Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 мая 2015 г. г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Рабдановой Г.Г., при секретаре Данилове М.В., представителя истца по доверенности Галицына Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Панюта В.Г. к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений", Министерству обороны РФ, ФГУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения", ФГУ "Восточное региональное управление правового обеспечения", Департаменту имущественных отношений МО РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, истец Панюта В.Г. просил признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
В судебное заседание Панюта В.Г. не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца по нотариальной доверенности Галицын Д.С. исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил суду, что Панюта В.Г. проживает в <адрес> с момента вселения в квартиру на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного <данные изъяты> КЭЧ района Забайкальского военного округа. Ордер содержит отметку о том, что квартира является служебной, однако решение о присвоении жилому помещению статуса служебного в установленном законом порядке не принималось. Красную полосу и указание на то, что квартира является служебной, вносили работники <данные изъяты> КЭЧ, исходя из того, что квартира находится в военном городке. Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 752-р «О перечне имеющих жилищный закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной Службы Российской Федерации и органов ФСБ России» утвержден перечень закрытых военных городков, к каковым относился <адрес> Согласно распоряжению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1779-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 752-р <адрес> исключен из перечня закрытых военных городков. После вступления в силу указанного распоряжения Правительства РФ истцы имеют право приобрести занимаемое жилое помещение в собственность в соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от 16.10.2012) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно положениям которой граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и не совершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. С момента выдачи ордера и вселения в квартиру истец пользуются указанной квартирой на условиях договора социального найма, которые позволяют приобрести квартиру в собственность в порядке приватизации. Сведения о признании занимаемой истцом квартиры служебной до ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют. Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилых помещений (домов) истец не использовал, в собственности иных жилых помещений не имеет, что подтверждается справкой Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по РБ и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Росреестра по РБ. Просил признать за Панюта В.Г. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В судебное заседание представители ответчиков Министерства обороны РФ,ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ не явились, просили рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно представленных отзывов, представители Министерства обороны РФ и ФГКУ «Сибирское ТУИО» просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители ФГУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения", ФГУ "Восточное региональное управление правового обеспечения", Департамента имущественных отношений МО РФ в судебное заседание не явились, надлежаще уведомлены.
Третьи лица Панюта С.В., Панюта Р.А., Панюта А.В. в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте судебного заседания надлежаще, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие до вынесения решения суда.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления.
Установлено, что согласно ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ года, <данные изъяты> КЭЧ района забайкальского военного округа, Панюта В.Г. является нанимателем <данные изъяты> квартиры по адресу: <адрес> с составом семьи жена Панюта Р.А., сыновья Панюта С.В., Панюта А.В.
Панюта В.Г. значится на регистрации по указанному адресу, что следует из паспортных сведений.
Согласно выписке из Единого государственного реестра сведения о зарегистрированных правах на жилое помещение по адресу <адрес> отсутствуют.
Жилое помещение в реестре муниципальной собственности не значится, что следует из письма КУИЗ № от ДД.ММ.ГГГГ г.
Из письма от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорное жилое помещение состоит на балансе ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений".
Установлено, что Панюта В.Г. обращался с заявлением на приватизацию спорной квартиры, что подтверждается описью вложения, почтовыми квитанциями об отправке заявлений от ДД.ММ.ГГГГ и ответом ФГКУ Сибирское ТУИО от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с ст. 101 ЖК РСФСР, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны были проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Таким образом, в соответствии с данной нормой жилое помещение приобретало статус служебного только после принятия решения соответствующим исполкомом Совета народных депутатов, при этом независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
На основании пункта 2 Постановления Совета Министров СССР от 06 мая 1983 года N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 года N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" (действовало на момент предоставления квартиры) разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (пункт 20).
Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до ДД.ММ.ГГГГ) является обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
Судом установлено, ордер на право занятия жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданный <данные изъяты> КЭЧ района Забайкальского военного округа, содержит красную полосу и указание на то, что квартира является служебной.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что спорная квартира была предоставлена Панюта В.Г. в ДД.ММ.ГГГГ г. на условиях социального найма и на тот момент фактически служебной не являлась, поскольку решение о присвоении такого статуса соответствующим исполкомом Совета народных депутатов не принималось.
Так, согласно справке руководителя Администрации Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ Администрация сведениями о присвоении жилому помещению по адресу <адрес> статуса служебного не располагает.
Согласно справок Архивного отдела Управления по кадровой политике Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № № в имеющихся на хранении документах фонда Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ сведений о закреплении квартиры, расположенной по адресу <адрес>, как служебного жилого помещения квартирно-эксплуатационной части района, не имеется.
Из информации Государственного бюджетного учреждения «Государственный архив Республики Бурятия» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в находящихся на хранении документах сведений о присвоении статуса служебного жилому помещению, расположенному по адресу <адрес>, не имеется.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
В нарушение указанных положений закона ответчиками доказательств, подтверждающих включение спорной квартиры в число служебных решением исполнительного комитета Совета народных депутатов, представлено не было.
Указанное свидетельствует о том, что Панюта В.Г. и члены его семьи, вселенные в квартиру на основании ордера, проживали в ней на условиях социального найма.
Кроме того, судом учтено, что согласно распоряжению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1779-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 752-р, <адрес> исключен из перечня закрытых военных городков.
Согласно статье 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Закона о приватизации передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 7 Закона о приватизации передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что спорная квартира, относясь к государственному жилищному фонду, исходя из положений ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", может быть объектом приватизации.
В соответствии со статьей 11 Закона о приватизации каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Из материалов дела следует, что истец Панюта В.Г. в приватизации жилья не участвовал, что подтверждается выпиской Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Также ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по <адрес> сообщило, что за гражданин Панюта В.Г. собственником жилых строений в городе Улан-Удэ, по данным правовой регистрации до ДД.ММ.ГГГГ г., не является.
Согласно положениям ст. 8 Закона о приватизации, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему на основании договора социального найма жилого помещения, он может признать право собственности в порядке приватизации в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд исходит из того, что у истца Панюта В.Г. возникло право на приватизацию спорной квартиры, реализовать которое без судебного решения он возможности не имеет.
Поскольку служебный статус спорного жилого помещения на момент его предоставления в ходе заседания установлен не был, то порядок его приватизации определяется положениями Закона о приватизации и не попадает под действие правового регулирования Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Таким образом, Панюта В.Г., будучи гражданином РФ, занимающий жилое помещение в государственном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих членов семьи приобрести жилое помещение в собственность.
Третьи лица Панюта С.В., Панюта Р.А., Панюта А.В. выразили нотариальный отказ от участия в приватизации спорного жилого помещения.
В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъясняется, что исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
На основании изложенного, судом установлено, что Панюта В.Г. выразил свою волю на приватизацию занимаемой ими по договору социального найма жилой площади (квартиры) и в настоящее время имеются необходимые документы для передачи ему в собственность жилого помещения занимаемого ими по договору социального найма.
Изложенное в совокупности позволяет суду сделать вывод о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку доказательства, свидетельствующие об обратном, в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Панюта В.Г. к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений", Министерству обороны РФ, ФГУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения", ФГУ "Восточное региональное управление правового обеспечения", Департаменту имущественных отношений МО РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации удовлетворить.
Признать право собственности за Панюта В.Г. в порядке приватизации на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>.
Настоящее решение является основанием для регистрации за Панюта В.Г. права собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> порядке приватизации Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца.
Судья Г.Г. Рабданова