Дело № 2а-92/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2018 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Зрелкиной Е.Ю.,
при секретаре Епитовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай обратилось в суд с исковым заявлением к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП по Республике Алтай об уменьшении исполнительского сбора, мотивируя требования тем, что 12.10.2017 года судебным приставом-исполнителем ФИО1 возбуждено исполнительное производство об обязании Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай предоставить ФИО2 во внеочередном порядке жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес>. В постановлении о возбуждении исполнительного производства приставом установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя от 30.10.2017 г. принято решение о взыскании с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Между тем исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Истец считает, что отсутствуют виновные действия, связанные с неисполнением решения суда в установленный срок, в связи с чем просил уменьшить размер исполнительского сбора.
При рассмотрении дела административный истец уточнил исковые требования и в окончательной редакции просил освободить от уплаты исполнительского сбора, поскольку ФИО2 жилое помещение предоставлено.
Стороны о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд представителей не направили.
Суд, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП по Республике Алтай ФИО1 возбуждено исполнительное производство № Должнику предложено в течение 5 дней с момента получения копии настоящего постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
В связи с тем, что в установленный срок (в течение 5 дней с момента получения постановления) решение суда исполнено не было, 30.10.2017 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП и розыску УФССП России по РА было вынесено постановление о взыскании с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Из содержания статьи 112 вышеназванного закона следует, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Размер исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника-организации установлен в размере 50 000 руб.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П указано, что исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера.
Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи (ч. 7).
Последовательность формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда, а также способы формирования специализированного жилищного фонда предусмотрена Порядком формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включения и исключения жилого помещения из указанного специализированного жилищного фонда, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 05 августа 2013 года № 212 (далее - Порядок).
Согласно п.3 Порядка Министерство труда и социального развития Республики Алтай до 1 мая года, предшествующего планируемому, представляет в Министерство регионального развития Республики Алтай информацию о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда. Министерство регионального развития Республики Алтай на основании информации, указанной в пункте 3 настоящего Порядка, представляет в Министерство финансов Республики Алтай информацию об объемах средств республиканского бюджета Республики Алтай, необходимых для формирования специализированного жилищного фонда на очередной финансовый год и плановый период (п. 4 Порядка).
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что мероприятия по приобретению и (или) строительству многоквартирных домов и (или) жилых домов осуществляются Министерством регионального развития Республики Алтай в пределах средств, утвержденных в республиканском бюджете Республики Алтай на соответствующий финансовый год на основании технического задания на формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот (далее - техническое задание), утвержденного Министерством труда и социального развития Республики Алтай, оформленного в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с соблюдением очередности, исходя из даты включения детей-сирот в указанный список.
Кроме того, приобретение жилых помещений осуществляется Министерством регионального развития Республики Алтай в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Административным истцом в материалы дела представлен приказ о внесении изменений в Техническое задание на формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2017 год, на основании которого ФИО2 предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Таким образом, судом установлено, что у Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай не имелось возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок, решение суда исполнено.
Суд полагает, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует.
С учетом изложенного, принимая во внимание предпринятые Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай меры для исполнения решения суда, суд приходит к выводу о принятии обязанным лицом всех необходимых мер по исполнению решения суда.
При указанных обстоятельствах, суд полагает возможным удовлетворить требования истца и освободить от взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай удовлетворить.
Освободить Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от взыскания исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 30 октября 2017 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья Е.Ю. Зрелкина
Решение в окончательной форме принято 17 января 2018 года