Дело № 2а-9774/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
19.09.2018 г. Курган
Курганский городской суд Курганской области в составе судьи Шанаурова К.В.
при секретаре судебного заседания ФИО9
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Кургана в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Кургана о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Кургана обратился в суд с административным иском к Администрации города Кургана о возложении обязанности организовать работы по ремонту проезжей части проезда от дома № 11а до дома № 14 в 3 микрорайоне Кургана и 3 микрорайон на участке от ул. Г.Дубынина до дома № 20 в 3 микрорайоне г. Кургана, где имеются выбоины, параметры которых превышают предельно допустимые. Также прокурор города Кургана просит признать незаконным бездействие Администрации города Кургана выразившееся в непринятии мер по приведению проезжей части в соответствие ГОСТ.
В обоснование иска указал, что прокуратурой города Кургана проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В ходе проверки установлено, что дорожное покрытие на проезжей части проезда от дома № 11а до дома № 14 в 3 микрорайоне Кургана и 3 микрорайон на участке от ул. Г.Дубынина до дома № 20 в 3 микрорайоне г. Кургана не соответствует требованиям действующих нормативных документов и создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий по дорожным условиям.
Согласно актам выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленным госинспектором ОГИБДД УМВД России по г. Кургану, установлено, что указанные участки дороги без проведения ремонтно-восстановительных работ не пригодны для движения автотранспорта, так как затрудняют движения транспортных средств с разрешенной скоростью.
В судебном заседании прокурор Поспелова М.А. на требованиях настаивала, пояснила, что в связи с введением с 01.09.2018 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», просят признать незаконным бездействие Администрации города Кургана, выразившееся в непринятии мер по приведению состояния проезжей части проезда от дома № 11а до дома № 14 в 3 микрорайоне Кургана и 3 микрорайон на участке от ул. Г.Дубынина до дома № 20 в 3 микрорайоне г. Кургана в соответствии со стандартами, техническими нормами (до 31.08.2018 – подпункт 3.1.2 Государственного стандарта ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», с 01.09.2018 – подпункт 5.2.4 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»), возложить обязанность на Администрацию города Кургана организовать работы по ремонту проезжей части от дома № 11а до дома № 14 в 3 микрорайоне Кургана и 3 микрорайон на участке от ул. Г.Дубынина до дома № 20 в 3 микрорайоне г. Кургана в соответствии со стандартами, техническими нормами (подпункт 5.2.4 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»).
Представитель административного ответчика Администрации города Кургана, являющаяся также представителем заинтересованного лица Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана Шестакова А.А. иск не признала, указала, что функции заказчика от имени муниципального образования по ремонту дорог осуществляет МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана», а финансирование осуществляется Департаментом финансов и имущества Администрации города Кургана после формирования заявки Департаментом развития городского хозяйства Администрации города Кургана.
От заинтересованного лица МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» явки нет, представлены возражения, просили рассмотреть административный иск в их отсутствие.
От заинтересованного лица ОГИБДД УМВД России по г. Кургану явки нет, юридическое лицо извещено.
Заслушав объяснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения закреплены в статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». К ним относятся: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статье 6 указанного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движении» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Перечень и допустимые по условиям состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения до 31.08.2018 включительно устанавливались ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221. Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
С 01.09.2018 введен в действие Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст.
В соответствие с пунктом 5.2.4 действующего с 01.09.2018 ГОСТ Р 50597-2017 (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст), отдельные повреждения (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью 0,6м2 или более в зависимости от категории дороги устраняются в срок от 1 до 12 дней (таблица 5.3).
Согласно пунктов 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 (действовавшего с 01.07.1994 по 31.08.2018) предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны были превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см. Максимальный срок устранения повреждений дорожного покрытия устанавливался в 10 суток.
Из материалов дела установлено, что прокуратурой города Кургана проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В ходе проверки установлено, что дорожное покрытие проезжей части проезда от дома № 11а до дома № 14 в 3 микрорайоне Кургана и 3 микрорайон на участке от ул. Г.Дубынина до дома № 20 в 3 микрорайоне г. Кургана не соответствует требованиям действующих нормативных документов и создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий по дорожным условиям.
Из имеющейся в деле копии акта выявленных недостатков от 12.07.2018 составленного должностным лицом ОГИБДД УМВД России по г. Кургану, следует, что на проезжей части в 3 мкрн. г. Кургана от ул. Г.Дубынина до дома № 20 мкрн. 3 г. Кургана имеются выбоины, параметры которых превышают предельно допустимые размеры, размеры одной из выбоин: длина 1,8 м., ширина 3,2 м., глубина 9,03 см.
Согласно имеющейся в деле копии акта выявленных недостатков от 23.05.2018 на проезжей части проезда от дома № 11а до дома № 14 в мкрн. 3 г. Кургана имеются выбоины, параметры которых превышают предельно допустимые размеры, размеры одной из выбоин в районе строения № 11/1 мкрн. 3 г. Кургана: длина 6,42 м., ширина 2,11 м., глубина 13,3 см.
Из материалов дела также следует, что состояние дорожного покрытия на указанных участках дороги на момент подачи иска в суд также не соответствовало требованиям, установленным ГОСТ Р 50597-93. До удаления суда в совещательную комнату недостатки указанного участка дороги, согласно объяснений представителя истца, не устранены, что представителем ответчика не отрицалось.
В соответствии с пунктом 1.5 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования г. Кургана, принятого решением Курганской городской Думой от 28.02.2005 № 38, к вопросам местного значения города Кургана относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Кургана и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Кургана, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1.11 статьи 37 указанного Устава к полномочиям Администрации города Кургана относится, в том числе организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Кургана и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Кургана, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 2 Решения Курганской городской Думы от 22.02.2017 № 20 «Об утверждении Положения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения на территории города Кургана», Администрация города Кургана является уполномоченным органом, обеспечивающим осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, и уполномоченным органом, осуществляющим муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Как видно из материалов дела, муниципальным образованием город Курган в лице Администрации города Кургана учреждено МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана», находящееся в ведении Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана (пункты 1.3, 1.5. Устава). Основной целью деятельности учреждения является, в том числе, обеспечение сохранности и развитие автомобильных дорог города Кургана, улучшение их технического состояния (пункт 2.1.1. Устава).
Между тем, создание МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» не означает, что полномочия в сфере содержания автомобильных дорог и благоустройства территории городского округа были переданы данному учреждению, и Администрация города Кургана является ненадлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям.
Доказательств в подтверждение того, что на ремонт обозначенного участка дороги Администрацией города Кургана выделялись денежные средства, а МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» освоены – не представлено.
С учетом изложенного выше, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
PЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации города Кургана, выразившееся в непринятии мер по приведению состояния проезжей части проезда от дома № 11а до дома № 14 в 3 микрорайоне Кургана и 3 микрорайон на участке от ул. Г.Дубынина до дома № 20 в 3 микрорайоне г. Кургана в соответствии со стандартами, техническими нормами (до 31.08.2018 – подпункт 3.1.2 Государственного стандарта ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», с 01.09.2018 – подпункт 5.2.4 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»).
Возложить обязанность на Администрацию города Кургана организовать работы по приведению состояния проезжей части проезда от дома № 11а до дома № 14 в 3 микрорайоне Кургана и 3 микрорайон на участке от ул. Г.Дубынина до дома № 20 в 3 микрорайоне г. Кургана в соответствии со стандартами, техническими нормами (подпункт 5.2.4 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»).
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Курганский областной суд через Курганский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья
Курганского городского суда К.В. Шанауров