Решение по делу № 2-135/2022 от 25.03.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 апреля 2022 года                                г. Пудож

Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Точинова С.В.,

при секретаре Ханаевой Е.В.,

с участием истца Велишаевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Велишаевой А.А. к администрации Пудожского муниципального района о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного помещения,

у с т а н о в и л :

Велишаева А.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Пудожского муниципального района, в котором указала, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В ответ на свое обращение к ответчику о предоставлении жилого помещения получила ответ об отсутствии в специализированном жилищном фонде Пудожского муниципального района свободных жилых помещений, выделяемых для детей-сирот. До настоящего времени жилым помещением не обеспечена, с 2008 по 2017 проживала в приемной семье в поселке Пяльма Пудожского района, после чего до ноября 2021 находилась в ГБУ СО Республики Карелия «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №6». Неоднократно меняет место жительства, в настоящее время проживает с молодым человеком в его доме. По месту регистрации в пос. Онежский никогда не проживала, за ней сохранена только регистрация, и кто в настоящее время там проживает и является собственником, не знает. В 2018 от администрации Пудожского муниципального района получила копию постановления «Об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении». Просила обязать администрацию Пудожского муниципального района предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма жилого помещения.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство социальной защиты Республики Карелия.

Истец Велишаева А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам иска.

Ответчик - администрация Пудожского муниципального района извещен о времени и месте рассмотрения дела. Своего представителя в судебное заседание не направил, ходатайств и возражений по иску не представлял.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство социальной защиты Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направило, извещено о времени и месте рассмотрения дела.

В отзыве на иск просило рассматривать дело в отсутствие своего представителя и указало, что с 01.11.2019 полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления. Законом Республики Карелия от 15.12.2021 №2656-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» Пудожскому муниципальному району предусмотрена субвенция на осуществление государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 3008000,90 руб.

Представитель органа опеки и попечительства в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, которое просил рассматривать в свое отсутствие.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч.1). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3). Согласно ст.ст.7, 38 Конституции РФ государством обеспечивается поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

На основании подп.2 п.4 ст.8 Закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ст.8 Закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Согласно п.7 ст.8 Закона по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 этой же статьи закона, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В силу п.9 ст.8 вышеназванного закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии со ст.4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе: по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - муниципальный специализированный жилищный фонд); по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 1 статьи 3.1 настоящего Закона; по заключению договоров найма специализированных жилых помещений на пятилетний срок с лицами, указанными в части 1 статьи 3.1 настоящего Закона; по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются; по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами гражданского дела, решением Пудожского районного суда РК от 14.03.2008 В. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней Велишаевой А.А., <данные изъяты>, которая тем же решение суда была передана на попечение органа опеки и попечительства.

Постановлением администрации Авдеевского сельского поселения от 17.03.2008 за несовершеннолетними Е., С., А., Н. закреплена жилая площадь, расположенная по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации Пудожского муниципального района от 15.10.2018 установлен факт невозможности проживания Велишаевой А.А. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>.

В письмах от 10.12.2018 и от 15.11.2021 ответчик подтвердил, что Велишаева А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. При этом на обращение истца о предоставлении жилого помещения ответчик сообщил, что в специализированном жилом фонде свободных жилых помещений нет, а также то, что жилое помещение будет ей предоставлено по договору социального найма специализированного жилого помещения при наличии в специализированном жилищном фонде свободных жилых помещений, с учетом объема субвенций, выделяемых на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним истец не обладает правами собственности на жилье.

При таких обстоятельствах суд находит, что у истца возникло право быть обеспеченным жилым помещением по договору найма специализированного жилого фонда. Ответчик не оспаривал право истца быть обеспеченным жилым помещением специализированного жилого фонда.

Право на обеспечение истца жилым помещением специализированного жилого фонда возникло у истца при достижении восемнадцатилетнего возраста, т.е. после 02.11.2021.

При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.

При обращении в суд истцом произведена уплата государственной пошлины в размере 300 рублей.

В силу п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела.

Как установлено ч.4 ст.103 ГПК РФ, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Таким образом, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела подлежат отнесению за счет соответствующего бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию Пудожского муниципального района предоставить Велишаевой А.А., <данные изъяты>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения на территории Пудожского муниципального района Республики Карелия.

Возвратить Велишаевой А.А. государственную пошлину, в размере 300 рублей, уплаченную по чеку-ордеру от 25.03.2022.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12.04.2022.

Судья                                Точинов С.В.

2-135/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Велишаева Анастасия Андреевна
Ответчики
Администрация Пудожского муниципального района РК
Другие
представитель органа опеи и попечительства администрации Пудожского муниципального района
Министерство социальной защиты Республики Карелия
Суд
Пудожский районный суд Республики Карелия
Судья
Точинов Сергей Владимирович
Дело на странице суда
pudozhsky.kar.sudrf.ru
25.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2022Передача материалов судье
28.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.04.2022Судебное заседание
12.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее