Судья Гринюк М.А. дело № 33-1599/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 29 сентября 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Лелекова Н.Г. и Юровой О.В.,
при секретаре Ериной С.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Чемоданова А.В. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 июня 2015 года, по которому постановлено в удовлетворении иска Чемоданова А. В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл о включении в выслугу лет периода срочной службы в армии для назначении пенсии на льготных условиях отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Соснина А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чемоданов А.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл о возложении обязанности включить в выслугу лет период срочной службы в армии с <дата> по <дата>, из которого период с <дата> по <дата> из расчета месяц службы за полтора месяца, период с <дата> по <дата> из расчета 1 месяц службы за 3 месяца в целях назначения пенсии на льготных условиях, и назначить ему пенсию по выслуге лет на льготных условиях. В обоснование заявленных требований указал, что он проходил службу в уголовно-исполнительной системе. Во время прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации истец в период с <дата> по <дата> находился в составе объединенной группировки войск, выполняющих задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Республике Дагестан, а в период с <дата> по <дата> – в составе объединенной группировки войск, выполняющих задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Чеченской Республике. Истец полагает, что данные периоды подлежат зачету в выслугу лет для назначения ему пенсии как лицу, проходившему службу в органах уголовно-исполнительной системы, в вышеуказанном льготном исчислении. Однако ответчик отказал ему в зачете в выслугу лет для назначения пенсии этих периодов в льготном исчислении, с чем истец выражает несогласие.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Чемоданов А.В. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. В жалобе настаивает на своей позиции о наличии правовых оснований для льготного исчисления вышеуказанных периодов его нахождения в составе объединенной группировки войск, выполняющих задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Республике Дагестан и в Чеченской Республике, для назначения ему пенсии за выслугу лет.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения Чемоданова А.В. и его представителя Мельниковой М.А., поддержавших доводы жалобы, представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл Ширшовой Л.В., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из дела видно, что Чемоданов А.В. с <дата> по <дата> проходил срочную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, при этомв период с <дата> по <дата> находился в составе объединенной группировки войск, выполняющих задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Республике Дагестан, а в период с <дата> по <дата> – в составе объединенной группировки войск, выполняющих задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Чеченской Республике (л.д.13).
С <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> истец проходил службу в уголовно-исполнительной системе. Согласно выписке из приказа и.о. начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл <№> от <дата> об увольнении Чемоданова А.В. из уголовно-исполнительной системы, стаж непрерывной службы истца в уголовно-исполнительной системе в календарном исчислении составляет <...>, в льготном исчислении – <...> (л.д.32).
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что периоды службы истца в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации по призыву с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> не подлежат зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
Судебная коллегия соглашается с приведенным выводом суда и отмечает следующее.
Пенсионное обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы и военнослужащих, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируются Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон о пенсионном обеспечении), статья 1 которого распространяет его действие на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу). Статьей 2 Закона о пенсионном обеспечении установлено, что пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно статье 18 Закона о пенсионном обеспечении время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (части вторая, третья).
22 сентября 1993 года Советом Министров - Правительством Российской Федерации принято постановление № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее - Постановление), абзацем первым пункта 5 которого определено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
В силу части второй статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца. Данный закон вопросы пенсионного обеспечения непосредственно не регулирует, а устанавливает лишь общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Исходя из приведенного правового регулирования, суд первой инстанции правильно указал в обжалуемом решении, что общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17 июля 2003 г. № 268-О высказал правовую позицию, заключающуюся в том, что пенсия за выслугу лет как мера государственной социальной защиты военнослужащих, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, обусловлена их особым правовым статусом, предопределяемым характером военной службы. В целях поддержки и поощрения лиц, избравших своей профессиональной деятельностью военную службу и осуществляющих специфические задачи обороны страны, сопряженные с опасностью для их жизни и здоровья, государство вправе, исходя из особенностей условий прохождения военной службы, предусматривать для них льготы по пенсионному обеспечению, касающиеся, в частности, и исчисления выслуги лет для назначения пенсии при прохождении ими службы в особых условиях, равно как и определять порядок реализации этих льгот во времени и по кругу лиц. Установление такого рода льгот для военнослужащих, проходивших военную службу в особых условиях в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и, соответственно, дифференциация в пенсионном обеспечении, в том числе в правилах исчисления выслуги лет в зависимости от того, осуществлялась ли военная служба на профессиональной, контрактной основе либо она проходила по призыву, не может рассматриваться как не согласующаяся с требованиями конституционного принципа равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина и нарушающая право на пенсионное обеспечение.
Кроме того, из указанного выше определения Конституционного Суда Российской Федерации следует, что именно законодатель, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе связанные с необходимостью более широкого привлечения граждан Российской Федерации на военную службу на контрактной основе, вправе решать, целесообразно ли устанавливать правило о том, чтобы время их военной службы в особых условиях по призыву засчитывалось им в выслугу лет при назначении пенсии в соответствии со статьей 13 Закона о пенсионном обеспечении не в календарном, а в льготном исчислении.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения. Вследствие указанного жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чемоданова А. В. – без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи Н.Г.Лелеков
О.В.Юрова