УИД 16RS0№-87
Дело №
Учет 189г
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 апреля 2024 года город Заинск
Заинский городской суд Республики Татарстан в составе
председательствующего Горшунова С.Г.,
при секретаре Алдошиной Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Исполнительному комитету Заинского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на объект недвижимости в силу приобретательной давности,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Исполнительному комитету Заинского муниципального района Республики Татарстан с требованиями о признании права собственности на объект недвижимости в силу приобретательной давности.
В обоснование иска указано, что в период с 1979 года по настоящее время, то есть более 15 лет, ФИО1 добросовестно, открыто и непрерывно владеет и пользуется садовым домом, расположенным на земельном участке № в НСТ «Энергетик», при этом, не являясь его собственником.
Указанное имущество не является федеральной, областной и (или) муниципальной собственностью, не обременено правами третьих лиц, в залоге и под арестом не находится.
Указанным имуществом ФИО1 на протяжении указанного периода владеет открыто и добросовестно, не скрывает свои права на него, имущество из его владения никогда не выбывало, претензий от каких-либо государственных органов власти и/или других юридических лиц к истцу не предъявлялось, свои права в качестве спорных на имущество никто не предъявлял.
Просит признать за ним право собственности на объект недвижимого имущества - садовый дом, обозначенный литерой «А», расположенный на земельном участке № в НСТ «Энергетик» в силу приобретательной давности.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца ФИО4, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, пояснив вышеизложенное. Суду дополнил, что в конце 1969 года ФИО1 приобрел земельный участок прежнего собственника. В 1979 году на данном земельном участке истцом был возведен садовый дом. С того времени истец пользуется и владеет спорным садовым домом как собственным, ежегодно оплачивает членские взносы в садовое общество.
Представитель ответчика – Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился. Из письменного отзыва следует, что Исполнительный комитет Заинского муниципального района возражает по заявленным требованиям, поскольку в распоряжении истца отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие предоставление ему земельного участка, а также документы подтверждающие факт владения и распоряжения имуществом в течение 15 лет.
Представитель ответчика – Исполнительного комитета <адрес> муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представитель третьего лица - Палаты имущественных и земельных отношений Заинского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Выслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела и оценив все в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
В пункте 3 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на земельном участке № в с-о «Энергетик» расположен садовый дом, площадь здания которого составляет 25,3 кв.м., что подтверждается копией технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-14).
Из технического плана здания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что садовый <адрес> года постройки, площадью объекта недвижимости 25,3 в.м., расположен на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, Заинский муниципальный район, <адрес>, с/о «Энергетик», уч.69 (л.д.15-20).
Согласно справке, выданной НСТ «Энергетик» ДД.ММ.ГГГГ и уточнения к ней, следует, что с 1979 года ФИО1 фактически владеет садовым домом, расположенным на земельном участке № в НСТ «Энергетик». На протяжении указанного периода владения и пользования ФИО1 указанным садовым домом и земельным участком, последний своевременно и полном объеме производит внесение соответствующих членских взносов. Долговых обязательств в отношении указанного садового дома, указанное лицо перед НСТ «Энергетик» не имеет (л.д.25).
Как следует из членских книжек, выданных садоводческим товариществом «Энергетик», ФИО1 с 1969 года по настоящее время ежегодно уплачивает членские взносы (л.д.26-31).
Согласно выписки их Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, собственником земельного участка с кадастровым номером 16:48:070105:1716, расположенный по адресу: <адрес>, Заинский муниципальный район, <адрес>, с/о «Энергетик», уч.2, площадью 818 +/- кв.м., является муниципальное образование «<адрес> муниципального района Республики Татарстан» (л.д.68-69).
С учетом исследованных по делу доказательств суд приходит к выводу о том, что ФИО1 с 1979 года непрерывно, добросовестно и открыто пользуется садовым домом, поддерживает его в надлежащем техническом состоянии.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № и Пленума Высшего Арбитражного Суда № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Не наступает перерыв давностного владения в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом пункта 16 приведенного выше Постановления, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же Постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
По смыслу положений статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено и в том случае, если владение началось по соглашению с собственником или иным лицом о передаче права собственности на данное имущество, однако по каким-либо причинам такая сделка в надлежащей форме и установленном законом порядке не была заключена и переход права собственности не состоялся (лицо, намеренное передать вещь, не имеет соответствующих полномочий, не соблюдена форма сделки, не соблюдены требования о регистрации сделки или перехода права собственности и т.п.).
Отсутствие надлежащего оформления сделки и прав на имущество применительно к положениям статьи 254 Гражданского кодекса Российской Федерации само по себе не означает недобросовестности давностного владельца. Напротив, данной нормой предусмотрена возможность легализации прав на имущество и возвращение его в гражданский оборот в тех случаях, когда переход права собственности от собственника, который фактически отказался от вещи или утратил к ней интерес, по каким-либо причинам не состоялся, но при условии длительного, открытого, непрерывного и добросовестного владения (определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 41-КГ15-16).
Требование о том, что на момент вступления во владение у давностного владельца должны были иметься основания для возникновения права собственности, противоречит смыслу статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в таком случае право собственности должно было возникнуть по иному основанию.
При этом давностное владение недвижимым имуществом, по смыслу приведенных выше положений абзаца второго пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществляется без государственной регистрации.
В частности, пунктом 60 названного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда разъяснено, что после передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Факт добросовестного, открытого владения ФИО1 садовым домом в НСТ «Энергетик» с 1979 года подтверждается собранными по делу доказательствами.
Ответчики длительное время не оспаривают владение ФИО1 садовым домиком, требований о сносе спорного строения не предъявлялись. Доказательства, свидетельствующие о том, что строение – садовый дом нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан, в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного, суд полагает требование ФИО1 о признании за ним права собственности на садовый домик площадью 25,3 кв. м. расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, Заинский муниципальный район, <адрес>, с/о «Энергетик», уч.69, в силу приобретательной давности, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 – удовлетворить.
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на садовый дом, площадью 25,3 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, Заинский муниципальный район, <адрес>, <адрес>, в силу приобретательной давности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Заинский городской суд Республики Татарстан.
Председательствующий С.Г. Горшунов
Мотивированное решение составлено 08 мая 2024 года.
Председательствующий С.Г. Горшунов