Решение по делу № 2а-294/2019 от 01.10.2019

УИД                           Дело № 2а-294/2019      

                  Р Е Ш Е Н И Е

                

                                             Именем Российской Федерации

     15 ноября 2019 года                                                                                     г. Солигалич         

    Чухломский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего-судьи Лебедева В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Костромской области к Тихомировой О.В. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пени на общую сумму <данные изъяты> рубля,                                                     

                                                          У С Т А Н О В И Л:

    Межрайонная инспекция ФНС России № 7 по Костромской области (далее инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с иском к Тихомировой О.В. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пени на общую сумму <данные изъяты> рубля, мотивируя тем, что на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области состоит в качестве налогоплательщика Тихомирова О.В. (далее - ответчик). По данным ЕГРН ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя администрацией Солигаличского района с 02.07.1998 года за per. , перерегистрирован МИФНС № 2 по Костромской области с 17.12.2004 года за ОГРНИП . Прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 11.09.2013 года.

     С 03.07.1997 года Тихомирова О.В. была зарегистрирована отделом Пенсионного Фонда РФ по Солигаличскому району в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда РФ и на основании этого являлась плательщиком страховых взносов.

    Начисление и расчет задолженности по страховым взносам за 2013 год по страхователю Тихомировой О.В. регулируется нормами Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - ФЗ №212-ФЗ, действовавший до 01.01.2017).

    Поскольку с 01.01.2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование передано налоговым органам (соответствующие изменения внесены в НК РФ и отдельные законодательные акты Федеральными законами от 03.07.2016 № 243-Ф3 и № 250-ФЗ) взыскание задолженности по страховым взносам осуществляется в судебном порядке последними по общим правилам НК РФ.

     Частью 2 ст. 16 ФЗ № 212-ФЗ предусмотрено, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

    Согласно п. 1.1 ч.1 ст. 14 ФЗ № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке:

  1. в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
    1. в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

    В соответствии со ст. 15 ФЗ №212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

    В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Тариф по страховым взносам определен в следующем размере (ст. 12 ФЗ № 212-ФЗ):

  1. Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов;
    1. Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей части;

        2.1) Фонд социального страхования Российской Федерации - 1,8 процента в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации");

       3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года - 3.1 процента, с 1 января 2012 года - 5,1 процента;

Исходя из минимальных размеров оплаты труда, установленных в Российской Федерации в указанные периоды, отделом Пенсионного Фонда РФ по Солигаличскому району Тихомировой О.В. начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС РФ (за 2013 год) по сроку уплаты до 01.01.2017 года. в фиксированном размере на сумму <данные изъяты> руб.

     Указанная задолженность по страховым взносам в установленный срок не уплачена.

      В соответствии с п.2 ст. 75 НК РФ при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

    За несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование начислены пени размере <данные изъяты> руб.по сроку уплаты до 17.07.2017 года, а также начислены пени в размере <данные изъяты> рубля на задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2013 год, по сроку уплаты 17.07.2017 года и пени в размере <данные изъяты> рубля, начисленная на задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии за 2013 год, по сроку уплаты 17.07.2017 года.

      В соответствии с п.1 ст. 45, п. 2 ст. 69, ст. 70 Налогового Кодекса РФ инспекцией на указанную задолженность выставлено требование от 20.07.2017 № 150396 об уплате недоимки.

Так как добровольный срок уплаты в вышеуказанном требовании установлен до 09.08. 2017 года, то сроки, установленные п. 2 ст. 48 НК РФ, для обращения в суд на взыскание задолженности по страховым взносамистекли 09.02.2018 года (09.08.2017+6 мес.).

    Пропуск срока связан с техническими причинами, вызванным сбоем компьютерной программы.

    Положения пп.4 п. 1 ст. 59 НК РФ указывают, что безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях: принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

     На основании вышеизложенного, межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Костромской области просила суд     восстановить пропущенный срок для обращения в суд за взысканием с ответчика задолженности по страховым взносам и       взыскать с Тихомировой О.В. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Костромской области задолженность по страховым взносам в сумме <данные изъяты> руб., в т.ч.:

  • страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС РФ за 2013 год в размере <данные изъяты> руб.
  • пеня, начисленная на страховые взносы на обязательное медицинское страхование, в фиксированном размере в ФФОМС РФ в размере <данные изъяты> руб.
  • пеня, начисленная на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере <данные изъяты> руб.
  • пеня, начисленная на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в размере <данные изъяты> руб.,

      а в случае отказа в восстановлении пропущенного срока на взыскание признать вышеуказанную задолженность безнадежной к взысканию.

    Указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей, в связи с чем, данное дело, в соответствии с п.3 ч.1 ст. 201 КАС РФ, относится к категории дел, рассмотрение которых возможно в порядке упрощенного (письменного) производства, без вызова сторон в судебное заседание.

    В период подготовки дела к судебному разбирательству административный ответчик Тихомирова О.В. предоставленной ей судом возможностью представить свои возражения по иску не воспользовалась.

    Изучив доводы административного истца, исследовав письменные доказательства, суд пришел к нижеследующим выводам:

     

    Как следует из материалов дела, Тихомирова О.В., являясь индивидуальным предпринимателем, с 03.07.1997 года была зарегистрирована отделом Пенсионного Фонда РФ по Солигаличскому району в качестве страхователя, и на основании этого, являлась плательщиком страховых взносов до момента прекращения предпринимательской деятельности с 11.09.2013 года. Отделом Пенсионного Фонда РФ по Солигаличскому району Тихомировой О.В. начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС РФ за 2013 год по сроку уплаты до 01.01.2017 года в фиксированном размере на сумму <данные изъяты> руб. Указанная задолженность по страховым взносам в установленный срок не была уплачена, в связи с чем, Тихомировой О.В., на основании п.2 ст. 75 НК РФ, были начислены пени в размере <данные изъяты> руб.по сроку уплаты до 17.07.2017 года, а также начислены пени в размере <данные изъяты> рубля на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2013 год по сроку уплаты 17.07.2017 года, и пени в размере <данные изъяты> рубля, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии за 2013 год по сроку уплаты до 17.07.2017 года.

    В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

     На основании вышеуказанных положений Налогового кодекса РФ Тихомировой О.В. налоговым органом было направлено требование от 20.07.2017 г. об уплате недоимки в срок до 09.08.2017 года. Указанное требование Тихомировой О.В. исполнено не было.

      

      Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

    Таким образом, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ срок для обращения в суд с заявлением о взыскании с Тихомировой О.В. вышеуказанной задолженности истек 09.02.2018 года.

Административный истец обратился в суд с заявлением о взыскании с Тихомировой О.В. задолженности 27.09.2019 года, т. е. с пропуском установленного законом срока.

      Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении срока на подачу заявления в суд о взыскании вышеуказанных сумм, суд учитывает, что в соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ, срок подачи заявления о взыскании налогов и сборов может быть восстановлен судом, если срок пропущен по уважительной причине.

    При этом обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от административного истца, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается, в силу ст. 62, п. 4 ст. 289 КАС РФ, на последнего.

    Как следует из административного искового заявления, пропуск административным истцом срока подачи заявления в суд обусловлен техническими причинами, вызванными сбоем компьютерной программы.

    Конституционный Суд РФ в определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П указал, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

     В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 60 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 года № 57, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска сроков для обращения налоговых органов в суд внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.

     Таким образом, к уважительным причинам пропуска налоговым органам срока на подачу заявления в суд о взыскании налоговых платежей относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка обжалования.

     Сбой компьютерной программы относится к числу организационных причин, поэтому данная причина пропуска срока на подачу заявления в суд не может быть признана уважительной.

     Поскольку доказательств наличия иных объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению административного истца в суд с настоящим заявлением, налоговым органом не представлено, суд считает, что законных оснований для восстановления пропущенного срока подачи заявления в суд не имеется.

При данных обстоятельствах в удовлетворении административного иска к Тихомировой О.В. должно быть отказано в связи с пропуском административным истцом срока для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.

Разрешая требование административного истца о признании вышеуказанной задолженности безнадежной к взысканию, суд учитывает, что в соответствии с подп. 4 п.1 ст. 59 НК РФ, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

    Учитывая отсутствие оснований     для       восстановления     пропущенного административным истцом срока подачи заявления в суд о взыскании с Тихомировой О.В. недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням, суд полагает, что имеются законные основания для признания указанной задолженности безнадежной к взысканию в связи с утратой налоговым органом возможности ее взыскания.

     На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд                                                               

                                                                 Р Е Ш И Л:

В удовлетворении ходатайствамежрайонной инспекции ФНС России № 7 по Костромской области о восстановлении срока на подачу заявления в суд о взыскании с Тихомировой О.В. задолженности по уплате страховых взносов и пени на общую сумму <данные изъяты> рубля отказать.

В удовлетворении административного искового заявления межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Костромской областик Тихомировой О.В. взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пени на общую сумму <данные изъяты> рубля отказать в связи с пропуском административным истцом срока для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.

    В связи с утратой налоговым органом возможности взыскания недоимки по страховым взносам и пени вследствие истечения установленного срока их взыскания, признать безнадежной к взысканию задолженность Тихомировой О.В. по уплате:

- страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС РФ за 2013 год в размере <данные изъяты>,

- пени, начисленной на страховые взносы на обязательное медицинское страхование, в фиксированном размере в ФФОМС РФ в размере <данные изъяты>,

- пени, начисленной на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере <данные изъяты>,

- пени, начисленной на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в размере <данные изъяты>, всего на сумму <данные изъяты>.

                                        

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в гор. Солигаличе в течение одного месяца со дня принятия решения суда.

                                         

                                    Судья:                                                 Лебедев В.К.

2а-294/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области
Ответчики
Тихомирова Ольга Владимировна
Суд
Чухломский районный суд Костромской области
Дело на сайте суда
chuhlomsky.kst.sudrf.ru
03.04.2020Регистрация административного искового заявления
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2019Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
25.11.2019Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
25.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2019Дело оформлено
02.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее