ДЕЛО № 2-2082/2020
УИД 50RS0046-01-2020-004969-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 14 декабря 2020 года
Мотивированное решение составлено 21 декабря 2020 года
г.Ступино Московской области 14 декабря 2020 года
Ступинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Ильиной О.И.,
при секретаре Шуваеве С.А.,
с участием представителя истца Коняшина М.И., представителя ответчика Климченковой Р.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Петрухина Юрия Викторовича к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ № 25 по г.Москве и Московской области о назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ № 25 по г.Москве и Московской области, в котором просит признать незаконным Решение комиссии по назначению пенсий при ГУ - УПФ № 25 по г. Москве и Московской области от 27.05.2020 года №; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда включить в специальный стаж в соответствии с п. 1 пп.2 ст. 30 Закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ (Список №) период службы в Советской армии (вооруженных силах) с 16.05.1984 года по 09.05.1986 года; включить в специальный стаж в соответствии с п. 1 пп.5 ст. 30 Закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ период работы в должности составителя вагонов в ЖДУ ТОО «ППСК ТЭЦ-25» с 17.07.1992 года по 01.04.1997 года; произвести суммирование периодов работ по пунктам 2 и 5 ч.1 ст. 30 Закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ; назначить досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Закона РФ «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, с момента возникновения права, то есть с 10.03.2020 года.
Свои требования истец обосновывает тем, что ответчиком было необоснованно, по его мнению, отказано в назначении досрочной пенсии, так как комиссия не включила в специальный стаж спорные периоды его работы, и на этом основании по его мнению незаконно рассчитан трудовой стаж и время к назначению пенсии, в связи с чем возникла необходимость в решении данного спора в судебном порядке.
В судебном заседании представитель истца подтвердил изложенные в заявлении обстоятельства, настаивал на удовлетворении заявленных требований, дополнительно пояснив, что период службы не был включен по причине того, что в трудовой книжке была допущена описка в части начала срока: с 14.04.1984 года, вместо верного: с 16.05.1984 года по 09.05.1986 года, что подтверждается военным билетом и, соответственно, трудовой период до 1984 года и после должен бесспорно быть засчитан в специальный стаж. Кроме того, из-за некорректной формулировки работодателя «составитель вагонов» период с 17.07.1992 по 01.04.1997 года также не был засчитан в специальный стаж, хотя с 1992 года работник локомотивных бригад выделен в отдельную категорию и включен в Постановление № 72, и работодатель подтвердил в своей справке, указав истца, как составителя поездов, что дополнительно подтверждается Архивной справкой. Учитывая, что прерогативой УПФ является избрание для лица более выгодного варианта, просят произвести суммирование, в результате чего необходимый стаж 16 лет 05 месяцев 16 дней составляет на 10.03.2020 года.
В судебном заседании представитель ответчика - ГУ УПФ РФ № 25 по г.Москве и Московской области исковые требования не признала, пояснив, что решение об отказе в начислении пенсии истцу вынесено законно, в соответствии с нормами законодательства, а о проведении суммирования истец сам не заявлял УФП, поэтому этого произведено не было.
Суд, выслушав мнение сторон, оценив письменные доказательства в их совокупности, нашел исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 22 ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" закреплено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, остановленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ври наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренною статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 20.02.2020 года Петрухин Ю.В. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной пенсии в порядке с пп.2 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФ от 27.05.2020 года № отказано Петрухину Ю.В. на том основании, что он не выработал необходимого специального стажа.
Комиссией при УПФ не был принят к зачету в специальный стаж истца период службы в Советской армии (вооруженных силах) с 16.05.1984 года по 09.05.1986 года – 01 год 11 месяцев 23 дня, который мотивирован не был.
С указанной позицией суд не соглашается по следующим основаниям.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Так, с учетом положений ст. 30 п. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также Определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 г. N 320-О "По жалобе гражданина Спесивцева Юрия Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями пункта "а" части первой статьи 12 и статьи 133.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" указанные нормы также могут быть применены при назначении досрочной пенсии. Согласно сформулированной правовой позиции внесение законодателем изменений в условиях приобретения права на получение каких-либо льгот, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникающих из ранее действовавшего регулирования состоявшихся правоприменительных актов, что приводит к нарушению конституционного принципа равенства.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 /часть 1/, 2, 18, 54 /часть 1/, 55 / части 2 и 3/ и 57 Конституции РФ.
В соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж работы. Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
В силу п.п. к) п.109 вышеуказанного Постановления, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости работавшим на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпунктах "к- служба в составе Вооруженных Сил СССР", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Перед службой истца в составе Вооруженных Сил СССР предшествовала работа по Списку №2, так и следовала за ним, которая засчитана ответчиком в его специальный стаж в бесспорном порядке.
Таким образом, на период прохождения Петрухиным Ю.В. службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Комиссией при УПФ также не был принят к зачету в специальный стаж Петрухина Ю.В. в соответствии с п. 1 пп.5 ст. 30 Закона РФ «О страховых пенсиях» период его работы в должности составителя вагонов в ЖДУ ТОО «ППСК ТЭЦ-25» с 17.07.1992 года по 01.04.1997 года – 04 года 08 месяцев 15 дней, по причине того, что должность «составитель вагонов» не предусмотрена «Списком профессий рабочих локомотивных бригад…» утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 года №.
С данной точкой зрения суд также не соглашается в виду следующего.
На основании ч. 2 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 665 от 16.07.2014 г., установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Списком профессий, локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения железнодорожного транспорта и метрополитена, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 N 272, предусмотрены должности – составители поездов.
Истец не является специалистом в области кадровой политики, записи в свою трудовую книжку не вносил, следовательно, неблагоприятные последствия, связанные с неправильным наименованием его должности в трудовой книжке, работниками отдела кадров не могут ухудшать его положение в части включения периодов работы в специальный страховой стаж, влияющий на определение его права на пенсионное обеспечение и размер такового обеспечения.
Между тем, как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Дата регистрации Петрухина Ю.В. в качестве застрахованного лица - 31. 08.1998 года, что подтверждается Выпиской из персонифицированного учета.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
В соответствии с п. 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 года № 258н «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ подтверждается документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно п. 4 названного Приказа справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определённой профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Бывшим работодателем «ППСК ТЭЦ-25» истцу выдана справка, подтверждающая трудовой стаж № от 27 марта 2020 года, в которой указано, что в спорный период времени Петрухин Ю.В. работал именно составителем поездов, а не вагонов, что не было принято во внимание ответчиком.
В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды работы с тяжелыми условиями труда (подпункт 2) и работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (подпункт 5).
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516, предусмотрено суммирование различных льготных периодов работ. При этом предусмотрено, что к работе по подпункту 2 пункта 2 настоящих Правил (работе с тяжелыми условиями труда) производится суммирование периодов работ по подпункту 5 пункта 2 настоящих Правил (работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене), только при досрочном назначении пенсии в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 400 «О страховых пенсиях», который предусматривает специальный стаж для мужчин 12 лет 6 месяцев.
Из изложенного следует, что такое суммирование периодов работы имеет правовое значение только в том случае, если в результате продолжительность специального стажа составит не менее 12 лет 6 месяцев, установленных в абзаце первом подпункта 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 400 «О страховых пенсиях».
Принимая во внимание, что с учетом специального стажа Петрухина Ю.В., учитываемого судом в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (04 года 08 месяцев 15 дней), а так же, при суммировании периодов работы истца, учтенных ответчиком по п. 2 ч. 1 ст. 30 и периода службы в рядах советской армии, а именно (09 лет 09 мес. 08 дней + 1 год 11 мес. 23 дня = 11 лет 09 мес. 01день), общая продолжительность специального стажа по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" составит 16 лет 05 мес. 16 дня, что будет достаточной для досрочного назначения пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона.
В соответствии с п. 1. ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Следовательно, страховая пенсия должна быть назначена истцу с 55 лет, т.е. с 10.03.2020 года.
В этой связи исковые требования подлежат удовлетворению.
От представителя истца поступило письменное ходатайство о взыскании с Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации № 25 по г.Москве и Московской области затрат на оплату услуг представителя в размере 30000 рублей и оплаты госпошлины в размере 300 рублей, а всего в размере 30300 рублей.
Таким образом, в связи с тем, что исковые требования подлежат удовлетворению, в соответствии со ст. ст.98, 100 ГПК РФ, с учетом сложности дела и длительности его рассмотрения, на основании принципа разумности и объективности суд приходит к выводу о том, что с Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации № 25 по г.Москве и Московской области в пользу истца должны быть взысканы затраты по оплате госпошлины в размере 300 рублей, на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей, поскольку данные расходы подтверждены документально.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Петрухина Юрия Викторовича удовлетворить:
- Признать незаконным решение комиссии по назначению пенсий при ГУ - УПФ № 25 по г. Москве и Московской области от 27.05.2020 года №.
- Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда № 25 по г.Москве и Московской области включить в специальный стаж Петрухина Юрия Викторовича в соответствии с п. 1 пп.2 ст. 30 Закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ (Список № 2) период службы в Советской армии (вооруженных силах) с 16.05.1984 года по 09.05.1986 года; включить в специальный стаж в соответствии с п. 1 пп.5 ст. 30 Закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ период работы в должности составителя вагонов в ЖДУ ТОО «ППСК ТЭЦ-25» с 17.07.1992 года по 01.04.1997 года.
- Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда № 25 по г.Москве и Московской области произвести суммирование периодов работ по пунктам 2 и 5 ч.1 ст. 30 Закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ.
- Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда № 25 по г.Москве и Московской области назначить Петрухину Юрию Викторовичу досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Закона РФ «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, с момента возникновения права, то есть с 10.03.2020 года.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда № 25 по г.Москве и Московской области в пользу Петрухина Юрия Викторовича судебные издержки по оплате госпошлины в размере 300 рублей, оплате услуг представителя в размере 15000 рублей, а всего в сумме 15 300 (пятнадцать тысяч триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ступинский городской суд в течении месяца.
Федеральный судья О.И. Ильина