СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
дело № 3а-357/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Салехард 17 ноября 2020 г.
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Домрачева И.Г.,
при секретаре Кречмаровской Ю.Р.,
с участием представителя административного истца Вотиновой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя Новиковой А.А., поданного в интересах Дергача В.Н., об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества равной его рыночной стоимости,
установил:
представитель Новикова А.А. обратилась в суд с указанным выше административным иском.
К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого АО (далее также - Департамент), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому АО, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Ямало-Ненецкому АО; в качестве заинтересованных лиц: Администрация МО г.Салехард, Департамент экономики Ямало-Ненецкого АО.
Предметом пересмотра кадастровой стоимости является объект недвижимого имущества - здание (магазин по продаже бытовой техники с офисным помещением), назначение: нежилое, площадью 231,9 кв.м. с кадастровым номером №, расположенное по адресу <адрес>.
Требование административного иска - установить кадастровую стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере 5 686 948 рублей на дату оценки - 01.01.2016 (кадастровая стоимость 19 977 025,5 руб.).
В обоснование административного иска приведены доводы о том, что установленная кадастровая стоимость объекта, превышающая его рыночную стоимость, нарушает права и законные интересы административного истца - собственника объекта недвижимости.
С административным иском представлен отчёт № 335-09.2020, изготовленный ООО «Судебная экспертиза и оценка» о рыночной стоимости объекта недвижимости с определением итогового значения рыночной стоимости объекта оценки в 5 686 948 рублей.
Согласно поступившим от участвующих в деле лиц отзывам (возражениям):
Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого АО не оспаривает указанную административным истцом рыночную стоимость объекта недвижимости.
Департамент экономики Ямало-Ненецкого АО просит исключить его из числа ответчиков, поскольку ответчиком по данному делу должен выступать департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого АО, являющийся с 01.10.2017 его правопреемником по вопросам установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Иные участники свою позицию относительно административного искового заявления до суда не довели.
Административные ответчики и заинтересованные лица в суд представителей не направили, заявлений не сделали, отложить рассмотрение дела в судебном заседании не просили.
При отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 152 КАС РФ оснований для отложения судебного разбирательства, суд рассматривает и разрешает административное дело по существу.
Заслушав представителя Вотинову Т.Ю., исследовав письменные материалы дела, суд пришёл к выводу об удовлетворении иска, исходя из следующих установленных обстоятельств и норм закона.
Административный истец Дергач В.Н. является собственником объекта недвижимого имущества - здания (магазин по продаже бытовой техники с офисным помещением), назначение: нежилое, площадью 231,9 кв.м. с кадастровым номером №, расположенное по адресу <адрес>, что подтверждается выпиской ЕГРН (л.д.17).
В соответствии с пунктом 1 статьи 399, статьями 401, 402 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований, объектом налогообложения могут являться здание, строение, сооружение, помещение, налоговая база по общим правилам подлежит определению исходя из кадастровой стоимости данных объектов.
Законом Ямало-Ненецкого АО от 27.10.2014 № 83-ЗАО с 01 января 2015 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (статья 1).
Из положений части 1 статьи 245, пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ следует, что гражданин имеет право на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности.
При этом действующее законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости объектов недвижимости.
Из указанных законоположений следует, что административный истец как собственник объекта недвижимости и налогоплательщик, обязанный уплачивать налог на имущество физических лиц, исходя из его кадастровой стоимости, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости данного объекта.
Как следует из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость названного объекта определена по состоянию на 01.01.2016 в размере 19 977 025,5 руб. (л.16).
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29.07. 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичное условие определения кадастровой стоимости содержит часть 7 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно бремени доказывания стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце (ч.1 ст. 62, ч.5 ст. 247 КАС РФ).
Административный истец представил отчёт № 335-09.2020, выполненный ООО «Судебная экспертиза и оценка» о рыночной стоимости объекта недвижимости с определением итогового значения рыночной стоимости объекта оценки в 5 686 948 рублей (далее- Отчёт).
Согласно правилу части 1 статьи 61 КАС РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Обстоятельств недостоверности представленного отчета либо несоответствия его требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности не установлено.
Согласно пунктам 3, 4 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3) утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 299 отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, отчет об оценке выполняется в соответствии с заданием на оценку и содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений.
В соответствии с пунктом 11 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1) утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 297 основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.
Как усматривается из отчета, оценщиком был применен сравнительный подход к оценке, был мотивированно обоснован отказ от использования доходного и затратного подхода к оценке, что согласуется с требованиями стандартов оценки.
Представленный отчет рыночной стоимости объектов недвижимости является мотивированным, он отвечает критерию достоверности, его содержание соответствует статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», профессиональный оценщик его составивший, застраховавший гражданскую ответственность, соответствует требованиям законодательства и является субъектом оценочной деятельности.
Отчет является допустимым доказательством, подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость объекта недвижимости превышает его рыночную стоимость.
Доказательства, опровергающие выводы отчёта, методику определения рыночной стоимости, участвующими в деле лицам была предоставлена.
С учетом того, что кадастровая стоимость объекта недвижимости, установленная по результатам государственной кадастровой оценки, превышает его рыночную стоимость на одну и ту же дату, что нарушает права и законные интересы административного истца, суд находит требование административного искового заявление обоснованным.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06. 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Административный иск направлен в суд посредством почтовой связи 28.09.2020 (л.73).
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административный иск удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - здания (магазин по продаже бытовой техники с офисным помещением), назначение: нежилое, площадью 231,9 кв.м. с кадастровым номером №, расположенное по адресу <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 5 686 948 рублей по состоянию на 01.01.2016 года.
Дата обращения в суд - 28.09.2020 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через суд Ямало-Ненецкого АО.
Председательствующий /подпись/ Домрачев И.Г.
Мотивированная часть решения изготовлена 18 ноября 2020 г.