Решение по делу № 33-1599/2015 от 02.09.2015

Судья Гринюк М.А.                                         дело № 33-1599/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола                                                         29 сентября 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.,

судей Лелекова Н.Г. и Юровой О.В.,

при секретаре Ериной С.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Чемоданова А.В. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 июня 2015 года, по которому постановлено в удовлетворении иска Чемоданова А. В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл о включении в выслугу лет периода срочной службы в армии для назначении пенсии на льготных условиях отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Соснина А.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Чемоданов А.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл о возложении обязанности включить в выслугу лет период срочной службы в армии с <дата> по <дата>, из которого период с <дата> по <дата> из расчета месяц службы за полтора месяца, период с <дата> по <дата> из расчета 1 месяц службы за 3 месяца в целях назначения пенсии на льготных условиях, и назначить ему пенсию по выслуге лет на льготных условиях. В обоснование заявленных требований указал, что он проходил службу в уголовно-исполнительной системе. Во время прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации истец в период с <дата> по <дата> находился в составе объединенной группировки войск, выполняющих задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Республике Дагестан, а в период с <дата> по <дата> – в составе объединенной группировки войск, выполняющих задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Чеченской Республике. Истец полагает, что данные периоды подлежат зачету в выслугу лет для назначения ему пенсии как лицу, проходившему службу в органах уголовно-исполнительной системы, в вышеуказанном льготном исчислении. Однако ответчик отказал ему в зачете в выслугу лет для назначения пенсии этих периодов в льготном исчислении, с чем истец выражает несогласие.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Чемоданов А.В. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. В жалобе настаивает на своей позиции о наличии правовых оснований для льготного исчисления вышеуказанных периодов его нахождения в составе объединенной группировки войск, выполняющих задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Республике Дагестан и в Чеченской Республике, для назначения ему пенсии за выслугу лет.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения Чемоданова А.В. и его представителя Мельниковой М.А., поддержавших доводы жалобы, представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл Ширшовой Л.В., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Из дела видно, что Чемоданов А.В. с <дата> по <дата> проходил срочную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, при этомв период с <дата> по <дата> находился в составе объединенной группировки войск, выполняющих задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Республике Дагестан, а в период с <дата> по <дата> – в составе объединенной группировки войск, выполняющих задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Чеченской Республике (л.д.13).

С <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> истец проходил службу в уголовно-исполнительной системе. Согласно выписке из приказа и.о. начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл <№> от <дата> об увольнении Чемоданова А.В. из уголовно-исполнительной системы, стаж непрерывной службы истца в уголовно-исполнительной системе в календарном исчислении составляет <...>, в льготном исчислении – <...> (л.д.32).

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что периоды службы истца в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации по призыву с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> не подлежат зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.

Судебная коллегия соглашается с приведенным выводом суда и отмечает следующее.

Пенсионное обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы и военнослужащих, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируются Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон о пенсионном обеспечении), статья 1 которого распространяет его действие на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу). Статьей 2 Закона о пенсионном обеспечении установлено, что пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно статье 18 Закона о пенсионном обеспечении время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (части вторая, третья).

22 сентября 1993 года Советом Министров - Правительством Российской Федерации принято постановление № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее - Постановление), абзацем первым пункта 5 которого определено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

В силу части второй статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца. Данный закон вопросы пенсионного обеспечения непосредственно не регулирует, а устанавливает лишь общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Исходя из приведенного правового регулирования, суд первой инстанции правильно указал в обжалуемом решении, что общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17 июля 2003 г. № 268-О высказал правовую позицию, заключающуюся в том, что пенсия за выслугу лет как мера государственной социальной защиты военнослужащих, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, обусловлена их особым правовым статусом, предопределяемым характером военной службы. В целях поддержки и поощрения лиц, избравших своей профессиональной деятельностью военную службу и осуществляющих специфические задачи обороны страны, сопряженные с опасностью для их жизни и здоровья, государство вправе, исходя из особенностей условий прохождения военной службы, предусматривать для них льготы по пенсионному обеспечению, касающиеся, в частности, и исчисления выслуги лет для назначения пенсии при прохождении ими службы в особых условиях, равно как и определять порядок реализации этих льгот во времени и по кругу лиц. Установление такого рода льгот для военнослужащих, проходивших военную службу в особых условиях в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и, соответственно, дифференциация в пенсионном обеспечении, в том числе в правилах исчисления выслуги лет в зависимости от того, осуществлялась ли военная служба на профессиональной, контрактной основе либо она проходила по призыву, не может рассматриваться как не согласующаяся с требованиями конституционного принципа равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина и нарушающая право на пенсионное обеспечение.

Кроме того, из указанного выше определения Конституционного Суда Российской Федерации следует, что именно законодатель, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе связанные с необходимостью более широкого привлечения граждан Российской Федерации на военную службу на контрактной основе, вправе решать, целесообразно ли устанавливать правило о том, чтобы время их военной службы в особых условиях по призыву засчитывалось им в выслугу лет при назначении пенсии в соответствии со статьей 13 Закона о пенсионном обеспечении не в календарном, а в льготном исчислении.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения. Вследствие указанного жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чемоданова А. В. – без удовлетворения.

Председательствующий                                                   А.Е.Соснин

Судьи                                                                                   Н.Г.Лелеков

О.В.Юрова

33-1599/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Чемоданов АВ
Ответчики
УФСИН России по РМЭ
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Соснин Алексей Евгеньевич
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
29.09.2015Судебное заседание
06.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2015Передано в экспедицию
29.09.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее