Решение по делу № 2а-92/2020 от 12.11.2019

№2а -92/2019

24RS0012-01-2018-001204-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 января 2020 года г.Дивногорск

Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего судьи Поцепневой Н.В.,

при секретаре Мякишевой В.С.,

с участием представителя административного ответчика Вакару М.А., действующей по доверенности 31 пр от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Полякова И.В. к исполняющему обязанности главы города Дивногорска о признании незаконным решения администрации МО г. Дивногорска об отказе в предоставлении в аренду земельных участков, возложении обязанности по повторному рассмотрению заявлений, предоставлении сообщения об исполнении решения суда в Дивногорский городской суд Красноярского края,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Поляков И.В. обратился в суд с административным иском к и.о. главы города Дивногорска ФИО3, об оспаривании решения органа местного самоуправления, мотивируя свои требования следующим. Для целей строительства одноквартирного отдельно стоящего индивидуального жилого дома не более 3-х этажей, площадью 1000 кв.м., он обратился в администрацию г. Дивногорска с заявлениями о предоставлении в аренду сроком на 20 лет земельных участков с ГКН 24 из земель населенных пунктов. На данные заявления администрация МО г. Дивногорск со ссылкой на ч. 1 ст. 39.16 ЗК РФ приняла решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельных участков, указав, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах 100 метровой санитарно-защитной зоны железной дороги, т.е. в границах зоны с особыми условиями использования территории, в границах которой установлены ограничения по использованию территории и запрет на их предоставление физическим лицам для расположения жилого дома. Также указано о расположении участков водоохраной зоне «В3», установленной Правилами землепользования и застройки г. Дивногорска. Кроме того, административный ответчик уклонился от выполнения обязанности по опубликованию извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (п.1 ч.1 ст. 39.18 ЗК РФ), а также уклонился от выполнения обязанности по приведению в соответствие с Классификатором установленного вида разрешенного использования, в нарушение ч. 12 ст. 34 ФЗ №171-ФЗ от 23.06.2014. Административный истец Поляков И.В. полагает, что оспариваемым незаконным решением нарушается его право на владение земельным участком. Данные земельные участки расположены в территориальной зоне «Ж1» для которой Правилами землепользования и застройки г. Дивногорска установлены виды разрешенного использования, предусматривающие возможность строительства ИЖС. Кроме того, отказ в проведении процедуры по извещению заинтересованных лиц о предстоящем предоставлении земельных участков для целей строительства индивидуального жилого дома, а также отказ в проведении торгов по результатам поданных заявлений заинтересованных лиц, не основан на действующем законодательстве и противоречит положениям ч. 11 ст. 34 ФЗ №171-ФЗ от 23.06.2014, п. 1 ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, поскольку для указанных земельных участков установлен вид разрешенного использования «малоэтажная застройка», которое разрешает осуществить строительство жилого дома высотой не более 3-х этажей, т.к. является тождественной коду 2.1 Классификатора. Кроме того, довод административного ответчика о расположении участков в прибрежной водоохраной защитной зоне «В3» противоречит ст.83 ПЗЗ, ч. 17 ст. 65 ВК РФ. Сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, относится к числу дополнительных сведений об объекте недвижимости, которые вносятся в соответствующий раздел ЕГРН – реестр границ – также вносятся сведения о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон. Выписки ЕГРН на спорные земельные участки не содержат каких-либо зон с особыми условиями использования, либо сведений о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах этих зон. В связи с чем, административный истец просит признать незаконным вышеуказанное решение от ДД.ММ.ГГГГ, возложить обязанность в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть ранее поданные заявления для принятия решения о предоставлении вышеуказанных земельных участков по правилам п.1 ч.1 ст. 39.18 ЗК РФ, путем совершения действий по опубликованию извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка и размещения извещения на официальном сайте, также на официальном сайте уполномоченного органа в информационной телекоммуникационной сети «Интернет». Кроме того, просит предоставить в суд и административному истцу сообщения об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу,

Административный истец Поляков И.В., надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, однако его неявка в силу п.6 ст.226 КАС РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

И.о. обязанности главы города ФИО6 в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом и своевременно извещенная о дате и месте судебного заседания не ходатайствовала об отложении, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие последней.

Представитель привлеченного административного ответчика – администрации г. Дивногорска Вакару М.А. в судебном заседании с доводами административного иска не согласилась, просила отказать в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Показала, что на момент вынесения оспариваемого решения у административного истца отсутствовали основания, предусмотренные п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ для предоставления земельных участков в аренду без торгов. В соответствии с Правилами землепользования и застройки спорные земельные участки расположены в зоне «ОД-1» (Административно-деловая), которая не предусматривает основного разрешенного использования – жилищное строительство. Кроме того, участки расположены в водоохраной зоне, в пределах которой установлена прибрежная защитная полоса, на территории которой вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности, в том числе запрет на предоставление земельных участков для индивидуального строительства, а также расположены в санитарно-защитной зоне железной дороги.

Представитель заинтересованного лица – ОАО «РЖД», надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, однако его неявка в силу п. 6 ст. 226 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению дела. Из представленного отзыва на административный иск следует, что ОАО «РЖД» полагает решение администрации г. Дивногорска об отказе в предоставлении Полякову И.В. спорных земельных участков, законным и обоснованным, поскольку испрашиваемые земельные участки расположены в санитарно-защитной зоне железной дороги, которая установлена, в том числе Правилами землепользования и застройки г. Дивногорска.

Представитель заинтересованного лица - Министерства транспорта РФ, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, однако его неявка в силу п.6 ст.226 КАС РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

Выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с требованиями ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Положениями ч. 1 ст. 3 Устава МО город Дивногорск Красноярского края, предусмотрено, что органами местного самоуправления в границах муниципального образования осуществляются полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, при соблюдении прав иных законных пользователей земельных участков. Таким образом, в полномочия администрации г. Дивногорска входит предоставление в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Как следует из представленных материалов ДД.ММ.ГГГГ Поляков И.В. обратился в администрацию г.Дивногорска с заявлениями вх. № согласно которых просил предоставить земельные участки с кадастровыми номерами , для целей жилищного строительства площадью 1000 кв.м., из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «для малоэтажной жилой застройки» по адресу: <адрес>, <адрес> в аренду сроком на 20 лет согласно п. 3 ч. 8 ст. 39.8 ЗК РФ.

Ответом за от ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Дивногорска за подписью и.о. Главы города ФИО3 Полякову И.В. отказано в предоставлении в аренду вышеуказанных земельных участков. Отказ мотивирован тем, что земельные участки для жилищного строительства могут быть предоставлены в аренду только путем проведения торгов. Кроме того, в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Дивногорска, испрашиваемые земельные участки находятся в территориальной зоне ОД-1, в прибрежной защитной полосе водоохраной зоны, а также полностью расположены в 100 метровой санитарно-защитной зоне железной дороги.

Согласно п.1 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Как следует из п.п. 15 п.2 указанной статьи, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

В силу ч.5 ст.39.17 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Согласно п.14 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

В соответствии с п.2 ст. 7 ЗК РФ Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статья 42 ЗК РФ устанавливает, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В силу подпункта 1 пункта 2 этой же статьи могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Кроме того, в силу п. 6 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.

Судом установлено, что собственником земельных участков с кадастровыми номерами , является МО г. Дивногорск.

Решением Дивногорского городского Совета депутатов от 29.11.2012 № 28-176 утверждены Правила землепользования и застройки г.Дивногорска. В соответствии с указанными Правилами спорные земельные участки расположены в территориальной зоне «Административно-деловая» (ОД-1).

Судом установлено, что испрашиваемые Поляковым И.В земельные участки имеют категорию земель - земли населенных пунктов, при этом разрешенное использование - для малоэтажной застройки. Данное обстоятельство подтверждается выписками ЕГРН и сведениями из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности МО г. Дивногорск.

При указанных обстоятельствах, отказ администрации г. Дивногорска в предоставлении Полякову И.В. испрашиваемых земельных участков, является обоснованным, поскольку разрешенного использования земельных участков не соответствует целям их использования, в том числе – с целью жилищного строительства.

Кроме того, установлено, что земельный участок также находится в прибрежной зоне р.Енисей. Как следует из Правил землепользования и застройки МО г.Дивногорск, утв. решением Дивногорского городского Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ, в прибрежной зоне запрещается предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, кроме того, вдоль подъездных железнодорожных путей устанавливаются санитарные разрывы шириной 50 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути, в санитарно – защитной зоне вне полосы отвода железной дороги запрещено размещение жилой застройки.

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 01 июля 2017 года) при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила. Порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39 данного закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Из сведений публичной кадастровой карты и из сведений, представленных ОАО «РЖД» спорные земельные участки расположены в 100 – метровой санитарно-защитной зоне железной дороги (перегон Енисей-Дивногорск Красноярской железной дороги).

Исходя из требований пункта 6.8. СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утв. Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78, с учетом Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 (ред. от 07.12.2016) "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной 100 метров, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СНиП 11-12-77, ширина санитарно-защитой зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м.

В соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома.

Согласно п.п. 2.2. СанПиН 2.1.2.2645-10. "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" участок, отводимый для размещения жилых зданий, должен находиться за пределами территории промышленно-коммунальных, санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Доводы административного иска об отсутствии в ЕГРН сведений об ограничениях (обременениях) в отношении испрашиваемых Поляковым И.В. земельных участков, суд находит несостоятельными, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения органа местного самоуправления, санитарно-защитная зона железной дороги отображена в графических материалах Правил землепользования и застройки.

Согласно ст. 9 Федерального закона «О железнодорожном транспорте» в целях обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта, а также безопасности населения, работников железнодорожного транспорта и пассажиров в местах, подверженных оползнями, обвалам, размывам, селям и другим негативным воздействиям, и в местах движения скоростных поездов устанавливаются охранные зоны.

Из Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, следует, что жилая застройка должна быть отделена от железнодорожной линии и станции защитной зоной шириной не менее 200 м; для железнодорожных линий I и II категорий - не менее 150 м; для железнодорожных линий III и IV категорий не менее 100 м от станционных путей, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железнодорожной линии в выемке или устройства вдоль линии шумозащитных экранов минимальные значения ширины защитной зоны могут быть уменьшены на основании акустического расчета, но не более чем 50 м. (п.4.10.4.5.)

Из паспорта дистанции пути «Енисей – Дивногорск,1» следует, что данный путь относится к 4 категории, следовательно, санитарно – защитная зона должна составлять не менее 100 метров от оси крайнего железнодорожного пути.

Установленная санитарно-защитная зона железной дороги является зоной с особыми условиями использования территорий, где использование земель осуществляется в соответствии с правилами землепользования, застройки и с учетом ограничений по использованию земельных участков, установленных законодательством Российской Федерации.

Оценивая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что испрашиваемые Поляковым И.В. земельные участки расположены в пределах санитарно-защитной зоны железной дороги, установленной СП, а также прибрежной защитной полосе, что ограничивает право на их использование, в т.ч. в целях индивидуального жилищного строительства, а соответственно, делает невозможным его передачу лицам для использования в названных целях.

При таких обстоятельствах отказ администрации г.Дивногорска в предоставлении этих земельных участков в аренду Полякову И.В. для индивидуального жилищного строительства соответствует закону.

Кроме того, административным истцом вопреки положению ст. 227 КАС РФ не представлены доказательства нарушения его прав, свобод и законных интересов данным решением.

С учетом представленных материалов суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска о признании решения администрации г. Дивногорска за подписью и.о. главы города от 16.09.2019г. об отказе в предоставлении испрашиваемых административным истцом земельных участков в аренду незаконным. Не подлежат удовлетворению и иные требования, являющиеся производными от основного.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175- 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.В. Поцепнева

СОГЛАСОВАНО: Судья ________________________ Н.В.Поцепнева

2а-92/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Поляков Иван Владимирович
Ответчики
и.о. главы города М.Г. Кузнецова
администрация г. дивногорска
Другие
ОАО "Российские железные дороги"
Министерство транспорта
Суд
Дивногорский городской суд Красноярского края
Судья
Поцепнева Наталья Владимировна
Дело на странице суда
divnogorsk.krk.sudrf.ru
26.11.2019Регистрация административного искового заявления
26.11.2019Передача материалов судье
26.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
26.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.11.2019Предварительное судебное заседание
13.12.2019Судебное заседание
20.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее