Дело № 2А-298/2018
РєРѕРїРёСЏ
Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2018 года
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Красноуральск
26 сентября 2018 года Красноуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Солобоевой О.А.,
при секретаре Тимошиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Местной общественной организации «Народная дружина городского округа Красноуральск» к Красноуральскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области об обжаловании постановления о взыскании исполнительского сбора,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
РќР° основании судебного приказа, вынесенного 11.09.2017 Арбитражным СЃСѓРґРѕРј Свердловской области РїРѕ делу в„– Рђ60-45381/2017 Рѕ взыскании СЃ Местной общественной организации «Народная РґСЂСѓР¶РёРЅР° РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Красноуральск» (должник) (далее – РњРћРћ «Народная РґСЂСѓР¶РёРЅР° РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Красноуральск») РІ пользу взыскателя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Красноуральске Свердловской области финансовых санкций Р·Р° непредставление страхователем РІ установленный СЃСЂРѕРє сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета РІ системе обязательного пенсионного страхования РїРѕ форме РЎР—Р’-Рњ Р·Р° январь 2017 РіРѕРґР° РІ размере 4000 рублей судебным приставом-исполнителем Красноуральского районного отдела судебных приставов УФССП РїРѕ Свердловской области Р¤РРћ4 14.06.2018 возбуждено исполнительное производство в„–-РРџ.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ неисполнением должником требований исполнительного документа РІ установленный СЃСЂРѕРє постановлением судебного пристава-исполнителя Р¤РРћ2 РѕС‚ 10.08.2018 СЃ РњРћРћ «Народная РґСЂСѓР¶РёРЅР° РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Красноуральск» взыскан исполнительский СЃР±РѕСЂ РІ размере 10 000 рублей.
Считая постановление судебного пристава-исполнителя Красноуральского районного отдела судебных приставов УФССП РїРѕ Свердловской области Р¤РРћ2 РѕС‚ 10.08.2018 Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° незаконным, РњРћРћ «Народная РґСЂСѓР¶РёРЅР° РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Красноуральск» обратилась РІ Красноуральский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ СЃ настоящим административным исковым заявлением.
Административный истец РњРћРћ «Народная РґСЂСѓР¶РёРЅР° РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Красноуральск» РІ лице руководителя Р¤РРћ3, РЅРµ согласившись СЃ данным постановлением, обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј, РІ котором указал, что Рѕ возбуждении исполнительного производства РЅРµ было известно, постановление Рѕ возбуждении исполнительного производства РЅРµ получал, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем исполнить судебный приказ, вынесенный Арбитражным СЃСѓРґРѕРј Свердловской области РЅРµ предоставлялось возможным. Р’РёРЅС‹ РњРћРћ «Народная РґСЂСѓР¶РёРЅР° РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Красноуральск» РІ неисполнении решения СЃСѓРґР° РЅРµ имеется. Отсутствие РІРёРЅС‹ должника РІ неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства может служить основанием для уменьшения размера исполнительского СЃР±РѕСЂР°, освобождения РѕС‚ ответственности РЅР° основании Рї. 1 СЃС‚. 401 ГК Р Р¤. Уменьшение СЃСѓРґРѕРј размера исполнительского СЃР±РѕСЂР° РЅРµ влечет Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ признания постановления судебного пристава-исполнителя Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° незаконным, Р° считается измененным. РџСЂРѕСЃРёС‚ освободить РњРћРћ «Народная РґСЂСѓР¶РёРЅР° РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Красноуральск» РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР°.
Р’ судебном заседании административный истец Р¤РРћ3, требования поддержал РїРѕ доводам, изложенным РІ административном РёСЃРєРµ. РџСЂРѕСЃРёР» освободить РѕС‚ исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ отсутствием РІРёРЅС‹. Указав, что РІ службу судебных приставов обращался лишь 11.09.2018 после того, как РёР· онлайн-кабинета стало известно Рѕ списании денежных средств СЃРѕ счета юридического лица.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Красноуральского районного отдела судебных приставов УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области Р¤РРћ2 административные исковые требования РЅРµ признал, РїСЂРѕСЃРёР» РІ удовлетворении требований отказать. РЎСѓРґСѓ РїРѕСЏСЃРЅРёР», что РЅР° основании судебного приказа Арбитражного СЃСѓРґР° Свердловской области РёРј 14.06.2018 вынесено постановление Рѕ возбуждении исполнительного производства РІ отношении РњРћРћ «Народная РґСЂСѓР¶РёРЅР° РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Красноуральск», предметом которого является взыскание штрафных санкций РІ размере 4000 рублей РІ пользу пенсионного органа, которое направлено РїРѕ месту нахождения юридического лица простым РїРёСЃСЊРјРѕРј. Р’ июле 2018 РіРѕРґР°, точную дату назвать РЅРµ может, Р¤РРћ3 Рє нему обращался, которому РІ устном РїРѕСЂСЏРґРєРµ было сообщено Рѕ возбуждении исполнительного производства, СЃ указанного времени установлен 5-ти дневный СЃСЂРѕРє для добровольного исполнения судебного решения. РџРѕР·Р¶Рµ РІ августе 2018 РіРѕРґР° вынесено постановление Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР°, обращено взыскание РЅР° денежные средства должника, находящиеся РІ кредитной организации. Затем 11.09.2018 РїСЂРё обращении Р¤РРћ3 последнему было выдано РїРѕРґ СЂРѕСЃРїРёСЃСЊ постановление Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР°.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы судебных приставов России по Свердловской области, Красноуральский РОСП УФССП по Свердловской области в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
Суд, заслушав объяснения административного истца, административного ответчика и исследовав письменные доказательства, приходит к следующему решению.
Порядок обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя предусмотрен ст. 218, ст. 360 КАС РФ, и ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которым субъектами обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя являются стороны исполнительного производства, иные лица, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействиями).
Статья 218 КАС РФ предусматривает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий, (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 11, 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению.
В силу части 2 статьи 112 Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с частью 3 данной статьи исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее десяти тысяч рублей с должника-организации.
Частями 6, 7 статьи 112 указанного Закона предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Главой 18 Закона об исполнительном производстве определены сроки и порядок обжалования решений и действий (бездействий) должностных лиц службы судебных приставов.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения, причем данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
При этом исполнительский сбор не подлежит взысканию, если судебный пристав-исполнитель не уведомил должника в установленном законом порядке о необходимости добровольного исполнения исполнительного документа в определенный срок.
В соответствии с п. 2.4 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденных ФССП России от 08.07.2014 №, уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона об исполнительном производстве исполнительные действия и меры принудительного исполнения в отношении организации применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона об исполнительном производстве лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываются к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных действий повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.
По правилам, установленным в п. п. 1, 3 ст. 27 Закона об исполнительном производстве, повестка, иное извещение, адресованные организации, вручаются работнику организации, который расписывается в получении повестки, иного извещения на уведомлении о вручении с указанием своих фамилии, инициалов и должности. При отсутствии адресата лицо, доставляющее повестку, иное извещение, отмечает на уведомлении о вручении, куда выбыл адресат и когда ожидается его возвращение, или делает отметку об отсутствии таких сведений.
При этом в соответствии с положениями ч. 2 ст. 29 Закона об исполнительном производстве определены критерии по которым лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными.
Оценка извещения должника об исполнительных действиях не может носить формальный характер, иное толкование привело бы к злоупотреблениям как со стороны недобросовестного должника, так и со стороны государственного органа, осуществляющего исполнительные действия.
Для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие документального подтверждения факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в ч. 13 ст. 30 Закона об исполнительном производстве.
При этом документы, подтверждающие факт уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.
К материалам дела судебным приставом-исполнителем приобщен список № 6 внутренних почтовых отправлений от 18.06.2018 в качестве доказательства направления должнику постановления о возбуждении исполнительного производства.
Рных документов, подтверждающих направление должнику РєРѕРїРёРё постановления Рѕ возбуждении исполнительного производства, РЅРµ представлено.
Представленный документ не может быть принят судом в качестве надлежащего доказательства соблюдения судебным приставом установленных требований.
Указанный список внутренних почтовых отправлений от 18.06.2018 не является документом, однозначно свидетельствующим о вручении постановления непосредственно МОО «Народная дружина городского округа Красноуральск».
Доказательств направления копии постановления о возбуждении исполнительного производства по адресу регистрации должника судебным приставом-исполнителем не представлено.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие вручение постановления о возбуждении исполнительного производства в установленный срок должнику с соблюдением правил статей 24 - 27 Закона об исполнительном производстве.
На момент вынесения оспариваемого постановления отсутствовали достаточные доказательства вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства или извещения его в соответствии с положениями статьи 29 Закона об исполнительном производстве, что свидетельствует о неисполнении судебным приставом-исполнителем обязанности по надлежащему извещению должника о необходимости исполнения исполнительного документа в определенный срок.
Постановление о взыскании исполнительского сбора нарушило права и законные интересы МОО «Народная дружина городского округа Красноуральск», поскольку на основании указанного постановления с расчетного счета должника 24.08.2018 списаны денежные средства в размере 10 000 рублей, что подтверждается выпиской операций по лицевому счету заявителя.
Оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено незаконно, а, следовательно, подлежит отмене, поскольку неисполнение надлежащим образом своих обязанностей судебным приставом-исполнителем нарушило права и охраняемые законом интересы должника в рамках исполнительного производства.
На основании изложенного, требование административного истца является обоснованными, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 62, 175, 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Освободить Местную общественную организацию «Народная РґСЂСѓР¶РёРЅР° РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Красноуральск» РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР° РїРѕ постановлению судебного пристава-исполнителя Красноуральского районного отдела судебных приставов УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области РѕС‚ 10.08.2018, принятому РІ рамках исполнительного производства в„–-РРџ, возбужденного РЅР° основании судебного приказа, вынесенного 11.09.2017 Арбитражным СЃСѓРґРѕРј Свердловской области РїРѕ делу в„– Рђ60-45381/2017.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Красноуральский городской суд.
Председательствующий: подпись
Копия верна.
Судья Красноуральского
Городского суда: О.А. Солобоева