Решение по делу № 33-1549/2017 от 06.07.2017

Судья Ионова О.Н.                      Дело №33-1549/2017

Докладчик Литюшкин В.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего Литюшкина В.И.,

судей     Верюлина А.В. и Середы Л.И.,

при секретаре Раскиной А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании 03 августа 2017 г. в г.Саранске гражданское дело по иску ФИО1 к администрации городского округа Саранск о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации городского округа Саранск Кистенева Кирилла Ивановича на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 01 июня 2017 г.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации городского округа Саранск о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.

В обоснование требований указала, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в силу Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон №159-ФЗ) имеют право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм. Постановлением администрации городского округа Саранск от 13 февраля 2017 г. №309 была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Однако до настоящего времени полагающееся по закону жилое помещение ей так и не было предоставлено.

В связи с этим просила суд обязать администрацию городского округа Саранск предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м в черте г.Саранска.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 1 июня 2017 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены. На администрацию городского округа Саранск возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м на территории г.Саранск. В случае невозможности предоставить специализированное жилое помещение в границах г.Саранска с согласия ФИО1 ей может быть предоставлено специализированное жилое помещение в другом населенном пункте городского округа Саранск.

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации городского округа Саранск Кистенев К.И. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить, ссылаясь на то, что обеспечение жилым помещением осуществляется в пределах выделенных финансовых средств. Поскольку денежных средств недостаточно для приобретения жилых помещений для всех состоящих в списках детей-сирот, у администрации городского округа Саранск не имеется возможности предоставить жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства.

В судебное заседание представитель истца ФИО7, представители администрации городского округа Саранск, Министерства образования Республики Мордовия, Министерства финансов Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство по делу не просили.

При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав ФИО1, просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО1 родилась <дата> в <адрес> Республики Мордовия, в графе «отец» стоит прочерк (л.д.7), ее мать ФИО8 решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от <дата> лишена родительских прав в отношении дочери (л.д.8).

Распоряжением заместителя Главы Лямбирского района Республики Мордовия от 21 ноября 2002 г. №197 над несовершеннолетней ФИО1 установлена опека, опекуном назначена ФИО9 (л.д.9).

Таким образом, ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации городского округа Саранск от 13 февраля 2017 г. №309 на основании решения Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 21 октября 2016 г., вступившего в законную силу 11 января 2017 г., ФИО1 была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (л.д.30, 10-14).

Согласно выписке из домовой книги по состоянию на <дата> ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>.

По сообщениям филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Мордовия, ФИО1 какой-либо зарегистрированной недвижимости не имеет.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон №159-ФЗ, который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В силу пункта 1 статьи 8 указанного выше Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. №24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» предписывает исполнительному органу государственной власти Республики Мордовия, уполномоченному в сфере образования, однократно предоставлять соответствующей категории лиц благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно статье 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. №32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Разрешая по существу возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилья не имеет, то есть она не обеспечена жилым помещением согласно действующему законодательству. В связи с этим суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, возложив на ответчика соответствующую обязанность.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считая их основанными на правильном применении вышеприведенных правовых положений, подтвержденными установленными обстоятельствами дела и исследованными доказательствами, оцененными по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Довод апелляционной жалобы представителя ответчика администрации городского округа Саранск об отсутствии денежных средств на приобретение жилых помещений для всех состоящих в списках детей-сирот, не может повлечь отмену решения, поскольку не имеет юридического значения для возникшего спора.

Кроме того, предоставление указанной категории граждан благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, и от недостаточности средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции законно и обоснованно и по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 01 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации городского округа Саранск Кистенева Кирилла Ивановича – без удовлетворения.

Председательствующий В.И. Литюшкин

Судьи А.В. Верюлин

Л.И. Середа

33-1549/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Ляпина С.А.
Ответчики
Администрация г.о. Саранск
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Судья
Литюшкин Валерий Иванович
Дело на странице суда
vs.mor.sudrf.ru
03.08.2017Судебное заседание
08.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее