Решение по делу № 2-11/2021 от 12.11.2020

Дело № 2-11/2021

УИД 12RS0014-01-2020-000940-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2021 года пос. Советский Республика Марий Эл

Советский районный суд Республики Марий Эл в составе судьи Шемуранова И.Н., при секретаре судебного заседания Казанцевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петровой <данные изъяты> к Отраслевому органу администрации «Отдел образования и по делам молодежи администрации Советского муниципального района» и администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Петрова <данные изъяты> обратилась в суд с иском к Отраслевому органу администрации «Отдел образования и по делам молодежи администрации Советского муниципального района» и администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, указывая, что он относится к числу детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации Советского района Республики Марий Эл № 768 от 11 сентября 2006 года за ней была закреплена жилая площадь по адресу: <данные изъяты>. Постановлением главы администрации Советского района Республики Марий Эл № 570 от 28 августа 2007 года она была определена под опеку своей тёте <данные изъяты> Постановлением администрации Советского района Республики Марий Эл № 122 от 05 декабря 2013 года дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> был признан непригодным для проживания.

28 сентября 2020 года она обращалась к ответчику о включении её в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением. 02 октября 2020 года ей было отказано, в связи с тем, что на момент обращения она достигла 30-летнего возраста и документов о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет к заявлению не приложено, у администрации данные сведения также отсутствуют. С данным решением она не согласна, считает, что право на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет не было реализовано при отсутствии её вины, по не зависящим от неё обстоятельствам, поэтому такое право за ней сохраняется. Срок постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, а также включение его в сводный список пропущен по уважительной причине, поскольку её опекун не предпринимала мер к защите ее прав, сама она (истец) неоднократно устно обращалась в отдел образования и администрацию Советского муниципального района для предоставлений ей жилого помещения, однако ей было отказано в постановке на учет. Обстоятельство достижения ей возраста, превышающего установленный законом предел, само по себе не может являться безусловным основанием для лишения её законного права на получение социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения пригодным для проживания жилым помещением, возникшего до 23 лет. Просит суд обязать Отраслевой орган администрации «Отдел образования и по делам молодежи администрации Советского муниципального района» включить её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Обязать администрацию Советского муниципального района Республики Марий Эл предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения из специализированного жилищного фонда. Взыскать с администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл в возврат государственной пошлины <данные изъяты> рублей и почтовые расходы в размере <данные изъяты> копеек.

В судебном заседании истец Петрова <данные изъяты>. и его представитель <данные изъяты> иск поддержали, суду пояснили, что достижение истцом возраста, превышающего установленный законом предел, не может являться безусловным основанием для лишения его законного права на получение социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения пригодным для проживания жилым помещением, возникшего до 23 лет, поскольку учреждения, на полном государственном обеспечении которых истец находился, не предпринимали мер к защите его прав. Истец неоднократно устно обращался в отдел образования и администрацию Советского муниципального района для предоставления ей жилого помещения, однако ей было незаконно отказано. Просят исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчик - представитель Отраслевого органа администрации «Отдел образования и по делам молодежи администрации Советского муниципального района» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, обратились к суду с письменным ходатайством о рассмотрении дела в его их отсутствие.

Ответчик - представитель администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Обратились к суду с письменными возражениями на исковое заявление, в которых указывают, что с исковыми требованиями не согласны, поскольку администрация района предоставляет жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на его предоставление в соответствии с действующим законодательством, согласно которому по достижении возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Просят в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица - Министерства образования и науки Республики Марий Эл в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, каких либо заявлений и ходатайств суду не представили.

Свидетель <данные изъяты>. суду показала, чтоистец Петрова <данные изъяты>. приходится ей племянницей, она являлась её опекуном. В несовершеннолетнем возрасте истец <данные изъяты> и ее родная сестра <данные изъяты>. проживали у неё. Собрать документы в отношении истца она не успела, её сестру <данные изъяты>. поставили на учет. В постановке на учет истца постоянно отказывали, мотивируя это тем, что у них имеется жилье в деревне. Порядок обращения для постановки в очередь на получение жилья им органами опеки не разъяснялся, хотя она неоднократно обращалась устно. В декабре 2013 года было вынесено постановление <данные изъяты> сельской администрацией о признании дома в деревне <данные изъяты> не пригодным для проживания.

Судом в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков и третьего лица.

Выслушав объяснения истца и его представителя, допросив свидетеля, исследовав другие доказательства по делу, учетные дела Петровой <данные изъяты>., материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что Петрова <данные изъяты> относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, <данные изъяты>

Постановлением № 570 от 28 августа 2007 года администрация Советского района Республики Марий Эл над несовершеннолетней Петровой <данные изъяты> было установлено попечительство, попечителем назначена <данные изъяты>.

Постановлением администрации <данные изъяты> за несовершеннолетней Петровой <данные изъяты>. была закреплена жилая площадь по адресу: <данные изъяты>

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты> Петровой <данные изъяты> на праве общей долевой собственности (1/2 доля в праве) принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>

Постановлением администрации муниципального образования «<данные изъяты>, дом, находящийся по адресу: <данные изъяты> признан непригодным для проживания.

Согласно заявлениям от 20 марта 2017 года и от 28 сентября 2020 года Петрова <данные изъяты>. обращалась в администрацию МО «Советский муниципальный район» Республики Марий Эл о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Согласно ответам администрации Советского муниципального района от 29 марта 2017 года № 122 и от 02 октября 2020 года № 2268 года на заявления Петровой <данные изъяты>., на момент обращения в администрацию Советского муниципального района возраст Петровой <данные изъяты> превысил 23 года. Документов о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения возраста 23 лет к заявлениям не приложено, а также и у администрации данные сведения отсутствуют, соответственно у администрации Советского муниципального района отсутствуют правовые основания для включения в список. Вопрос включения в список в целях дальнейшего обеспечения жилым помещением по договорам найма специализированного жилого помещения может быть рассмотрен только при предоставлении копии вступившего в законную силу решения суда о защите жилищных прав, установленных статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ, что полностью соответствует пункту 17 Правил формирования списка, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2019 года № 397.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Абзац четвертый статьи 1 Федерального закона № 159-ФЗ определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее-Правила), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

В силу названных Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

В список включаются: дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации; лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.

Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список (пункты 1 - 3).

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии со статьей 8 Федерального закона право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - специализированное жилое помещение) имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно части 1 статьи 2 вышеуказанного Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З в соответствии со статьей 8 Федерального закона порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В подпункте «г» пункта 4 Правил к лицам, имеющим право на подачу заявления о включении в список, поименованы лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Таким образом, действующим в период подачи заявлений (02 октября 2020 года) законодательством предусмотрена возможность включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями. Не имеет правового значения то обстоятельство, что на момент обращения с заявлениями Петрова <данные изъяты> достигла 30 летнего возраста. Кроме достижения Петровой <данные изъяты>. предельного для данных правоотношений возраста, иных оснований возражение ответчика на иск не содержит. Кроме того, отсутствие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей достигших возраста 23 лет, без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению. Данный подход нашел свое отражение в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года.

При рассмотрении дела в судебном заседании было установлено, что Петрова <данные изъяты> относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку <данные изъяты>. Постановлением № 570 от 28 августа 2007 года администрация Советского района Республики Марий Эл над несовершеннолетней Петровой <данные изъяты> было установлено попечительство, попечителем назначена <данные изъяты> которая с указанным заявлением к ответчику об обеспечении Петровой <данные изъяты>. жилым помещением не обращалась.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

В силу положений статей 2, 18, 45, 46 Конституции Российской Федерации на суды возложена обязанность по защите прав гражданина, и эта обязанность является смыслом деятельности судов.

Поскольку исковые требования подлежат удовлетворению, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика - администрации Советского муниципального района в пользу истца подлежат возмещению расходы по оплате госпошлины.

Факт несения истцом почтовых расходов в размере 1089 рублей 36 копеек, необходимых для восстановления нарушенного права, подтвержден материалами гражданского дела. Указанные расходы подлежат взысканию с администрации Советского муниципального района в пользу Петровой <данные изъяты>

Суд рассмотрел дело в пределах заявленного иска, в соответствии с требованиями ст. 196 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования Петровой <данные изъяты> к Отраслевому органу администрации «Отдел образования и по делам молодежи администрации Советского муниципального района» и администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам - удовлетворить.

Обязать Отраслевой орган администрации «Отдел образования и по делам молодежи администрации Советского муниципального района» включить Петрову <данные изъяты> в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обязать администрацию Советского муниципального района Республики Марий Эл предоставить Петровой <данные изъяты> жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения из специализированного жилищного фонда.

Взыскать с администрации Советского муниципального района в пользу Петровой <данные изъяты> в возврат государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей и почтовые расходы в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл подачей жалобы через Советский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 22 января 2021 года.

Судья И.Н. Шемуранов

2-11/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Советский районный суд Республики Марий Эл
Судья
Шемуранов Игорь Николаевич
Дело на странице суда
sovetsky.mari.sudrf.ru
12.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.11.2020Передача материалов судье
16.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.12.2020Судебное заседание
25.12.2020Судебное заседание
25.12.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
25.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
25.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2021Судебное заседание
22.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2021Дело оформлено
18.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее