24RS0032-01-2022-002656-19
Судья Ковязина Л.В. дело № 33-12472/2022 2.211
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 октября 2022 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Крятова А.Н.,
судей Ашихминой Е.Ю., Славской Л.А.
при ведении протокола помощником судьи Хинчагишвили М.А.
рассмотрела гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад № 187 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей», главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму
по апелляционной жалобе главного управления образования администрации г. Красноярска
на решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 4 августа 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Ленинского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад №187 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей», главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, удовлетворить.
Возложить обязанность на МБДОУ «Детский сад № 187 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму:
оборудовать здания по адресам: ул. 2-я Краснофлотская, д. 7г, г. Красноярск, ул. 2-я Краснофлотская, д. 11, г. Красноярск, ул. Дюнная, д. 16а, г. Красноярск, ул. Солнечная, д. 3, г. Красноярск охранной сигнализацией;
обеспечить здания по адресам: ул. 2-я Краснофлотская, д. 7г, г. Красноярск, ул. 2-я Краснофлотская, д. 11, г. Красноярск, ул. Дюнная, д. 16а, г. Красноярск, ул. Солнечная, д. 3, г. Красноярск системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта;
оборудовать на первом этаже зданий по адресам: ул. 2-я Краснофлотская, д. 7г, г. Красноярск, ул. 2-я Краснофлотская, д. 11, г. Красноярск, ул. Дюнная, д. 16а, г. Красноярск, ул. Солнечная, д. 3, г. Красноярск, помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
оборудовать здания по адресам: ул. 2-я Краснофлотская, д. 7г, г. Красноярск, ул. 2-я Краснофлотская, д. 11, г. Красноярск, ул. Дюнная, д. 16а, г. Красноярск, ул. Солнечная, д. 3, г. Красноярск, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
актуализировать паспорта безопасности объектов по адресам: ул. 2-я Краснофлотская, д. 7г, г. Красноярск, ул. 2-я Краснофлотская, д. 11, г. Красноярск, ул. Дюнная, д. 16а, г. Красноярск, ул. Солнечная, д. 3, г. Красноярск, в соответствии с действующим законодательством в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанность на главное управление образования администрации города Красноярска выделить финансирование на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу».
Заслушав доклад судьи Славской Л.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района г. Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился к МБДОУ детский сад № 187 с требованием о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму.
В обоснование указал, что по результатам проверки соблюдения законодательства о противодействии терроризму в деятельности МБДОУ «Детский сад № 187» установлено, что здания, расположенные по адресам: г. Красноярск, ул. Солнечная, д. 3, г. Красноярск, ул. Дюнная, д. 16а, г. Красноярск, ул. 2-ая Краснофлотская, д. 11, г. Красноярск, ул. 2-ая Краснофлотская, д. 7г, не оборудованы охранной сигнализацией; система видеонаблюдения не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; на первом этаже отсутствуют помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ, не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Прокурор просил возложить на МБДОУ «Детский сад № 187» обязанность устранить нарушения требований законодательства: оборудовать здания охранной сигнализацией, системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; оборудовать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ, оборудовать здания системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайно ситуации, актуализировать паспорта безопасности объектов в соответствии с действующим законодательством в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на главное управление образования администрации г. Красноярска обязанность выделить финансирование на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе главное управление образования администрации г. Красноярска просит решение отменить как незаконное. Судом не принято во внимание, что образовательное учреждение предприняло комплекс мер, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности в рамках своей компетенции, а также не учел доводы о том, что Главное управление образования не является надлежащим соответчиком по делу, поскольку является лишь органом администрации города, координирующим деятельность подведомственных муниципальных образовательных учреждений; ведущим реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных ассигнований.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, извещены в установленном законом порядке, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным на основании ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав заведующего МБДОУ «детский сад № 187» Шабалину О.С., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Иляскина К.И., возражавшего по доводам жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.
В силу п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления (п. 4 ч. 1 ст. 5.2 указанного Федерального закона).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорт безопасности таких объектов (территорий).
Постановлением Правительства РФ от 2.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В соответствии с п. 6 Требований N 1006 в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Пунктом 25 Требований N 1006 предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; в) оборудование на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно подпункту «д» пункта 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия, оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
В соответствии с п. 30 указанных Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
Система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники П. 31 Требований).
Пунктом 48 Требований N 1006 предусмотрено, что актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в порядке, предусмотренном для его разработки, не реже одного раза в 5 лет, а также при изменении общей площади и периметра объекта (территории); количества критических элементов объекта (территории); мер по инженерно-технической защите объекта (территории).
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, МБДОУ «Детский сад №187 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» в соответствии с Уставом является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, учредителем и собственником имущества которого является МО г. Красноярск.
В соответствии с Уставом функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет администрация г. Красноярска; учредитель осуществляет финансирование образовательного учреждения в соответствии с нормативами путем предоставления субсидии; собственником имущества МБДОУ является муниципальное образование город Красноярск; собственник имущества закрепляет за учреждением в целях обеспечения уставной деятельности необходимое имущество на праве оперативного управления; объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в его оперативном управлении; учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться закрепленным за ним недвижимым имуществом (п.п. 1,3, 1.6, 3.1, 3,2, 4.1).
МБДОУ Детский сад № 187 на праве оперативного управления принадлежит здание Центра методической поддержки педагогов, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Солнечная, д. 3; здание Центра поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Дюнная, д. 16а; здание Центра координации массовых и конкурсных мероприятий, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. 2-ая Краснофлотская, д. 11; здание Центра физкультурно-спортивной и художественно-эстетической направленности, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. 2-ая Краснофлотская, д. 7г.
В отношении зданий, принадлежащих МБДОУ Детский сад № 187 на праве оперативного управления, утверждены паспорта безопасности антитеррористической защищенности, в соответствии с которыми, образовательные учреждения отнесены к III категории опасности.
По результатам проведенной прокуратурой Ленинского района г. Красноярска проверки установлено, что в указанных зданиях МБДОУ Детский сад № 187, отсутствует система видеонаблюдения, обеспечивающая непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; система охранной сигнализации; системы оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; охранная сигнализация; помещения для охраны на первом этаже зданий с установленной в нем системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией и средствами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ), а также не актуализированы паспорта безопасности указанных объектов.
6.09.2021 года в руководителя главного управления образования администрации г. Красноярска прокурором внесено представление по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму, которое ответчиками не исполнено, о чем в материалы дела представлена справка от 11.07.2022 года.
Согласно справке на основании заявок МБДОУ Детский сад № 187 от 21.10.2021 года в реестр дополнительной потребности главного управления образования администрации г. Красноярска включены средства в сумме 1 078.45 рублей на оборудование охранной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией, а также установку видеонаблюдения. Допустимость оборудования помещения для охраны на первом этаже здания на текущий момент рассматривается специалистами МКУ ЦОБФУОО и в дальнейшем предполагается к согласованию с Госпожнадзором. Возможность выполнения указанных работ будет рассмотрена в ходе исполнения бюджета 2023 года и планового периода 2024-2025 г.г.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что на территории зданий МБОУ детский сад № 187 не обеспечена антитеррористическая безопасность объектов в соответствии с положениями п.п. 24, 25, 30, 31, 48 Требований от 02.08.2019 N 1006, пришел к выводу о наличии оснований для возложения на главное управление образования администрации г. Красноярска обязанности осуществить финансирование проведения указанных мероприятий, а на образовательное учреждение – проведение указанных мероприятий, установив срок, обозначенный в резолютивной части решения.
Судебная коллегия считает необходимым согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права и представленным в дело доказательствам.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в зданиях образовательного учреждения не в полном объеме соблюдаются требования законодательства об антитеррористической защищенности, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в образовательной организации.
Избранный прокурором способ защиты прав неопределенного круга лиц не противоречит положениям ст. 12 ГК РФ, предусматривающим присуждение к исполнению обязанности в натуре в качестве одного из способов защиты гражданских прав, направленных на обеспечение восстановления нарушенных прав и стабильность гражданско-правовых отношений. В этой связи доводы жалобы в данной части судебной коллегией отклоняются, как несостоятельные.
Образовательное учреждение самостоятельно несет обязанность по принятию мер антитеррористической защищенности объекта образования, вместе с тем реализовать такую обязанность может только за счет выделяемых средств бюджета муниципального образования, которые органом местного самоуправления в необходимом размере не обеспечены, несмотря на то, что вышеуказанными Требованиями N 1006 прямо предусмотрена обязанность по обеспечению системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения, охранной сигнализацией, а также организацией помещения для охраны на первом этаже зданий на объектах такой категории за счет средств местного бюджета.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» на органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию профилактике терроризма также прямо возложена обязанность по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно п. 1.3 Устава МБДОУ детский сад № 187 учредителем и собственником имущества образовательного учреждения является муниципальное образование г. Красноярск.
Согласно ст. 68 Устава города Красноярска функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения осуществляет администрация города.
Администрация города разрабатывает и исполняет бюджет города; распоряжается и управляет имуществом, находящимся в городской собственности (ст. 45 Устава города Красноярска).
Органы администрации города образуются для реализации полномочий, возложенных на администрацию города. Деятельность органов администрации осуществляется в соответствии с положениями об этих органах и финансируется за счет средств бюджета города (ст. 46 Устава города Красноярска).
В соответствии с Положением о Главном управлении образования администрации города Красноярска, утвержденным распоряжением администрации города от 20.02.2014 года № 56-р (имеется в общем доступе), Главное управление образования является органом администрации города, действующим в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления города Красноярска по решению вопросов местного значения, а также отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Красноярска, в сфере образования (п. 1); финансирование деятельности Управления осуществляется за счет средств бюджета города (п. 6); задачами Управления является осуществление координации деятельности казенных, бюджетных, автономных муниципальных учреждений в сфере образования, осуществление нормативно-правового, организационного и методического обеспечения их деятельности (п. 13).
Для обеспечения решения вопросов местного значения в сфере образования Управление, в числе прочего: разрабатывает предложения по формированию бюджета города Красноярска в части расходов на образование, участвует в определении нормативов финансирования системы образования в целом и отдельных ее элементов (п. 16); является главным распорядителем средств бюджета города Красноярска для получателей бюджетных средств - муниципальных казенных учреждений, главным администратором доходов бюджета города, а также исполняет бюджетные полномочия, определенные действующим законодательством. Формирует предложения о распределении (перераспределении) средств субсидий и субвенций по муниципальным образовательным учреждениям после получения уведомления о выделении (изменении) сумм субсидий и субвенций, формирует и направляет в орган исполнительной власти Красноярского края, осуществляющий управление в сфере образования, предложения об увеличении или сокращении средств субсидий и субвенций в соответствии с заявками подведомственных муниципальных образовательных учреждений, а также отчет об использовании этих средств (п. 18).
С учетом вышеприведенных положений закона исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и главного управления образования, как органа администрации города, определенного главным распорядителем средств бюджета города для образовательных учреждений.
При этом, принимая во внимание вышеприведенный объем и характер полномочий учредителя, переданных администрацией города Главному управлению образования в части участия в процессе финансирования и распределения средств бюджета подведомственным образовательным учреждениям, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о необходимости возложения обязанности обеспечить образовательному учреждению финансирование для устранения нарушений на Главное управление образования, координирующее деятельность МБОУ и осуществляющее отдельные функции учредителя в процессе финансирования.
С учетом изложенного вышеуказанные доводы жалобы о том, что Главное управление образования администрации города является ненадлежащими ответчиком по делу, судебной коллегией отклоняются, как необоснованные.
Ссылки в жалобе на то, что учреждением предпринят полный комплекс мер, направленных на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов обучающихся и работников учреждения, и обеспечение антитеррористической защищенности (назначено должностное лицо, ответственное за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности объекта; оформлен и согласован паспорт безопасности объекта; учреждение оборудовано автоматической пожарно- охранной сигнализацией; ежеквартальное проведение разъяснительных бесед; и тренировок; размещение схем эвакуации и номера телефонов различных служб; пропускной режим, обеспечена охрана объекта сотрудниками частной охранной фирмы), не могут быть приняты во внимание, поскольку выводов суда не опровергают и не свидетельствуют о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержат.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного решения, не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 4 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главного управления администрации г. Красноярска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи