Решение по делу № 33-5375/2022 от 11.08.2022

УИД: 47RS0017-02-2021-001989-40

Дело № 33-5375/2022

№ 2-246/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург         18 октября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего     Боровского В.А.,

судей:             Алексеевой Г.Ю., Бумагиной Н.А.,

при секретаре          ФИО4,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области на решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 8 июня 2022 года по гражданскому делу № 2-246/2022 по иску Тихвинского городского прокурора, действующего в интересах ФИО1, к Комитету финансов Ленинградской области, Правительству Ленинградской области, Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области, администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области об обязании выделить финансирование, предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Боровского В.А., объяснения прокурора Амантаевой А.А., представителя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области – ФИО6, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Тихвинский городской прокурор, действующий в интересах ФИО1 обратился в Тихвинский городской суд Ленинградской области с иском к Комитету финансов Ленинградской области, Правительству Ленинградской области, Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области, администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области с учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ просил обязать Правительство Ленинградской области, Комитет финансов Ленинградской области в срок не позднее трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда выделить Администрации финансирование, предусмотренное для обеспечения ФИО1 благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам по договору социального найма специализированных жилых помещений; обязать Комитет общего и профессионального образования не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить передачу Администрации финансовых средств, необходимых для обеспечения ФИО1 благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, по договору найма специализированных жилых помещений; обязать Администрацию не позднее трех месяцев со дня выделения финансирования предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам.

В обоснование заявленных требований указал на то, что ФИО1 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, решением Тихвинского городского суда Ленинградской области от 12 ноября 2010 года по гражданскому делу № 2-499/2010 родители ФИО1 лишены родительских прав. На основании постановления администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области от 17 декабря 2010 года    № 01-2110-а ФИО1 была передана под надзор в муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Тихвинский детский дом». На основании направления Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области № 154 от 15 июля 2019 года в соответствии с приказом директора ГБУ ЛО Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Тихвинский ресурсный центр по содействию семейному устройству» ФИО1 зачислена в состав воспитанников ГБУ ЛО «Тихвинский ресурсный центр» на полное государственное обеспечение. Постановлением администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области от 09 декабря 2019 года № 01-2945-а установлен факт невозможности проживания ФИО1 в ранее занимаемом жилом помещении по адресу Ленинградская область, Тихвинский район, Шугозерское сельское поселение, <адрес>. Постановлением администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области от 24 декабря 2019 года № 01-3090-а ФИО1 включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Требуя предоставления ФИО1 жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, прокурор указывал, что Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, Областной закон Ленинградской области «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28 июля 2005 года № 65-ОЗ предусматривают однократное предоставление органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства таких лиц, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, признается невозможным, однако Администрация, при установленном факте невозможности проживания истца в ранее занимаемом жалом помещении, до настоящего времени жилого помещения ей не предоставила.

Решением Тихвинского городского суда Ленинградской области от 8 июня 2022 года исковые требования удовлетворены в части, постановлено: обязать администрацию муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам.

В удовлетворении остальных требований, в том числе к Комитету финансов Ленинградской области, Правительству Ленинградской области, Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области Тихвинскому городскому прокурору отказать.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области просит данное решение отменить как необоснованное и принятое с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ленинградской области жилыми помещениями возложены на органы местного самоуправления Тихвинского района за счет средств субвенций, перечисляемые из областного бюджета. Предоставление жилого помещения ФИО7 возможно только путем приобретения жилого помещения на финансовые средства, выделенные в силу закона местному бюджету из областного бюджета Ленинградской области. Комитет финансов, Комитет образования и Правительство Ленинградской области являются ответственными сторонами за выделение и передачу необходимых финансовых средств администрации.

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области представили возражения на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Комитет финансов Ленинградской области представил возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

С учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении не явившихся участников гражданского процесса о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы по правилам статей 113 - 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав, явившихся участников процесса, прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, представителя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, полагавшего решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Действуя в соответствии с положениями абзаца 1 части 1 и абзаца 1 части 2 статьи 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции находит возможным ограничиться проверкой законности и обоснованности постановленного решения, исходя из доводов апелляционной жалобы.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Как следует из материалов дела, ФИО1, 04 февраля 2003 года рождения, зарегистрированная по месту жительства по адресу <адрес>, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Тихвинского городского суда <адрес> от 12 ноября 2010 года по гражданскому делу № 2-499/2010 родители ФИО1 лишены родительских прав.

На основании постановления администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области от 17 декабря 2010 года    № 01-2110-а ФИО1 была передана под надзор в муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Тихвинский детский дом».

На основании направления Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области № 154 от 15 июля 2019 года в соответствии с приказом директора ГБУ ЛО Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Тихвинский ресурсный центр по содействию семейному устройству» от 05 августа 2019 года ФИО1 зачислена в состав воспитанников ГБУ ЛО «Тихвинский ресурсный центр» на полное государственное обеспечение.

Постановлением администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области от 09 декабря 2019 года № 01-2945-а установлен факт невозможности проживания ФИО1 в ранее занимаемом жилом помещении по адресу <адрес>.

Постановлением администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области от 24 декабря 2019 года № 01-3090-а ФИО1 включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На момент рассмотрения дела жилое помещение ФИО1 не предоставлено.

Установив указанные обстоятельства, оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку ФИО1 до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, несмотря на возникновение у нее соответствующего права в декабре 2019 года.

Вопросы финансового и материального обеспечения отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулированы Областным законом Ленинградской области от 17 июня 2011 года N 47-оз "О наделении органов местного самоуправления Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области".

В частности, ст. 5 указанного областного закона предусмотрено, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в областном законе об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год в форме субвенций.

Порядок расходования указанных средств определяется Правительством Ленинградской области.

Общий объем субвенций, предоставляемых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, определяется в соответствии с методиками согласно приложениям 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 к настоящему областному закону.

Материальные средства для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления в соответствии с настоящим областным законом, в пользование, управление или муниципальную собственность не передаются.

Поскольку действующий порядок финансового обеспечения переданных государственных полномочий Ленинградской области нормативно установлен, решение суда не должно его подменять.

Каких-либо оснований для вмешательства суда в межбюджетные отношения, складывающиеся между Администрацией, Правительством Ленинградской области, Комитетом финансов Ленинградской области, Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области не имеется.

В этой связи доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 8 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий                     

Судьи:

33-5375/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Баронова Анастасия Сергеевна
Тихвинский городской прокурор
Ответчики
Комитет финансов Ленинградской области
Правительство Ленинградской области
Администрация муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Суд
Ленинградский областной суд
Судья
Боровской Владимир Анатольевич
Дело на сайте суда
oblsud.lo.sudrf.ru
12.08.2022Передача дела судье
18.10.2022Судебное заседание
03.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее