Дело № 2-2719/2023
УИД - 41RS0001-01-2023-002170-92
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский 11 апреля 2023 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Тузовской Т.В.,
при секретаре Пестеревой А.А.,
с участием истцов: Краснопеевой И.В., Григорьевой Н.В.,
представителя истца Краснопеевой И.В. – Райзих В.В.,
представителя ответчика, третьего лица Цынкевич Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краснопеевой Ирины Васильевны, Краснопеева Егора Васильевича, Григорьевой Нины Васильевны к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,
у с т а н о в и л:
истцы, с учетом уточнения, предъявили иск к ответчику о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, ссылаясь на то, что 7 декабря 2022 года Управлением коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в их адрес предоставлен проект соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение, в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, расположенным по адресу: <адрес>, кадастровый №, общей площадью 24,1 кв. м, за долю в праве собственности на общее имущество указанного жилого многоквартирного дома, а также расходы, связанные с переездом в связи с изъятием для муниципальных нужд указанного жилого помещения и перечисления на расчетный счет истцов в течение 45 рабочих дней с даты подписания соглашения суммы в размере 2 285 000 руб., согласно 1/3 доли каждого собственника – 761 666 руб. 66 коп. каждому. 12 декабря 2022 года истцами в адрес Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа направлен отказ от заключения указанного соглашения, то есть согласие заключить договор на иных условиях, а именно предоставить взамен выкупной цены другого благоустроенного жилого помещения на праве общей долевой собственности общей площадью не менее 36,7 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и нормам, находящееся в черте г. Петропавловска-Камчатского.
30 декабря 2022 года Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа отказалось заключить с истцами соглашение на предложенных ими условиях, сославшись на то, что другое жилое помещение взамен изымаемого может быть предоставлено только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления и только с зачетом стоимости в выкупную цену.
Вместе с тем, истцы считают наличие у себя правовых оснований требовать взамен выкупной цены за изымаемое жилое помещение, другое благоустроенного жилое помещение на праве общей долевой собственности в связи с тем, что многоквартирный жилой <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года с порядковым номером 59, участвующего в программе А «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края», утвержденной Постановлением Правительства Камчатского края от 22 ноября 2013 года № 520-П. Кроме того, данный дом включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции с порядковым номером 12, раздела 1 «Расселяемые и подлежащие расселению жилые дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; жилые дома и жилые помещения, признанные непригодными для проживания; расселенные аварийные и непригодные жилые дома, подлежащие сносу», участвующих в муниципальной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа», утвержденной Постановлением администрации ПКГО от 13 октября 2016 года № 1985.
На основании изложенного истцы просили возложить на ответчика обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Краснопеевой И.В., Краснопееву Е.В., Григорьевой Н.В. по договору мены на праве общей долевой собственности по 1/3 доли каждому, взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 36,7 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и нормам, находящееся в границах г. Петропавловска-Камчатского.
Истцы Краснопеева И.В., Григорьева Н.В., представитель истца Краснопеевой И.В.-Райзих В.В. в судебном заседании исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Истец Краснопеев Е.В. в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика, третьего лица Цынкевич Д.А., действующая на основании доверенностей в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения истцов, представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Согласно ч.ч. 6, 8 ст. 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Порядок определения выкупной цены жилого помещения определен ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, в соответствии с которой при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 данной статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (ч. 8.1. ст. 32 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).
Таким образом, жилищные права собственника (собственников) жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются, по общему правилу, в предусмотренном статьей 32 ЖК РФ порядке, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, изложенной в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, именно включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст.32 ЖК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Краснопеева И.В., Краснопеев Е. В., Григорьева Н.В. являются собственниками каждый 1/3 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, общей площадью 24,1 кв.м. на основании договора бесплатной передачи жилого помещения в собственность граждан от 29 октября 2001 года, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 6 декабря 2001 года.
Согласно поквартирной карточке на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, Краснопеева И.В. не зарегистрирована в данном жилом помещении, Григорьева Н.В. была зарегистрирована в данном жилом помещении с 17 февраля 2006 года по 26 марта 2011 года, Краснопеев Е.В. был зарегистрирован в жилом помещении с 1 апреля 2011 года по 13 марта 2021 года.
Указанные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.
Распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 29 декабря 2016 года № 323-р многоквартирный <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Судом также установлено, что многоквартирный <адрес> включен в адресный перечень домов подпрограммы А «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» государственной программы Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 22 ноября 2013 года № 520-П. Срок реализации программы в отношении указанного многоквартирного дома установлен до 31 декабря 2022 года.
11 августа 2022 года ответчиком в адрес истцов направлен проект соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по условиям которого на расчетный счет истцов в течение 45 рабочих дней с даты подписания соглашения производится перечисление суммы в размере 2 285 000 руб., согласно 1/3 доли каждого собственника – 761 666 руб. 66 коп. каждому.
С предложенной суммой истцы не согласились, проект соглашения не подписали.
12 декабря 2022 года истцами в адрес ответчика направлено согласие заключить договор на иных условиях, согласно которому предложено предоставить взамен выкупной цены другого благоустроенного жилого помещения на праве общей долевой собственности общей площадью не менее 36,7 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и нормам, находящееся в черте г. Петропавловска-Камчатского.
30 декабря 2022 года Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа отказалось заключить с истцами соглашение на предложенных ими условиях, сославшись на то, что другое жилое помещение взамен изымаемого может быть предоставлено только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления и только с зачетом стоимости в выкупную цену.
Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание, что юридически значимыми обстоятельствами при разрешении возникшего между сторонами спора являются вопросы о существовании и утверждении соответствующей региональной адресной программы, начале ее реализации, включении либо не включении многоквартирного <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, в зависимости от даты его признания аварийным и подлежащим сносу, в такую программу.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Камчатского края от 22 ноября 2013 года № 520-П утверждена государственная программа Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края».
Одной из подпрограмм данной программы является Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (Подпрограмма А).
Согласно паспорта Подпрограммы А целью является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных жилых домов, признанных таковыми до 1 января 2017 года, в благоустроенные жилые помещения.
В соответствии с перечнем многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Поскольку многоквартирный дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в указанную региональную адресную Подпрограмму А, следовательно, истцы имеют право выбора способа обеспечения своих жилищных прав - предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Так, в судебном заседании установлено, что истцы Краснопеева И.В., Краснопеев Е. В., Григорьева Н.В. выбрали способ обеспечения своих жилищных прав, путем предоставления другого жилого помещения, с условиями соглашения Краснопеева И.В., Краснопеев Е. В., Григорьева Н.В. не согласились.
Исходя из изложенного, суд отклоняет доводы представителя ответчика о том, что другое жилое помещение взамен изымаемого может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, руководствуясь приведенными выше нормами права, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что в случае не предоставления Краснопеевой И.В., Григорьевой Н.В., Краснопееву Е.В. взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> другого благоустроенного жилого помещения, равнозначного по площади ранее занимаемым жилым помещениям, отвечающего санитарным и техническим требованиям в границах города Петропавловска-Камчатского Камчатского края будут нарушены гарантированные законом права на жилье, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Краснопеевой И.В., Григорьевой Н.В., Краснопееву Е.В. к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
В соответствии со статьей 44 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа исполнительно-распорядительным органом городского округа является администрация Петропавловск-Камчатского городского округа. В связи с чем, последняя обладает необходимыми, в том числе бюджетными и распорядительными полномочиями и обязана обеспечить решение вопросов местного значения вне зависимости от распределения своих функций между отраслевыми структурными подразделениями.
В этой связи, с учетом действующих норм права, фактических обстоятельств дела, суд удовлетворяет заявленные исковые требования Краснопеевой И.В., Григорьевой Н.В., Краснопееву Е.В. в части и возлагает на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в рамках подпрограммы А «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» государственной программы Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 22 ноября 2013 года, обязанность предоставить Краснопеевой И.В., Григорьевой Н.В., Краснопееву Е.В. взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, другое благоустроенное жилое помещение, находящееся в границах города Петропавловска-Камчатского Камчатского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям и равнозначное по площади ранее занимаемым жилым помещениям, общей площадью не менее 24,1 кв.м.
Оснований для удовлетворения исковых требований о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого большей площадью суд не усматривает, с учетом приведенных норм права.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
иск удовлетворить частично.
Обязать администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Краснопеевой Ирине Васильевне (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт № выдан 07.04.2005 Управлением внутренних дел города Петропавловска-Камчатского), Краснопееву Егору Васильевичу (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт №, выдан 09.06.2010 отделом ОФМС России по Камчатскому краю в городе Петропавловске-Камчатском), Григорьевой Нине Васильевне (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт №, выдан 12.11.2010 отделом ОФМС России по Камчатскому краю в городе Петропавловске-Камчатском) на праве общей долевой собственности по 1/3 доли каждому, взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: г. <адрес> благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 24,1 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и нормам, находящееся в границах города Петропавловска-Камчатского.
В оставшейся части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 18 апреля 2023 года.
Председательствующий подпись
Подлинник решения находится в материалах дела № 2-2719/2023
верно:
Судья Т.В. Тузовская