Дело №12-3/2020
РЕШЕНИЕ
16 марта 2020 года с.Ербогачен Катангского района
Судья Катангского районного суда Иркутской области Кийко Т. А., с участием прокурора Катангского района Иркутской области Москвитина М.Г., рассмотрев жалобу главы Ербогаченского муниципального образования Юрьева Василия Евгеньевича на постановление начальника отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России Александрова В.С. от 27 декабря 2019 года № 038/671/19 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России Александрова В.С. от 27 декабря 2019 года №038/671/19 должностное лицо- глава Ербогаченского муниципального образования Юрьев В.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с указанным выше постановлением, Юрьев В.Е. подал жалобу, в которой указал, что постановление является незаконным, необоснованным и подлежит отмене в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Автор жалобы также указал, что административный орган ошибочно пришел к выводу о том, что муниципальное имущество (мини- погрузчик с бортовым номером №) было передано ИП Токмакову М.А. на совокупный срок более 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурентных процедур. Договор, по условиям которого ИП Токмакову М.А. передавался в пользование мини- погрузчик с бортовым номером №, администрацией не заключался. Предметом договоров оказания услуг № 03- 30/148 от 01.12.2018 и № 03-30/02 от 08.01.2019, заключенных между администрацией Ербогаченского муниципального образования и ИП Токмаковым М.А., являлся процесс оказания услуг по уборке снега с использованием техники заказчика. Условий, предусматривающих переход права пользования на конкретное имущество (погрузчик) на какой- либо период, указанные договоры не содержат. Фактически имущество передавалось в пользование ИП Токмакову М.А. на время уборки снега по путевым листам в течение 30 календарных дней, т.е. нормы закона «О защите конкуренции» не нарушались.
В судебном заседании Юрьев В.Е. поддержал доводы жалобы, просил постановление начальника отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России Александрова В.С. от 27 декабря 2019 года № 038/671/19 отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Начальник отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России Александров В.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в представленном ходатайстве просил рассмотреть жалобу Юрьева В.Е. в его отсутствие.
Прокурор Катангского района Москвитин М.Г., в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы главы Ербогаченского МО Юрьева В.Е., полагал, что постановление должностного лица Иркутского УФАС России Александрова В.С. от 27.12.2019 соответствует закону, административное наказание назначено главе Ербогаченского МО Юрьеву В.Е. в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
Выслушав мнение прокурора, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении- Юрьева В.Е., изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» названный закон направлен, в частности, на защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, в том числе договоров аренды, может быть осуществлено без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров при предоставлении указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
Из анализа данной нормы следует, что законодатель не связывает факт наличия или отсутствия нарушения закона с фактическим исполнением договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Т.е. даже в том случае, если фактически имущество по договору передавалось на меньший срок, чем срок действия договора, либо не передавалось вовсе, сам факт заключения договора, предусматривающего переход права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления на срок более 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурентных процедур, является нарушением пункта 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».
Согласно ч.1.2 ст.28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1- 14.33 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между администрацией Ербогаченского МО и ИП Токмаковым М.А. были заключены договоры оказания услуг №03-30/148 от 01.12.2018 года и №03-30/02 от 08.01.2019 года, предметом которых являлось оказание ИП Токмаковым М.А. услуг по уборке снега с проезжей части дорожного полотна в рамках благоустройства с.Ербогачен с использованием техники администрации Ербогаченского МО. Срок действия указанных договоров- с 01.12.2018 по 30.12.2018 и с 08.01.2019 по 31.01.2019 соответственно. Вопреки доводам Юрьева В.Е., заключенные с ИП Токмаковым М.А. договоры предполагают передачу муниципального имущества, поскольку содержат условие- с использованием техники заказчика. В рассматриваемой ситуации, предметом передачи являлся мини- погрузчик с бортовым поворотом №.
Кроме того, к указанным договорам администрацией Ербогаченского МО представлены акты приема- передачи ИП Токмакову М.А. муниципального имущества, а именно мини- погрузчика с бортовым поворотом № на период срока действия договоров.
Объективную сторону вменяемого Юрьеву В.Е. правонарушения (ч. 1 ст.14.9 КоАП РФ) составляют его действия как должностного лица органа местного самоуправления, по заключению договоров с одним лицом (индивидуальным предпринимателем), предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества без проведения конкурсов или аукционов на срок более 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.
Федеральный закон «О защите конкуренции» содержит положения о запрете на заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом, без проведения конкурсов или аукционов при предоставлении указанных прав на такое имущество на срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев.
Из материалов дела следует, что решением комиссии УФАС по Иркутской области от 28.10.2019 года Администрация Ербогаченского муниципального образования признана нарушившей п.11 ч.1 ст.17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с совершением действий, выразившихся в передаче прав владения и пользования в отношении муниципального имущества без проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров в случае предоставления указанных прав на такое имущество на срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев, что приводит к ограничению конкуренции. Материалы дела переданы должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.
Административной ответственности в силу требований части 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Юрьев В.Е. согласно решению Катангской территориальной избирательной комиссии № 81/326 от 18.09.2018 зарегистрирован избранным главой Ербогаченского МО, т.е. является должностным лицом органа местного самоуправления, наделенным в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.
Должностное лицо Иркутского УФАС России, рассматривая дело об административном правонарушении, установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, пришло к правильному выводу о виновности главы администрации Ербогаченского МО в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ и назначении административного наказания.
Административное наказание назначено Юрьеву В.Е. в пределах, установленных санкцией ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, в минимальном размере, при отсутствии обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, а так же при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности применения положений ст.2.9 КоАП РФ.
Последующее предоставление администрацией Ербогаченского МО должностному лицу Иркутского УФАС России и в суд путевых листов, по которым муниципальное имущество передавалось ИП Токмакову М.А. и доводы о том, что фактически муниципальное имущество использовалось ИП Токмаковым М.А. не более тридцати календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев, юридического значения для квалификации действий Юрьева В.Е. по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ не имеют.
Показания допрошенных в судебном заседании свидетелей- Т., К., Ж. о том, что мини- погрузчик передавался ИП Токмакову М.А. фактически только для уборки снега в период выпадения осадков на срок, не превышающий 30 календарных дней в течение шести календарных месяцев, противоречат имеющимся в материалах дела актам приема-передачи муниципального имущества.
Тот факт, что местом стоянки мини- погрузчика (в период, когда уборка снега не проводилась), была определена площадка администрации Ербогаченского МО, не свидетельствует о расторжении, либо приостановлении срока действия договоров, заключенных с ИП Токмаковым М.А.
Срок, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для рассмотрения дел об административных правонарушениях за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации, не нарушен.
Доводы главы администрации Ербогаченского МО Юрьева В.Е., изложенные в жалобе, сводятся к несогласию с толкованием должностным лицом Иркутского УФАС России норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению, что является позицией указанного лица и не свидетельствует о том, что административным органом были допущены существенные нарушения названного Кодекса и предусмотренные им процессуальные требования.
При вышеизложенных обстоятельствах, жалоба главы администрации Ербогаченского МО Юрьева В.Е., удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России Александрова В.С. от 27 декабря 2019 года №038/671/19 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Ербогаченского муниципального образования Юрьева Василия Евгеньевича - оставить без изменения, а жалобу главы администрации Ербогаченского муниципального образования Юрьева Василия Евгеньевича - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 суток со дня его получения.
Судья Т. А. Кийко