Дело № 2-1594-2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 мая 2018 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В, при секретаре Афанасьевой Е.П., с участием истца Салимова Р.Ф. и его представителя Федорова Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салимова Раниса Фанусовича к ГУ- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики- Чувашии о признании решения незаконным, обязании включить в специальный страховой стаж периоды работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Салимов Р.Ф. обратился в суд с исковым заявлением к
ГУ- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании включить в специальный страховой стаж периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-стоматолога-хирурга кабинета стоматологической экстренной медицинской помощи в МУЗ «Скорая медицинская помощь»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-стоматолога-ортопеда-терапевта в ООО «ИНТ-Центр»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-стоматолога в ООО «Расэль-Н»;
и назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения, с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что решением ответчика истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения. По мнению истца, ответчиком неправильно произведен подсчет специального стажа и неправомерно не включены спорные периоды работы, поскольку работал в лицензированных лечебных учреждениях, что нарушает его права на пенсионное обеспечение.
В судебном заседании истец Салимов Р.Ф. и его представитель Федоров Н.М. поддержали заявленные требования по изложенным в иске основаниям, и вновь привели их суду.
Представитель ответчика ГУ- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики- Чувашии, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, решен вопрос о рассмотрении дела без его участия.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, материалы пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.
В ст.ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Из материалов дела усматривается, что Салимов Р.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности врача-стоматолога-хирурга кабинета стоматологической экстренной помощи на 0,5 ставки в МУЗ «Скорая медицинская помощь», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности врача-стоматолога-ортопеда-терапевта в ООО «ИНТ-Центр», с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время –в должности врача-стоматолога в ООО «Расэль-Н».
Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения истцу отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения – ДД.ММ.ГГГГ. При этом продолжительность специального страхового стажа ответчиком определена в 12 лет 3 мес. 24 дня при требуемых в 30 лет.
В соответствии с п. 20 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются, в том числе Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Одним из спорных периодов работы является период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-стоматолога-хирурга кабинета стоматологической экстренной помощи в МУЗ «Скорая медицинская помощь», который не включен ответчиком ввиду невыполнения условий пункта 4 Правил.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 утверждены Список должностей, работы в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее Список 1999 года) и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее Правила 1999 года).
Работа в должностях и учреждениях, предусмотренных в Списке, подлежала безусловному включению в специальный стаж работы, дающей право на пенсию за выслугу лет.
Списком 1999 года была предусмотрена работа в должности врача в больницах все наименований, на станциях скорой медицинской помощи.
Таким образом, включение периодов работы в специальный медицинский стаж в календарном порядке не ставится в зависимость от названия должности. Необходимо, чтобы должность относилась к должности врача или среднего медицинского персонала лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В силу положений пункта 4 Правил счисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 года, а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Судом установлено, что в спорный период истец работал в должности, предусмотренной Списком 1999 года, в учреждении здравоохранения.
Между тем лечебная деятельность истцом в данном учреждении осуществлялась на 0,5 ставки, что соответствует сокращенной продолжительности рабочего времени.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в указанный период времени требование о выполнении нормы рабочего времени, предусмотренное пунктом 4 Правил, не выполнялось, суд оснований для включения спорного периода в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью, не находит.
Следующими спорными периодами являются периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-стоматолога-ортопеда-терапевта в ООО «ИНТ-Центр», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-стоматолога в ООО «Расэль-Н».
Указанные периоды не включены ответчиком в связи с тем, что наименование учреждения не предусмотрено Списком.
В силу Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, действующим в настоящий момент, таким правом наделены врачи-специалисты всех наименований, в том числе врачи-руководители учреждений, их структурных подразделений, осуществляющие врачебную деятельность больниц всех наименований.
Утверждая Список 2002 года, Правительство РФ, раскрывая понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения» и «учреждения здравоохранения» установило конкретный и ограниченный перечень должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Исходя из этого, в специальный стаж подлежит включению не любая медицинская деятельность, а только та, что протекала в должности и в учреждении здравоохранения, перечисленных в Списке.
Согласно п. 1 Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., занимаемые истцом в спорный период должности стоматолога поименованы в перечне должностей, работа в которых дает право на досрочной назначение трудовой пенсии по старости. Однако в разделе учреждения здравоохранения организационно-правовая форма "общество с ограниченной ответственностью" не поименована.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Юридические лица могут существовать в различных организационно-правовых формах, что регулируется главой 4 Гражданского кодекса РФ, соответствующими федеральными законами и уставами.
В пункте 18 вышеуказанного Постановления разъяснено, что, исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Из указанных правовых норм не следует, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с любой деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Данное право зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в одних и тех же учреждениях, но на должностях с различными функциональными обязанностями. Определение списка соответствующих должностей в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов делегировано Правительству Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 123.21 ГК РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющее полученную прибыль между участниками (ч. 1 ст. 50 ГК РФ).
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ООО «ИНТ-Центр здоровья» выданы лицензии на осуществление медицинской деятельности (л.д.13,16).
Согласно протоколам к лицензиям, ООО «ИНТ – Центр здоровья» вправе осуществлять первичную (доврачебную) медико-санитарную помощь, лабораторную и лучевую диагностику, амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ выданы лицензии на осуществление медицинской деятельности ООО «Расэль-Н» (амбулаторно-поликлиническую помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому: ортодония, стоматология терапевтическая, стоматология ортопедическая (л.д.19-26).
Указанные обстоятельства подтвердил в ходе судебного заседания и истец, указывая, что работал в лицензированных лечебных учреждениях и занимался лечебной деятельностью.
Однако данные обстоятельства не являются юридически значимыми, поскольку для включения работы в специальный медицинский стаж необходимо, чтобы работа проходила в учреждениях, обозначенных Списком 2002 года, при утверждении которого федеральный законодатель связывал право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
При этом следует учесть, что медицинская деятельность законом отнесена к видам деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию (пункт 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности"), вследствие чего наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности само по себе не свидетельствует о том, что истец в спорный период времени осуществлял трудовую деятельность в учреждениях здравоохранения.Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О).
При таких обстоятельствах, учитывая, что ООО «ИНТ-Центр» и ООО «Расэль-Н» по своей организационно-правовой форме не являются учреждениями здравоохранения, перечисленным в Правилах 2002 года и осуществление медицинской деятельности в указанных организациях не дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований истца о включении периодов его работы в ООО ИНТ-Центр» и ООО «Расэль-Н» в специальный медицинский стаж.
Истец просит обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> ЧР - Чувашии назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения к ответчику - т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии ч.1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Однако у истца отсутствует необходимая продолжительность специального стажа не менее 30-ти лет, в связи с чем оснований для назначения досрочной страховой пенсии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Салимова Раниса Фанусовича к ГУ- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики- Чувашии о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании включить в специальный страховой стаж периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-стоматолога-хирурга кабинета стоматологической экстренной медицинской помощи в МУЗ «Скорая медицинская помощь»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-стоматолога-ортопеда-терапевта в ООО «ИНТ-Центр»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-стоматолога в ООО «Расэль-Н»;
назначении досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Калининский районный суд <адрес> в месячный срок со дня составления мотивированного решения суда. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.В.Мартьянова