинения вреда объектам окружающей среды в результате эксплуатации пометохранилищ № 1-6 ООО «Агрохолдинг «ЮРМА» не установлено.
Существующее устройство и порядок эксплуатации пометохранилищ № 1-6, которые были достигнуты в процессе реконструкции объекта не причиняют вреда окружающей среде, т. е. не вызывают негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, не влекут за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Выполнение мероприятий, предусмотренных проектом реконструкции площадки для хранения помета, позволило минимизировать воздействие объекта на окружающую среду.
Эксперт не обладает специальными познаниями для того чтобы дать правовую
оценку о соответствии устройства пометохранилищ требованиям действующего законодательства (санитарным, экологическим, техническим и пр. нормам и правилам). Несоблюдение экологических норм и правил может оказать негативное воздействие на компоненты окружающей среды или создать угрозу его возникновения.
Обустройство защиты лагун от попадания в них атмосферных осадков, оборудование дождевой канализации - для перехвата поверхностного стока и дренажной системы для отвода фильтрата, устройство дезбарьеров для обработки въезжающего на территорию и выезжающего автотранспорта способствовало устранению причиняемого вреда (или его угрозы) окружающей среде.
На вопрос суда о том, тождественны ли проведенные обществом после предъявления иска мероприятия по реконструкции пометохранилищ для компостирования помета твердой фракции требуемым прокурором мерам по их оборудованию защитой от попадания атмосферных осадков, оборудования дождевой канализацией для перехвата поверхностного стока в зоне складирования полигона и дренажной системы для отвода фильтрата, привели ли эти мероприятия к устранению причиняемого вреда или его угрозы, эксперт ответил положительно.
По мнению экспертов, в порядке реконструкции пометохранилищ, мероприятия в виде обеспечения крытости лагун, обустройства дренажной системы, ливнестоков, дезбарьеров, емкостей для сбора ливневых стоков, вывоза загрязненной воды из ливнестоков и дренажной системы проведены в полном объеме.
Указанные мероприятия тождественны требуемым прокурором мерам по оборудованию полевых хранилищ-площадок для компостирования помета твердой фракции защитой от попадания атмосферных осадков, оборудования дождевой канализацией для перехвата поверхностного стока в зоне складирования полигона и дренажной системы для отвода фильтрата.
Таким образом, в ходе рассмотрения спора по существу, после предъявления настоящего иска прокурором, ответчик произвел работы, о применении которых в целях устранения причин загрязнения окружающей среды просил прокурор.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым при принятии судом нового решения об удовлетворении иска прокурора о запрете эксплуатации всех 6 полевых хранилищ- площадок для компостирования помета твердой фракции с переработкой до их оборудования защитой от попадания атмосферных осадков, дождевой канализации для перехвата поверхностного стока в зоне складирования полигона и дренажной системы - для отвода фильтрата, считать данное решение суда исполненным..
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Отменить решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 12 ноября 2018 года, принять по делу новое решение.
Запретить ООО «Агрохолдинг «ЮРМА» эксплуатацию следующих полевых хранилищ- площадок для компостирования помета твердой фракции с переработкой:
- №1 с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.;
- №2 с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.;
- №3 с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.;
- №4 с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.;
- №5 с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.;
- №6 с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., до оборудования всех полевых хранилищ- площадок для компостирования помета твердой фракции защитой от попадания атмосферных осадков, оборудования дождевой канализации для перехвата поверхностного стока в зоне складирования полигона и дренажной системы - для отвода фильтрата.
Решение в указанной части считать исполненным.
Взыскать с ООО «Агрохолдинг «ЮРМА» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 6000 рублей.
Председательствующий: А.В. Ярадаев
Судьи: Е.А.Арсланова
П.Д. Иванов