Решение по делу № 2-381/2024 от 23.10.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                  ДД.ММ.ГГГГ.

<адрес> районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи ФИО6., при секретаре ФИО2

с участием процессуального истца старшего помощника прокурора <адрес> ФИО3,

ответчика: ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к ФИО1 о взыскании ущерба, причиненного в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов,

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в интересах Российской Федерации, <адрес>, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании ущерба, причиненного в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов.

Просит взыскать с ответчика в бюджет муниципального образования «<адрес>» ущерб, причиненный вследствие незаконной рубки лесных насаждений, в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий в <адрес>» в размере 131 696,00 рублей.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по соблюдению требований законодательства в сфере сохранения охотничьих ресурсов, по результатам которой установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>» совершил незаконную рубку лесных насаждений в крупном размере на общую сумму 59 787 рублей.

Факт незаконной рубки леса и причинения ущерба подтверждается приговором <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч.2 ст.260 УК РФ и назначено наказание в виде 2 лет лишения свободы без штрафа и лишения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. На основании ст.73 УК РФ назначенное наказание считать условным, с установлением испытательного срока в 1 год. Приговор вступил в законную силу.

Согласно информации ГКУ <адрес> «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. , размер площади территории, в границах которой произошла незаконная рубка лесных насаждений, на участке местности, расположенной в <адрес>», в лесах, относящихся к защитным, составляет 0,01 га.

Старший помощник прокурора <адрес> ФИО3 в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании ответчик ФИО4 исковые требования признал в полном объеме, о чем предоставил заявление.

Суд, выслушав процессуального истца, ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009г. №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской    Федерации», другими федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Понятие охотничьих ресурсов закреплено в ст. 1 Федерального закона от 24.07. 2009 г. –ФЗ, под которыми понимаются объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.

Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в отношении которых утверждается лимит добычи охотничьих ресурсов, утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение ).

Расчет вреда, причиненного охотничьим ресурсам, производится согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с Постановлением о службе по охране и использованию объектов животного мира <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пп Служба по охране и использованию объектов животного мира <адрес> (далее – Служба) является исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в <адрес>, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Служба является специально уполномоченным государственным органом по охране, федеральному государственному контролю (надзору) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

При этом, согласно п.6 Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12. 2011 г. , размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов на территории воздействия (суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной или иной деятельности на территории воздействия) исчисляется как сумма вреда одному виду охотничьих ресурсов по каждой территории воздействия (территория трансформации, территория сильного воздействия, территория сильного воздействия и территория слабого воздействия).

В судебном заседании установлено, что ответчиком ФИО1 вследствие незаконной рубки лесных насаждений уничтожена среда обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий в <адрес>», в лесах, относящихся к защитным.

Согласно расчету размера вреда (ущерба), причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания от незаконной вырубки лесных насаждений (уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов) произведенному Службой по охране и использованию объектов животного мира <адрес> при рубках леса среда обитания охотничьих ресурсов со временем восстанавливается, поэтому период воздействия для зоны необратимой трансформации (прямого воздействия) принят равным периоду восстановления хвойных молодняков – 25 лет. Период воздействия в зонах косвенного воздействия (сильного, среднего и слабого) принят равным времени, в течение которого осуществлялось непосредственное воздействие фактора беспокойства – работы бензопил, автотранспорта и другой техники в целях спиливания деревьев и их трелевки до места складирования и вывозки.

ФИО1 осуществил незаконную вырубку лесных насаждений, то есть, продолжительность негативного воздействия факторов беспокойства (лаг времени) на объекты животного мира, отнесенные к объектам охоты, составила 1 день (0,003 года).

В данном случае, в результате незаконных действий ФИО1, причинен вред охотничьим ресурсам в размере 131 696,00 руб., что подтверждается расчетом оценки вреда, произведенным Службой по охране и использованию объектов животного мира <адрес>.

В соответствии с ч. 3 ст. ст. 78 Федерального закона от 10.01. 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 24.07. 2009 г –ФЗ возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии – исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

Таким образом, поскольку до настоящего времени вред, причиненный ФИО1 охотничьим ресурсам и среде их обитания в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке лесных охотничьих угодий площадью 0,1 га в квартале <адрес>» в лесах, относящихся к защитным, не возмещен, ущерб, причиненный ФИО1 охотничьим ресурсам и среде их обитания в вышеуказанном размере должен быть взыскан в судебном порядке.

Согласно п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно положениям, ст. 25 Федерального закона от 24.07. 2009 г. –ФЗ земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 42 Федерального закона от 24.07. 2009г. –ФЗ плата за пользование охотничьими ресурсами устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской федерации о налогах и сборах.

В силу ст. 48 Федерального закона от 24.07. 2009г. –ФЗ регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется в целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания. Решения органов государственной власти о регулировании численности охотничьих ресурсов принимаются на основе данных о численности охотничьих ресурсов, об их размещении в охотничьих угодьях, о динамике их состояния и других данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированной информации, содержащейся в государственном охотхозяйственном реестре, данных федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

В соответствии с требованиями ст. 333.1 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов (далее в настоящей главе – плательщики) признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации.

Тем самым, ответчик своими незаконными действиями, выразившимися в незаконной рубке лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов), в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий нарушил: интересы Российской Федерации как собственника лесных участков пользоваться, владеть и распоряжаться лесными участками и лесными насаждениями; интересы Российской Федерации и <адрес>, поскольку в результате уничтожения ответчиком среды обитания охотничьих ресурсов в федеральный и областной бюджеты не поступали и не поступят средства от использования животного мира.

Кроме того, в силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01. 2002 г. –ФЗ «Об охране окружающей среды», животные и другие организмы и их генетический фонд являются объектом охраны окружающей среды, в частности, от уничтожения. Вместе с тем, в результате незаконных действий ответчика была уничтожена исконная среда обитания животных и других организмов, чем нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан), осуществляющих охоту в данном охотничьем угодье согласно нормам действующего законодательства, на защиту окружающей среды от негативного воздействия.

В соответствии с правилами статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), истец вправе изменить основания и предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Признание иска положениям закона не противоречит.

В силу положений части 3 статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Ответчиком ФИО1 признаны исковые требования в полном объеме. Признание иска является правом ответчика, закону не противоречит, права и законные интересы других лиц не нарушает.

При таких обстоятельствах, признание ответчиком исковых требований подлежит принятию судом.

В соответствии с частью 4 статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

При таких обстоятельствах, в связи с признанием ответчиком иска и принятием признания иска судом, исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно п. 22 ст. 46 БК РФ, суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

В силу части 2 статьи 206 ГПК РФ срок, в течение которого необходимо устранить допущенные нарушения, следует определить – в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В связи с указанным, суд полагает необходимым взыскать с ответчика ФИО1 на основании ст. 333.19 НК РФ госпошлину по требованию неимущественного характера в размере 4951 (четыре тысячи девятьсот пятьдесят один) рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> к ФИО1 о взыскании ущерба, причиненного в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов, удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт серии ДД.ММ.ГГГГ, выдан ОВД <адрес>) в бюджет муниципального образования «<адрес>» ущерб, причиненный в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов, в размере 131 696,00 рублей (сто тридцать одна тысяча шестьсот девяносто шесть) рублей 00 копеек, в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт серии ДД.ММ.ГГГГ, выдан ОВД <адрес>) в доход местного бюджета государственную госпошлину в сумме 4951 (четыре тысячи девятьсот пятьдесят один) рубль.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                           ФИО7

2-381/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ольхонского района
Ответчики
Мормоев Виктор Александрович
Другие
Служба по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области
Суд
Ольхонский районный суд Иркутской области
Судья
Холодова Лариса Николаевна
Дело на странице суда
olhonsky.irk.sudrf.ru
23.10.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.10.2024Передача материалов судье
25.10.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.10.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.11.2024Судебное заседание
12.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее