Дело № 12-3/2021
РЕШЕНИЕ
19 февраля 2021 года п. Струги Красные
Стругокрасненский районный суд Псковской области в составе судьи Богдановой Е. В.,
при секретаре Кузьминой Е.С.,
с участием представителя заявителя жалобы Пашковой А. В., представителя ГИБДД МО МВД России «Струго-Красненский» Кононовой Е.Г.,
рассмотрев жалобу должностного лица ГБУ ПО «Псковавтодор» Соловьева Алексея Игоревича на постановление мирового судьи СУ № 19 «Стругокрасненский район» Псковской области от 13.01.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи Судебного участка № 19 «Стругокрасненский район» Псковской области Павлова А. Г. от 13.01.2021 Соловьев А. И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Соловьев обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в котором просил его отменить, как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указал следующее.
С объективной стороны правонарушение, предусмотренное ст. 12.34 КоАП РФ, представляет собой два различных действия (бездействия): 1) нарушение правил ремонта и содержания дорог, 2) непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении. Таким образом, законодатель разделил основания ответственности по данной статье, поскольку в качестве одного из оснований наступления ответственности указано непринятие мер по «своевременному устранению» помех в дорожном движении, следовательно, ответственность может наступать только по истечении установленного для устранения помех времени.
Согласно Приказу МВД №380 протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, составляется при выявлении нарушений, по которым ГОСТом Р 50597-2017 не установлен срок устранения выявленных недостатков.
В связи с тем, что по выявленным 23.11.2020 недостаткам установлен срок устранения недостатков – 12 суток, оснований для составления протокола об административном правонарушении 26.11.2020, то есть через 3 суток после выявления недостатков не было.
В связи с устранением выявленных недостатков в рамках нормативных сроков, установленных ГОСТ Р50597-2017, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения. Кроме того, указал, что социально-опасные последствия правонарушения на указанной автомобильной дороге отсутствуют.
Относительно древесно-кустарниковой растительности суду предоставлена адресная программа работ на 2021 год, выполняемых ГБУ ПО «Псковавтодор» на основании Государственного задания в рамках содержания автомобильных дорог общего пользования регионального значения Псковской области, по автомобильной дороге Княжицы-Новоселье запланирована выборочная вырубка древесно-кустарниковой растительности (в материалах дела приложена выкопировка проекта адресной программы, приказ о сроках согласования адресной программы).
В судебном заседании представитель заявителя жалобы поддержала требования, изложенные в жалобе, подтвердила, что Соловьев А.И. является должностным лицом ГБУ ПО «Псковавтодор», а именно, директором обособленного структурного подразделения, в обязанности которого входит содержание дорог регионального значения, расположенных на территории Струго-Красненского района.
В судебном заседании госинспектор ГИБДД подтвердила факты, изложенные в протоколе об административном правонарушении, составленном ею 23.11.2021, просила отказать в удовлетворении жалобы.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Обжалуемое постановление вынесено мировым судьей по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении, составленного 26.11.2020 государственным инспектором дорожного надзора отделения ГИБДД МО МВД России «Струго-Красненский» лейтенантом полиции Кононовой Е.Г., в соответствии с которым Соловьев А. И., являющийся должностным лицом - директором Струго-Красненского филиала ГБУ ПО «Псковавтодор», 23 ноября 2020 года в 14 часов 10 минут с 25м+900м по 49км+350м а/д Княжицы - Новоселье Струго-Красненского района совершил нарушение п. 4.2, 5.2.4, 5.3.1, 7.1 ГОСТ Р 50597 - 2017, п. 1.3 ВСН 7-89 по несоблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, а именно на автодороге с гравийным покрытием имеются выбоины (достигающие размера 230см*270см*11см), гребенки (на участке полосы движения длиной более 100м площадью более 43м2), деформация дорожной одежды, имеющая вид углубления с плавно очерченными краями, на обочинах и в полосе отвода автомобильной дороги имеются посторонние предметы, не относящиеся к обустройству автомобильных дорог (деревья, кустарник), которые ограничивают видимость. Данные нарушения угрожают безопасности дорожного движения транспортных средств и пешеходов, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати до тридцати тысяч руб.; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч руб.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6); содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12).
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью ответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст утвержден "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", который устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов, в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. Предельные размеры выбоин не должны превышать: по площади 0,06 м2, по длине 15 см, глубине 5 см (таблица 5.3 ГОСТа Р 50597-2017).
В соответствии с п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов (таблица А.2 приложения А), влияющих на безопасность дорожного движения.
Пункт 7.1 ГОСТ Р 50597-2017 предусматривает условия для обеспечения видимости на дорогах, в числе которых не допускается устройство земляных валов, посадка деревьев и кустарников на обочинах дорог и в полосе отвода.
Нарушения ГОСТа Р 50597-2017, отраженные в протоколе об административном правонарушении, выявлены государственным инспектором дорожного движения 23.11.2020 в рамках осуществления надзора за безопасностью дорожного движения, при осуществлении проверки эксплуатационного состояния автомобильной дороги, что подтверждается Актом выявленных недостатков (л.д.8-9) с фототаблицей (л.д.10-13).
По результатам проверки 23.11.2020 в адрес ГБУ ПО «Псковавтодор» вынесено Представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечении безопасности дорожного движения, в котором установлен месячный срок для устранения нарушений (л.д.6-7).
Как следует из журнала производства работ по содержанию автодороги Княжицы-Новоселье км 25+900-54+379, работы по планировке автодороги и обочин производились структурным подразделением ГБУ ПО «Псковавтодолр» 07 и 17 ноября 2020 года (л.д.36-38), но из Акта выявленных недостатков от 23.11.2020 следует, что они не привели к приведению проезжей части и обочин в надлежащее и безопасное состояние. Следовательно, они являлись недостаточными для обеспечения надлежащего состояния дороги и обеспечения безопасности дорожного движения.
При этом ссылка заявителя жалобы на невозможность произведения работ до 25.11.2020 ввиду чрезмерной переувлажненности дорожного полотна и покрытия, что в силу п. 4.1.5 «ВСН7-89» (утв. Министерством автомобильных дорог РСФСР от 14.07.1989), давало ему право на восстановление дорожного покрытия только после наступления благоприятных погодных условий, надлежащим образом не подтверждена.
Довод жалобы о том, что содержанию автодороги в состоянии, соответствующем ГОСТУ, препятствовали погодные условия в ноябре 2020 года, не влияет на вывод о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, поскольку безопасность дорожного движения, охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий должна быть обеспечена в любое время года.
Согласно вышеуказанному журналу работ 25.11.2020 произведена планировка проезжей части и обочин автодороги, что свидетельствует об устранении части нарушений, выявленных госинспектором ГИБДД, но не свидетельствует об отсутствии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Кроме того, в соответствии с объяснениями представителя должностного лица, содержащимися в письменной позиции по делу и данными в судебном заседании, древесная растительность на обочинах и в полосе отвода автодороги до настоящего времени не вырублена, ограничение видимости, в том числе на опасных поворотах, не устранено.
Несостоятельными суд находит и доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен инспектором преждевременно, до истечения сроков, установленных для устранения недостатков ГОСТом Р-50597-2017.
Такого требования к составлению протоколов об административных правонарушениях, не содержат ни положения КоАП РФ, ни Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденный Приказом МВД России от 30.03.2015 N 380, на который ссылается заявитель жалобы.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Доказательства, содержащиеся в материалах дела об административном правонарушении, соответствуют требованиям, содержащимся в ст. 26.2 КоАП РФ, подтверждают, что нарушение обязательных требований на участке автодороги Княжицы - Новоселье Струго-Красненского района 23.11.2020 допущено по вине Соловьева А.И.
Вопреки доводам жалобы объективная сторона правонарушения не включает в себя социально-опасные последствия в виде причинения вреда жизни, здоровью и имуществу, но состоит в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения. Угроза безопасности дорожного движения установлена доказательствами, собранными по делу.
Наказание Соловьеву А.И. назначено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые влекут изменение или отмену постановления, не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу должностного лица ГБУ ПО «Псковавтодор» Соловьева Алексея Игоревича оставить без удовлетворения, постановление мирового судьи СУ № 19 «Стругокрасненский район» Псковской области от 13.01.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ - без изменения.
Судья Е. В. Богданова