Дело № 3а-296/2020
РЕШЕНРР•
именем Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
20 мая 2020 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Песецкой С.В.,
при секретаре Тлебзу Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Кудоярова <...> об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной,
Установил:
административный истец Кудояров А.С., через своего представителя Зинченко Н.В., действующий на основании доверенности, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, собственником которого он является, нежилого здания с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере его рыночной стоимости <...> рублей, определенной по состоянию на 01 января 2018 года на основании отчета об оценке № К-153/11от 16.12.2019 г., подготовленного «Краснодарским центром кадастра, оценки и экспертизы».
Административный истец мотивируют свои требования тем, что он уплачивает налог на имущество физических лиц, рассчитываемый из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, это приводит к необоснованному увеличению налогу на имущество физических лиц.
В отзыве на административное исковое заявление представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, действующая на основании доверенности, Юртаева С.А. указала, что Управление не выражает какой-либо правовой заинтересованности и возражений относительно предмета судебного разбирательства.
Представитель административного ответчика – департамента имущественных отношений Краснодарского края РїРѕ доверенности Буренков Р”.Р›. РІ своем отзыве РЅР° административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление указывает, что кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества определена государственным бюджетным учреждением Краснодарского края «Крайтехинвентаризация - Краевое БТРВ» РІ соответствии СЃ методическими указаниями Рѕ государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Минэкономразвития Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 12.05.2017 в„– 226. Ссылается, что Сѓ департамента отсутствуют полномочия РїРѕ проверке достоверности сведений, указанных РІ отчетах, правильности применяемых РїСЂРё оценке методик, Р° также иные полномочия, направленные РЅР° проверку сведений, влияющих РЅР° определение кадастровой стоимости объекта капитального строительства.
Р’ судебное заседание лица, участвующие РІ деле, РЅРµ явились, РґРѕ начала судебного заседания поступили ходатайства РѕС‚ представителя административного истца РїРѕ доверенности Зинченко Рќ.Р’., представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края РїРѕ доверенности Камыниной Р.Р’., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра Рё картографии РїРѕ Краснодарскому краю РїРѕ доверенности Юртаевой РЎ.Рђ., представителя Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии» РїРѕ Краснодарскому краю РїРѕ доверенности Р СѓРґСЊ Рњ.Р’., РІ которых РїСЂРѕСЃСЏС‚ рассмотреть административное дело без РёС… участия.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, с учетом положений части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании определения суда от 20 мая 2020 года настоящее административное дело рассматривается в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства РФ, с учетом взаимосвязанных положений части 7 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Рсследовав представленные доказательства Рё материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ частичном удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ требования РїРѕ следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 1 статьи 402 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая база налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
РР· содержания положений статьи 3 Федерального закона РѕС‚ 29 июля 1998 РіРѕРґР° в„– 135-ФЗ «Об оценочной деятельности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» следует, что РїРѕРґ кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная РІ результате проведения государственной кадастровой оценки или РІ результате рассмотрения СЃРїРѕСЂРѕРІ Рѕ результатах определения кадастровой стоимости либо определенная РІ случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 3 названного Федерального закона кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Согласно части 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на
1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
РР· материалов дела следует, что административный истец РљСѓРґРѕСЏСЂРѕРІ Рђ.РЎ., является собственником объекта недвижимости, нежилого здания СЃ кадастровым номером <...>, площадью <...> РєРІ.Рј, расположенного РїРѕ адресу: <...>, что подтверждается соответствующей выпиской РёР· Единого государственного реестра недвижимости РѕР± основных характеристиках объекта.
Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанного объекта.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость объекта недвижимости, нежилого здания с кадастровым номером <...>, определена уполномоченным органом по состоянию на 01 мая 2018 года в размере <...> рублей.
Суд, рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств наличия иной даты определения кадастровой стоимости. В связи с чем, суд считает 01 мая 2018 года - верной датой определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно данным отчета об оценке № К-153/11 от 16.12.2019 г., представленного административным истцом и подготовленного «Краснодарским центром кадастра, оценки и экспертизы», рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, по состоянию на дату оценки (01 января 2018 года) составляет <...> рублей соответственно.
Учитывая, что между результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и выводами отчета об оценке, представленных административным истцом, имелись существенные различия, суд пришел к выводу, что административным истцом не предоставлено суду допустимых и достаточных доказательств размера рыночной стоимости объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости, в связи с чем определением суда от 20 января 2020 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы № 0203296/2020 от 02 марта 2020 года, выполненному экспертом ООО «Оценка и Право-Юг», рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2018 года, нежилое здание с кадастровым номером <...>, составляет <...> рублей.
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты. Ошибки при производстве арифметических расчетов не выявлено, достоверность данных расчетов лицами, участвующими в деле, также не оспаривается.
Рксперт предупрежден РѕР± уголовной ответственности Р·Р° дачу заведомо ложного заключения РІ соответствии СЃРѕ статьёй 307 Уголовного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, экспертное заключение содержит соответствующую расписку эксперта.
Суд, исследовав заключение судебной оценочной экспертизы, оценив по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований сомневаться в объективности вывода эксперта не имеется, заключение является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определённую по состоянию на дату их кадастровой оценки. Само заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, на основании этого исследования даны ответы на поставленные перед экспертом вопросы.
Ркспертом РїСЂРё оценке объекта недвижимости был применен только РѕРґРёРЅ возможный доходный РїРѕРґС…РѕРґ. Сдаваемое РІ аренду имущество РїСЂРёРЅРѕСЃРёС‚ собственнику гарантированный рентный РґРѕС…РѕРґ. РќР° развитых рынках этот РґРѕС…РѕРґ может быть дисконтирован РїРѕ присущей данному сегменту рынка ставке дисконта или капитализирован РїРѕ ставке капитализации. РћР±Рµ эти ставки учитывают связанные СЃ коммерческой эксплуатацией объекта инвестиционные СЂРёСЃРєРё. РџСЂРё проведении анализа СЃ учетом фактического состояния объекта экспертизы Рё наличия данных Рѕ рынке аренды аналогичных нежилых помещений РІ рамках данного заключения предпочтение отдается методу РїСЂСЏРјРѕР№ капитализации РґРѕС…РѕРґРѕРІ.
Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости каждого объекта от ряда актуальных факторов. В заключении эксперта приняты корректировки на дату сделки, на анализ рынка коммерческой недвижимости и скидка на торг.
Суд считает заключение судебной оценочной экспертизы, объективным и полным, а выводы – обоснованными и последовательными, установленный судебным экспертом размеры рыночной стоимости объекта недвижимости являются достоверными.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что определённая судебным экспертом при проведении экспертизы рыночная стоимость объекта недвижимости является достоверной.
Суд считает, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как собственника данного объекта недвижимости.
Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец обратился с настоящим иском в суд 18 декабря 2019 года, сведений об обращении административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, материалы дела не содержат, в связи с чем, датой подачи заявления следует считать 18 декабря 2019 года.
При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению в части установления кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установленной согласно выводам судебной оценочной экспертизы.
Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Решил:
административный иск Кудоярова <...> об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества и об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества равной рыночной – удовлетворить в части.
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <...> кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01 января 2018 года в размере <...>) рублей.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, считать 18 декабря 2019 года.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером: <...>.
В остальной части административный иск – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Краснодарский краевой суд в Третий апелляционный суд общей юрисдикции г. Сочи Краснодарского края в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
РЎСѓРґСЊСЏ: