Решение по делу № 33а-5253/2019 от 29.08.2019

Судья Серебрякова О.И. Дело № 2а-740/2019

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 02 октября 2019 года № 33а-5253/2019

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Коничевой А..А.,

судей Ширяевской Е.С., Молоковой Л.К.,

при секретаре Кудряшовой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Комарова А.А. на решение Сокольского районного суда Вологодской области от 16 июля 2019 года, которым ему в удовлетворении административных исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области о восстановлении срока для обжалования и признании незаконным решения от 3 апреля 2019 года № 35-0-1-107/3011/2019-630 об отказе в снятии приостановления при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <....> - отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Коничевой А.А., объяснения административного истца Комарова А.А., представителя административного ответчика Никоноровой Т.О., судебная коллегия

установила:

Комаров А.А. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра) о признании незаконным решения об отказе в снятии приостановления от 03 апреля 2019 года №35-0-1-107/3011/2019-630 при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <....>.

В обоснование требований указал, что 29 ноября 2018 года он обратился в администрацию Усть-Кубинского района с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.

Постановлением от 21 января 2019 года №40 ему было согласовано предоставление в собственность без проведения торгов земельного участка из категории земель населенных пунктов, ориентировочной площадью 182 кв.м., расположенного по адресу: <....>. После проведения кадастровых работ 06 февраля 2019 года он обратился в Управление Росреестра для постановки участка на кадастровый учет.

14 февраля 2019 года истец получил уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сроком до 14 мая 2019 года в связи с тем, что предельный минимальный размер земельных участков, предоставляемых в собственность, составляет 300 кв.м.

19 марта 2019 года постановление от 21 января 2019 года № 40 отменено и предварительно согласовано предоставление этого же участка в аренду без проведения торгов.

25 марта 2019 года повторно обратился в Управление Росреестра для постановки участка на кадастровый учет и снятии приостановления его постановки с приложением межевого плана с предоставлением участка в аренду.

03 апреля 2019 года им было получено решение об отказе в снятии приостановления №35-0-1-107/3011/2019-630 на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

С данным решением он не согласен, считает его незаконным, принятым с нарушением норм действующего законодательства, поскольку в законодательстве не имеется запретов на предоставление гражданам в аренду земельных участков, имеющих минимальные или максимальные размеры. При оформлении межевого плана кадастровым инженером нарушений не допущено, поэтому ссылка на пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» является необоснованной.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области.

Судом вынесено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Комаров А.А. просит признать решение суда первой инстанции незаконным и принять по делу новое решение об удовлетворении требований. Считает решение принятым с нарушением норм материального и процессуального права. Указал, что, исходя из норм Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление участка в собственность и аренду - это разные виды права. Судом не дана оценка доводу о необоснованности ссылки на пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в решении Управления Россреестра.

В заседании суда апелляционной инстанции административный истец Комаров А.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель административного ответчика по доверенности Никонорова Т.О. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица администрации Усть-Кубинского муниципального района в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, в связи с чем судебной коллегией принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, полагает, что решение принято судом с учетом фактических обстоятельств дела и требований действующего законодательства.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 227 данного Кодекса решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий (бездействия) и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что по состоянию на 03 апреля 2019 года основания для приостановления осуществления государственной регистрации образуемого земельного участка площадью 182 кв.м. не отпали, решение об отказе в снятии приостановления осуществления государственной регистрации образуемого земельного участка площадью 182 кв.м. вынесено законно и обоснованно, поэтому оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.

С таким выводом соглашается судебная коллегия по следующим причинам.

В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с законодательством в отношении земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования устанавливаются их предельные минимальные и максимальные размеры.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 11.9 указанного кодекса предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами; предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с Земельным кодексом, другими федеральными законами.

Изложенное согласуется и с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе, их площадь.

Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями Закона Вологодской области от 03 декабря 2009 года №2157-ОЗ «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства» максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель составляют: для ведения садоводства - 0.30 га; для ведения огородничества - 0.30 га; для ведения животноводства - 10.00 га; для ведения дачного строительства - 0.30 га.

Минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель составляют: для ведения садоводства - 0.03 га; для ведения огородничества - 0.03 га; для ведения животноводства - 0.03 га; для ведения дачного строительства - 0.15 га.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 29 ноября 2018 года Комаров А.А. обратился в администрацию Усть-Кубинского района с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.

Постановлением от 21 января 2019 года №40 Комарову А.А. согласовано предоставление в собственность без проведения торгов земельного участка, который предстоит образовать, из категории земель населенных пунктов ориентировочной площадью 182 кв.м., расположенного по адресу: <....>, постановлено обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении участка.

06 февраля 2019 года Комаров А.А. обратился в Управление Росреестра для постановки земельного участка на кадастровый учет.

14 февраля 2019 года в адрес Комарова А.А. направлено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сроком до 14 мая 2019 года (в связи с тем, что площадь образуемого земельного участка меньше предельного минимального размера).

Постановлением администрации Усть-Кубинского муниципального района №254 от 19 марта 2019 года утверждена и предварительно согласована схема расположения земельного участка, который предстоит образовать, для предоставления в аренду Комарову А.А., площадью 182 кв.м. находящегося в территориальной зоне Ж-1 (зона усадебной жилой застройки) в границах кадастрового квартала №..., расположенного по адресу: <....>, с видом разрешенного использования «сады, огороды».

Данным постановлением отменено постановление администрации Усть-Кубинского муниципального района №40 от 21 января 2019 года.

25 марта 2019 года Комаров А.А. повторно обратился в Управление Росреестра для постановки земельного участка на кадастровый учет и снятии приостановления.

03 апреля 2019 года Управлением Росреестра по Вологодской области вынесено решение об отказе в снятии приостановления, из которого следует, что представленный межевой план оформлен в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, площадью 182 кв.м. и видом разрешенного использования «сады, огороды», тогда как предельный минимальный размер земельного участка установлен Законом Вологодской области от 03 декабря 2009 года №2157-ОЗ «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства» составляет 300 кв.м.

12 апреля 2019 года в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета Комаровым А.А. подано заявление об обжаловании решения об отказе в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета.

08 мая 2019 года апелляционной комиссией принято решение №133 об отказе в принятии к рассмотрению заявления Комарова А.А. в связи с пропуском срока подачи такого заявления, который составляет 30 дней.

15 мая 2019 года Управлением росреестра принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.

Административный истец Комаров А.А. полагает, что поскольку он испрашивает земельный участок не в собственность, а в аренду, то правило о предельных размерах земельных участков на него не распространяется.

Такой вывод основан на ошибочном понимании норм материального права.

Так, в статье 2 (1) Закона Вологодской области от 03 декабря 2009 года №2157-ОЗ «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства» указано, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, установленные настоящим законом области, применяются для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки на территориях муниципальных образований области.

Исходя из смысла приведенных выше норм, предельные размеры земельных участков применяются не только при их предоставлении в собственность, но и для целей их образования и предоставления в иные формы владения.

Образуемый земельный участок размером 182 кв.м, выделяемый административному истцу, вышеуказанным требованиям не соответствует.

Кроме того, Комаров А.А. пояснил, что данный земельный участок требуется ему для постройки лодочного гаража, что не соответствует виду разрешенного использования и противоречит основным принципам земельного законодательства.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что предельные размеры земельных участков применяются не только при их предоставлении в собственность, но и для целей их образования и предоставления в иные формы владения, поэтому доводы апелляционной жалобы в этой части являются несостоятельными.

Доводы жалобы о том, что судом не дана оценка по второму пункту требований о том, что ссылка на пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в решении является необоснованной, судебной коллегией отклоняется.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 указанного Федерального закона, осуществление государственной регистрации права и кадастрового учета приостанавливается, форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Для постановки земельного участка на кадастровый учет Комаровым А.А. представлен межевой план.

Требования к подготовке межевого плана установлены приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», в соответствии с подпунктом 2 пункта 22 которого для подготовки межевого плана используются нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.

Вместе с тем, размер земельного участка в предоставленном Комаровым А.А. межевом плане меньше предельного минимального размера, поэтому ссылка на указанный пункт Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ является обоснованной, государственный кадастровый учет был приостановлен правомерно.

Принимая во внимание обстоятельства дела в совокупности с предписаниями вышеприведенных законоположений, суд пришел к правильному выводу о законности оспариваемого решения.

Оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сокольского районного суда Вологодской области от 16 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комарова А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

30.08.2019[Адм.] Передача дела судье
02.10.2019[Адм.] Судебное заседание
11.10.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2019[Адм.] Передано в экспедицию
27.01.2020Передача дела судье
27.01.2020Судебное заседание
27.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2020Передано в экспедицию
17.08.2020Передача дела судье
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Передано в экспедицию
02.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее