Решение по делу № 33-12472/2022 от 06.10.2022

24RS0032-01-2022-002656-19

Судья Ковязина Л.В. дело № 33-12472/2022 2.211

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 октября 2022 года                             г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Крятова А.Н.,

судей Ашихминой Е.Ю., Славской Л.А.

при ведении протокола помощником судьи Хинчагишвили М.А.

рассмотрела гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад № 187 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей», главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму

по апелляционной жалобе главного управления образования администрации г. Красноярска

на решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 4 августа 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Ленинского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад №187 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей», главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, удовлетворить.

Возложить обязанность на МБДОУ «Детский сад № 187 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму:

оборудовать здания по адресам: ул. 2-я Краснофлотская, д. 7г, г. Красноярск, ул. 2-я Краснофлотская, д. 11, г. Красноярск, ул. Дюнная, д. 16а, г. Красноярск, ул. Солнечная, д. 3, г. Красноярск охранной сигнализацией;

обеспечить здания по адресам: ул. 2-я Краснофлотская, д. 7г, г. Красноярск, ул. 2-я Краснофлотская, д. 11, г. Красноярск, ул. Дюнная, д. 16а, г. Красноярск, ул. Солнечная, д. 3, г. Красноярск системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта;

оборудовать на первом этаже зданий по адресам: ул. 2-я Краснофлотская, д. 7г, г. Красноярск, ул. 2-я Краснофлотская, д. 11, г. Красноярск, ул. Дюнная, д. 16а, г. Красноярск, ул. Солнечная, д. 3, г. Красноярск, помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

оборудовать здания по адресам: ул. 2-я Краснофлотская, д. 7г, г. Красноярск, ул. 2-я Краснофлотская, д. 11, г. Красноярск, ул. Дюнная, д. 16а, г. Красноярск, ул. Солнечная, д. 3, г. Красноярск, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

актуализировать паспорта безопасности объектов по адресам: ул. 2-я Краснофлотская, д. 7г, г. Красноярск, ул. 2-я Краснофлотская, д. 11, г. Красноярск, ул. Дюнная, д. 16а, г. Красноярск, ул. Солнечная, д. 3, г. Красноярск, в соответствии с действующим законодательством в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить обязанность на главное управление образования администрации города Красноярска выделить финансирование на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу».

Заслушав доклад судьи Славской Л.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор Ленинского района г. Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился к МБДОУ детский сад № 187 с требованием о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму.

В обоснование указал, что по результатам проверки соблюдения законодательства о противодействии терроризму в деятельности МБДОУ «Детский сад № 187» установлено, что здания, расположенные по адресам: г. Красноярск, ул. Солнечная, д. 3, г. Красноярск, ул. Дюнная, д. 16а, г. Красноярск, ул. 2-ая Краснофлотская, д. 11, г. Красноярск, ул. 2-ая Краснофлотская, д. 7г, не оборудованы охранной сигнализацией; система видеонаблюдения не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; на первом этаже отсутствуют помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ, не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Прокурор просил возложить на МБДОУ «Детский сад № 187» обязанность устранить нарушения требований законодательства: оборудовать здания охранной сигнализацией, системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; оборудовать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ, оборудовать здания системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайно ситуации, актуализировать паспорта безопасности объектов в соответствии с действующим законодательством в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на главное управление образования администрации г. Красноярска обязанность выделить финансирование на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе главное управление образования администрации г. Красноярска просит решение отменить как незаконное. Судом не принято во внимание, что образовательное учреждение предприняло комплекс мер, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности в рамках своей компетенции, а также не учел доводы о том, что Главное управление образования не является надлежащим соответчиком по делу, поскольку является лишь органом администрации города, координирующим деятельность подведомственных муниципальных образовательных учреждений; ведущим реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных ассигнований.

Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, извещены в установленном законом порядке, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным на основании ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав заведующего МБДОУ «детский сад № 187» Шабалину О.С., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Иляскина К.И., возражавшего по доводам жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.

В силу п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления (п. 4 ч. 1 ст. 5.2 указанного Федерального закона).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорт безопасности таких объектов (территорий).

Постановлением Правительства РФ от 2.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

В соответствии с п. 6 Требований N 1006 в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

    Пунктом 25 Требований N 1006 предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; в) оборудование на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации.

    Согласно подпункту «д» пункта 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия, оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

В соответствии с п. 30 указанных Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

Система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники П. 31 Требований).

Пунктом 48 Требований N 1006 предусмотрено, что актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в порядке, предусмотренном для его разработки, не реже одного раза в 5 лет, а также при изменении общей площади и периметра объекта (территории); количества критических элементов объекта (территории); мер по инженерно-технической защите объекта (территории).

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Как следует из материалов дела и установлено судом, МБДОУ «Детский сад №187 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» в соответствии с Уставом является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, учредителем и собственником имущества которого является МО г. Красноярск.

В соответствии с Уставом функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет администрация г. Красноярска; учредитель осуществляет финансирование образовательного учреждения в соответствии с нормативами путем предоставления субсидии; собственником имущества МБДОУ является муниципальное образование город Красноярск; собственник имущества закрепляет за учреждением в целях обеспечения уставной деятельности необходимое имущество на праве оперативного управления; объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в его оперативном управлении; учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться закрепленным за ним недвижимым имуществом (п.п. 1,3, 1.6, 3.1, 3,2, 4.1).

МБДОУ Детский сад № 187 на праве оперативного управления принадлежит здание Центра методической поддержки педагогов, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Солнечная, д. 3; здание Центра поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Дюнная, д. 16а; здание Центра координации массовых и конкурсных мероприятий, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. 2-ая Краснофлотская, д. 11; здание Центра физкультурно-спортивной и художественно-эстетической направленности, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. 2-ая Краснофлотская, д. 7г.

В отношении зданий, принадлежащих МБДОУ Детский сад № 187 на праве оперативного управления, утверждены паспорта безопасности антитеррористической защищенности, в соответствии с которыми, образовательные учреждения отнесены к III категории опасности.

По результатам проведенной прокуратурой Ленинского района г. Красноярска проверки установлено, что в указанных зданиях МБДОУ Детский сад № 187, отсутствует система видеонаблюдения, обеспечивающая непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; система охранной сигнализации; системы оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; охранная сигнализация; помещения для охраны на первом этаже зданий с установленной в нем системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией и средствами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ), а также не актуализированы паспорта безопасности указанных объектов.

6.09.2021 года в руководителя главного управления образования администрации г. Красноярска прокурором внесено представление по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму, которое ответчиками не исполнено, о чем в материалы дела представлена справка от 11.07.2022 года.

Согласно справке на основании заявок МБДОУ Детский сад № 187 от 21.10.2021 года в реестр дополнительной потребности главного управления образования администрации г. Красноярска включены средства в сумме 1 078.45 рублей на оборудование охранной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией, а также установку видеонаблюдения. Допустимость оборудования помещения для охраны на первом этаже здания на текущий момент рассматривается специалистами МКУ ЦОБФУОО и в дальнейшем предполагается к согласованию с Госпожнадзором. Возможность выполнения указанных работ будет рассмотрена в ходе исполнения бюджета 2023 года и планового периода 2024-2025 г.г.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что на территории зданий МБОУ детский сад № 187 не обеспечена антитеррористическая безопасность объектов в соответствии с положениями п.п. 24, 25, 30, 31, 48 Требований от 02.08.2019 N 1006, пришел к выводу о наличии оснований для возложения на главное управление образования администрации г. Красноярска обязанности осуществить финансирование проведения указанных мероприятий, а на образовательное учреждение – проведение указанных мероприятий, установив срок, обозначенный в резолютивной части решения.

Судебная коллегия считает необходимым согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права и представленным в дело доказательствам.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в зданиях образовательного учреждения не в полном объеме соблюдаются требования законодательства об антитеррористической защищенности, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в образовательной организации.

Избранный прокурором способ защиты прав неопределенного круга лиц не противоречит положениям ст. 12 ГК РФ, предусматривающим присуждение к исполнению обязанности в натуре в качестве одного из способов защиты гражданских прав, направленных на обеспечение восстановления нарушенных прав и стабильность гражданско-правовых отношений. В этой связи доводы жалобы в данной части судебной коллегией отклоняются, как несостоятельные.

Образовательное учреждение самостоятельно несет обязанность по принятию мер антитеррористической защищенности объекта образования, вместе с тем реализовать такую обязанность может только за счет выделяемых средств бюджета муниципального образования, которые органом местного самоуправления в необходимом размере не обеспечены, несмотря на то, что вышеуказанными Требованиями N 1006 прямо предусмотрена обязанность по обеспечению системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения, охранной сигнализацией, а также организацией помещения для охраны на первом этаже зданий на объектах такой категории за счет средств местного бюджета.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» на органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию профилактике терроризма также прямо возложена обязанность по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно п. 1.3 Устава МБДОУ детский сад № 187 учредителем и собственником имущества образовательного учреждения является муниципальное образование г. Красноярск.

Согласно ст. 68 Устава города Красноярска функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения осуществляет администрация города.

Администрация города разрабатывает и исполняет бюджет города; распоряжается и управляет имуществом, находящимся в городской собственности (ст. 45 Устава города Красноярска).

Органы администрации города образуются для реализации полномочий, возложенных на администрацию города. Деятельность органов администрации осуществляется в соответствии с положениями об этих органах и финансируется за счет средств бюджета города (ст. 46 Устава города Красноярска).

В соответствии с Положением о Главном управлении образования администрации города Красноярска, утвержденным распоряжением администрации города от 20.02.2014 года № 56-р (имеется в общем доступе), Главное управление образования является органом администрации города, действующим в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления города Красноярска по решению вопросов местного значения, а также отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Красноярска, в сфере образования (п. 1); финансирование деятельности Управления осуществляется за счет средств бюджета города (п. 6); задачами Управления является осуществление координации деятельности казенных, бюджетных, автономных муниципальных учреждений в сфере образования, осуществление нормативно-правового, организационного и методического обеспечения их деятельности (п. 13).

Для обеспечения решения вопросов местного значения в сфере образования Управление, в числе прочего: разрабатывает предложения по формированию бюджета города Красноярска в части расходов на образование, участвует в определении нормативов финансирования системы образования в целом и отдельных ее элементов (п. 16); является главным распорядителем средств бюджета города Красноярска для получателей бюджетных средств - муниципальных казенных учреждений, главным администратором доходов бюджета города, а также исполняет бюджетные полномочия, определенные действующим законодательством. Формирует предложения о распределении (перераспределении) средств субсидий и субвенций по муниципальным образовательным учреждениям после получения уведомления о выделении (изменении) сумм субсидий и субвенций, формирует и направляет в орган исполнительной власти Красноярского края, осуществляющий управление в сфере образования, предложения об увеличении или сокращении средств субсидий и субвенций в соответствии с заявками подведомственных муниципальных образовательных учреждений, а также отчет об использовании этих средств (п. 18).

С учетом вышеприведенных положений закона исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и главного управления образования, как органа администрации города, определенного главным распорядителем средств бюджета города для образовательных учреждений.

При этом, принимая во внимание вышеприведенный объем и характер полномочий учредителя, переданных администрацией города Главному управлению образования в части участия в процессе финансирования и распределения средств бюджета подведомственным образовательным учреждениям, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о необходимости возложения обязанности обеспечить образовательному учреждению финансирование для устранения нарушений на Главное управление образования, координирующее деятельность МБОУ и осуществляющее отдельные функции учредителя в процессе финансирования.

С учетом изложенного вышеуказанные доводы жалобы о том, что Главное управление образования администрации города является ненадлежащими ответчиком по делу, судебной коллегией отклоняются, как необоснованные.

Ссылки в жалобе на то, что учреждением предпринят полный комплекс мер, направленных на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов обучающихся и работников учреждения, и обеспечение антитеррористической защищенности (назначено должностное лицо, ответственное за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности объекта; оформлен и согласован паспорт безопасности объекта; учреждение оборудовано автоматической пожарно- охранной сигнализацией; ежеквартальное проведение разъяснительных бесед; и тренировок; размещение схем эвакуации и номера телефонов различных служб; пропускной режим, обеспечена охрана объекта сотрудниками частной охранной фирмы), не могут быть приняты во внимание, поскольку выводов суда не опровергают и не свидетельствуют о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержат.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного решения, не допущено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 4 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главного управления администрации г. Красноярска - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-12472/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратруа Ленинского района г. Красноярска
Ответчики
МБДОУ Детский сад № 187 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению
ГУО АДМИНИСТРАЦИИ Г. КРАСНОЯРСКА
Другие
Шабалина О.С.
Романова И.Р.
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Славская Лариса Анатольевна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
19.10.2022Судебное заседание
26.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2022Передано в экспедицию
19.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее