Судья – Новицкая Н.Н.                          Дело № 2-5647/19-33-278/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 февраля 2020 года                                Великий Новгород

Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего Бобряшовой Л.П.

судей Хухры Н.В., Котовой М.А.

при секретаре Елисеевой К.А.

с участием прокурора Степановой Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой М.А. апелляционную жалобу администрации Великого Новгорода на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 26 ноября 2019 года,

установила:

И.о. прокурора Великого Новгорода, действуя в интересах Трифонова В.А., обратился в суд с иском к администрации Великого Новгорода об обязании предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения, указав в обоснование, что Трифонов В.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения на праве собственности, либо на основании договора социального найма не имеет. Трифонов В.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилой площадью на территории Великого Новгорода, однако до настоящего времени жилье ему не предоставлено.

Определением суда в порядке подготовки к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство образования и молодежной политики Новгородской области, Министерство финансов Новгородской области, Правительство Новгородской области.

Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 26 ноября 2019 г. исковые требования прокурора удовлетворены и постановлено:

Обязать администрацию Великого Новгорода предоставить Трифонову В.А., <...> года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и требованиям по норме предоставления, установленной для региона.

В апелляционной жалобе администрация Великого Новгорода просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в иске, мотивируя тем, что судом при вынесении решения неправильно применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана неверная оценка, поскольку в соответствии с областным законом Новгородской области от 24.12.2013г. № 431-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», введенным в действие 01.01.2014г., обеспечение жильем указанных граждан осуществляется путем строительства или приобретения жилых помещений на территории Новгородской области. Частью 5 статьи 19 закона № 131-ФЗ установлен основополагающий принцип, согласно которому финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, после чего жилые помещения передаются в муниципальную собственность и включаются в специализированный жилищный фонд для последующего предоставления детям-сиротам. Ссылается на то обстоятельство, что администрацией Великого Новгорода осуществлены все необходимые, зависящие от неё действия в рамках действующего областного законодательства, а поэтому администрация прав и законных интересов истца не нарушала. Указывает, что дальнейшее исполнение администрацией возложенных на неё обязанностей напрямую зависело и зависит от действий органов исполнительной власти субъекта и наличия достаточного финансирования из областного бюджета.

В возражениях на жалобу, представленных и.о. прокурора Великого Новгорода, указывается на законность и обоснованность решения суда, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав объяснения представителя ответчика Фролову Т.А., поддержавшую жалобу по доводам в ней изложенным, выслушав прокурора Степанову Е.И., полагавшую необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

На основании статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, а также в соответствии с Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» вопрос предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения детям сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, относится к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.

В силу ч.8 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.11 закона Новгородской области от 5 сентября 2014 г. № 618-ОЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей» право на однократное обеспечение по месту жительства на территории Новгородской области за исключением случаев, указанных в части 5 настоящей статьи, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение) по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим областным законом в порядке, установленном Правительством Новгородской области, имеют:

1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;

2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным при наличии обстоятельств, указанных в части 4 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

3) лица, достигшие возраста 23 лет, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имели право на предоставление жилой площади в соответствии с настоящим областным законом до 31 декабря 2012 года включительно и своевременно не получившие жилое помещение.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается Правительством Новгородской области.

Частями 1, 2 ст.1 Областного закона от 24 декабря 2013 г. № 431-ФЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению в порядке, установленном областным законодательством, благоустроенными жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 статьи 11 областного закона «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных лиц» в следующем объеме:

1) приобретение и (или) строительство, в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений в целях включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд для последующего предоставления по договору найма специализированного жилого помещения;

2) предоставление лицам, указанным в части 1 статьи 11 областного закона «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных лиц» благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения и заключение таких договоров на срок не более пяти лет;

3) осуществление контроля в порядке, установленном Правительством Новгородской области, за использованием и сохранностью жилых помещений нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений, а также осуществление контроля за распоряжением ими;

4) принятие решения об исключении жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с лицами, указанными в части 1 статьи 11 областного закона «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных лиц», договоров социального найма в отношении данных жилых помещений по окончании пятилетнего срока действия договора найма специализированного жилого помещения при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания указанным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;

5) принятие решения о заключении договоров найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок и их заключение в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации лицам, указанным в части 1 статьи 11 областного закона «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных лиц»;

6) предоставление лицам, указанным в части 1 статьи 11 областного закона «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных лиц», благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений во исполнение вступивших в законную силу решений судов.

Денежные средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, предусматриваются ежегодно в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в виде субвенций бюджетам муниципальных районов, городского округа.

Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регламентируется также ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в части 5 которой установлен основополагающий принцип, согласно которому финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Трифонов В.А., <...> г. рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку мать Трифонова А.С. и отец Трифонов А.С. на основании решения Новгородского районного суда Новгородской области от 7 октября 2010 г. лишены родительских прав в отношении сына Трифонова В.А.

1 марта 2016 г. Трифонова А.С. умерла.

Постановлением администрации Великого Новгорода от 18 апреля 2014 г. № 927 над Трифоновым В.А. установлена возмездная опека и заключен с Т.Н.М. договор о приемной семье, Т.Н.М. назначена приемным родителем Трифонова В.А.

Согласно справки МУП ИАЦ по ЖКХ в квартире по адресу: Великий Новгород, <...>, являющейся муниципальной, зарегистрированы: Т.Н.М., Т.А.С., Трифонов В.А., Т.С.А., Т.В.А. Общая площадь квартиры 59,60 кв.м. Трифонов В.А. в настоящее время проживает в указанной квартире.

Решением Думы Великого Новгорода от 26 мая 2005 г. № 132 утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 14 кв.м.

Как следует из уведомления Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21 февраля 2019 г., жилых помещений в собственности у Трифонова В.А. не имеется.

Приказом Министерства образования Новгородской области от 19 января 2018 г. № 41 Трифонов В.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Истец состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях и подлежит обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, что не оспаривается ответчиком, однако до настоящего времени Трифонов В.А. жилым помещением не обеспечен.

Исходя из установленных судом обстоятельств, в силу приведенных выше норм закона, а также с учетом положений «Порядка предоставления детям-сиротам жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений», утвержденного постановлением администрации Новгородской области от 9 апреля 2013 г. №167, суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению Трифонову В.А. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на администрацию Великого Новгорода, поскольку обеспечение жилыми помещениями лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны осуществлять органы местного самоуправления по месту их жительства.

Доводы, изложенные администрацией Великого Новгорода в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены принятого судом решения, поскольку реализация жилищных прав Трифонова В.А. не может и не должна быть поставлена в зависимость от сроков и объемов денежных средств, выделяемых на эти цели из областного и федерального бюджетов.

В целом все доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не опровергают вышеизложенных выводов суда, в связи с чем, не являются основанием для отмены судебного постановления.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

    определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                            ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░                                        ░.░. ░░░░░

░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-278/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Великого Новгорода
Трифонов Владислав Андреевич
Ответчики
Администрация Великого Новгорода
Суд
Новгородский областной суд
Судья
Котова Мирослава Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.nvg.sudrf.ru
17.01.2020Передача дела судье
19.02.2020Судебное заседание
20.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2020Передано в экспедицию
19.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее