№ 2- 319/2020
УИД – №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Онгудай 29 декабря 2020 года
Онгудайский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Иркитова Е.В.,
при секретаре Тойляшевой О.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Онгудайского района Республики Алтай, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика, Отдела образования Администрации МО «Онгудайский район», в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Нижне-Талдинская СОШ» о признании незаконным бездействия и обязании обустроить здание школы устройством молниезащиты в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Онгудайского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратился к МБОУ «Нижне-Талдинская СОШ» о признании незаконным бездействия и обязании обустроить здание школы устройством молниезащиты в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения МБОУ «Нижне-Талдинская СОШ» требований федерального законодательства в сфере противопожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что здание МБОУ «Нижне-Талдинская СОШ», расположенное по адресу: <адрес> Республики Алтай в нарушение требований СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения", утвержденного приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 546/пр, СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ №, устройством молниезащиты не оборудовано. Неприятие мер по обустройству здания МБОУ «Нижне-Талдинская СОШ» устройством молниезащиты ставит под угрозу жизни и здоровье как обучающихся, так и работников школы.
В судебном заседании старший помощник прокурора района Мечушев А.А. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика МБОУ «Нижне-Талдинская СОШ», Чадина А.С. в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель третьего лица - Отдела образования Администрации района (аймака) МО «Онгудайский район», извещенный надлежащим образом. в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами ( п. 2 ч.3 статьи 28 Закона).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Закона).
Частью 3 ст.3, п.8 ч.1 ст.41 Закона установлено, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в том числе, на принципе приоритета жизни и здоровья человека. Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии со ст. 20 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О пожарной безопасности" техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
На основании ст. 5.1 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О техническом регулировании" особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Частью 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Во исполнение названного положения Закона N 384-ФЗ Правительством Российской Федерации издано Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В силу п. 68 указанного Постановления является обязательным применение требований СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения".
Согласно п. 1.1.2 раздела 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны образовательные организации.
Устройство системы молниезащиты предусмотрено Инструкцией по устройству молниезащиты здании, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ № (СО 153-34.21.122-2003).
Из "Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций N СО 153-34.21.122-2003", следует, что все виды зданий, сооружений и промышленных коммуникаций независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности должны быть оборудованы устройствами молниезащиты.
Согласно таблице 2.1 Инструкции попадание молнии в школу может привести к отказу электроснабжения, вызвать панику, отказ системы пожарной сигнализации, вызывающий задержку противопожарных мероприятий.
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий образовательных учреждений, зданий дошкольных образовательных организаций.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В судебном заседании установлено, что согласно Устава, утвержденному приказом отдела образования администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» от ДД.ММ.ГГГГ №, МБОУ «Нижне-Талдинская СОШ» является образовательным учреждением.
Учредителем образовательной организации является Отдел образования Администрации района (аймака) МО «Онгудайский район».
Согласно сообщения начальника отдела образования Администрации района МО «Онгудайский район» от ДД.ММ.ГГГГ №, образовательные организации района не оснащены устройствами молниезащиты.
Из Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной помощником прокурора Онгудайского рай она Республики Алтай на предмет соблюдения федерального законодательства в сфере противопожарной безопасности, а также в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних установлено, что здание МБОУ «Нижне-Талдинская СОШ», расположенное по адресу: <адрес> Республики Алтай, в нарушение требований действующего законодательства не оборудовано устройством молниезащиты.
Доказательств тому, что на момент рассмотрения дела в суде указанные нарушения были устранены, ответчиком в судебное заседание не представлено.
Поскольку факт отсутствия системы молниезащиты в здании МБОУ «Нижне-Талдинская СОШ» нашел свое подтверждение в судебном заседании, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
В силу положений ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что для устранения выявленных нарушений требуются финансовые затраты, значительный объём времени, суд определяет срок для исполнения решения суда в виде шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Онгудайского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МБОУ ««Нижне-Талдинская СОШ», выразившееся в непринятии мер по устройству средствами молниезащиты здания образовательного учреждения.
Возложить на МБОУ ««Нижне-Талдинская СОШ» обязанность обустроить здание МБОУ ««Нижне-Талдинская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, устройством молниезащиты в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Онгудайский районный суд Республики Алтай.
Судья Е.В.Иркитов
Решение в окончательной форме принято 29 декабря 2020 года.