Дело № 2а-1180/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Судья Интинского городского суда Республики Коми Вежнина Н.А.,
при секретаре Суровицыной А.А.,
рассмотрев в городе Инте Республики Коми 04 октября 2018 года дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Коми к Грачеву Н. В. о взыскании задолженности по налогам, пени, штрафам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Республике Коми обратилась в суд с административным исковым заявлением к ответчику о взыскании задолженности по налогам, пени, штрафам в общем размере <....>, в том числе: штраф за нарушения законодательства о налогах и сборах в размере <....>; единый социальный налог за 2008 год, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <....>; пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <....>; пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет в размере <....>; пени по налогу на доходы физических лиц, полученный от осуществления деятельности по ст. 227 НК РФ в размере <....>; штраф за 2010 год по налогу на доходы физических лиц, полученный от осуществления деятельности по ст. 227 НК РФ в размере <....>; налог за 2012 год страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до __.__.__ в размере <....>; пени страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до __.__.__ в размере <....>; налог за 2012 год страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере <....>; пени страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере <....>; налог за 2012 год страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до __.__.__ в размере <....>; пени страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до __.__.__ в размере <....> Истцом так же заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд за взысканием с административного ответчика задолженности по налогам, пеням за просрочку уплаты налогов, штрафам.
Административный истец, ответчик, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ответчик состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Инте Республики Коми.
В соответствии с приказом руководителя УФНС России по Республике Коми от __.__.__ №__@ Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Инте с __.__.__ реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми. Межрайонная ИФНС России № 2 по Республике Коми является правопреемником в отношении задач, функций прав и обязанностей реорганизованной ИФНС России по г. Инте Республики Коми.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а также представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно сведениям Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми Грачев Н.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с __.__.__, утратил статус предпринимателя с __.__.__ на основании собственного решения. В период осуществления предпринимательской деятельности стоял на учете в инспекции в качестве плательщика страховых взносов.
Статьей 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действующего до 01.01.2017 (далее – Федеральный закон от 24.07.2009), плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Частью 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ начиная с 1 января 2017 года, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы Российской Федерации, таким образом, задолженность Грачева Н.В. по страховым взносам, пеням и штрафам по состоянию на 01.01.2017 года, была передана из Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Инте РК в ИФНС России по г. Инте РК (до её реорганизации путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 2 по РК).
В соответствии со ст. 9 Федерального Закона от 05.08.2000г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах» с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами РФ, до 01.01.2010 г. (ФЗ от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ).
Статьей 227 ПК РФ установлено, что исчисление и уплату налога НДФЛ производят следующие налогоплательщики: физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой - по суммам доходов, полученных от такой деятельности. Налогоплательщики, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
В пункте 13 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 разъяснено, что с момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 № 23-ФЗ).
Согласно требованиям административного истца в 2008-2012 годах у Грачева Н.В. образовалась задолженность по налогам, пеням исчисленная в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, а также штрафам за нарушение налогового законодательства в общей сумме <....> Инспекцией на сумму задолженности по налогам в размере <....> начислена пеня за несвоевременную уплату в сумме <....> в соответствии со ст. 75 НК РФ, а также наложены штрафы за совершение налоговых правонарушений в общей сумме <....>. Общая задолженность административного ответчика перед бюджетом в размере <....> отражена в акте сверки по состоянию на __.__.__, который направлен по почте заказным письмом в адрес Грачева Н.В. вместе с письмом об уплате образовавшейся задолженности от __.__.__ №__, с просьбой погасить имеющуюся задолженность в срок до __.__.__.
Частью 8 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ установлено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Порядок и сроки взыскания недоимки по страховым взносам и пени с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, определены в ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, в соответствии с которыми: в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч. 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 2).
Заявление о взыскании может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3). В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Аналогичный порядок и сроки для обращения в суд с требованиями о взыскании страховых взносов и пени содержат положения ст. 48 Налогового кодекса РФ, а в соответствии с ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При этом пропуск налоговым органом, органом Пенсионного фонда РФ сроков направления требования об уплате страховых взносов и пени не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание страховых взносов и пени, установленного положениями ст. 48 НК РФ, ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ и сам по себе не является основанием для восстановления судом срока подачи заявления.
Истец в качестве обоснования пропуска срока обращения в суд указывает на то что, в налоговом органе проводилась конвертация баз данных ПК РНАЛ в систему ЭОД. При инвентаризации в 2017 году было установлено, что Грачев Н.В. имеет задолженность за 2008-2012 года, сведения о которой из базы данных ПК РНАЛ автоматически не перенеслись в рабочую базу ФНС России системы ЭОД. Указанные основания относятся к обстоятельствам организационного характера и не могут являться уважительной причиной пропуска срока.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о пропуске Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми срока на подачу искового заявления о взыскании с Грачева Н.В. задолженности в размере <....>
Доводы административного истца о пропуске срока в виду технической проблемы суд находит несостоятельными.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. 175-180, 219, 227, 228, 290, 294 КАС РФ, судья
РЕШИЛ:
Отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Коми в удовлетворении административного иска к Грачеву Н. В. о взыскании задолженности по налогам, пени, штрафам в общем размере <....>, в том числе: штраф за нарушения законодательства о налогах и сборах в размере <....>; единый социальный налог за 2008 год, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <....>; пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <....>; пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет в размере <....>; пени по налогу на доходы физических лиц, полученный от осуществления деятельности по ст. 227 НК РФ в размере <....>; штраф за 2010 год по налогу на доходы физических лиц, полученный от осуществления деятельности по ст. 227 НК РФ в размере <....>; налог за 2012 год страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до __.__.__ в размере <....>; пени страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до __.__.__ в размере <....>; налог за 2012 год страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере <....>; пени страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере <....>; налог за 2012 год страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до __.__.__ в размере <....>; пени страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до __.__.__ в размере <....>
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение 15 дней с момента получения копии настоящего решения.
Мотивированное решение изготовлено __.__.__.
Судья Н.А. Вежнина