УИД 71RS0016-01-2023-001884-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12.10.2023 город Новомосковск Тульской области
Новомосковский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Лазутиной Е.Р.,
при секретаре Ухаровой М.А.,
с участием истца Савельева А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1773/2023 по иску Савельева Александра Николаевича, Савельева Павла Александровича к администрации муниципального образования город Новомосковск, ООО «САНЭКО», ООО «Компания коммунальной сферы» Восточный филиал о сохранении жилого помещения в переустроенном виде,
установил:
Савельевы А.Н., П.А. обратились в суд с вышеуказанным иском к администрации муниципального образования город Новомосковск, ООО «САНЭКО», ООО «Компания коммунальной сферы» Восточный филиал о сохранении жилого помещения в переустроенном виде, в обоснование которого сослались на то, что являются собственниками жилого помещения квартиры <адрес> по <данные изъяты> доли каждый. В 2006 году ими было принято решение об установке в квартире двухконтурного котла в связи с чем был собран необходимый пакет документов для переустройства квартиры. 25.09.2006 они обратились в НМУП «Новомосковские коммунальные системы» с заявлением о согласовании переустройства в квартире с установкой индивидуального отопления. Все необходимые документы переданы в жилищные организации и начисление платы за отопление было прекращено, плата взымалась только за газ. В настоящее время получить решение в НМУП «Новомосковские коммунальные сети» о согласовании переоборудования помещения не представляется возможным, так как данная организация ликвидирована. В ООО «САНЭКО», АО «Газпром газораспределение» были переданы документы, необходимые для введения в эксплуатацию газового оборудования и для заключения договора газоснабжения, в том числе рабочий проект установки котла с герметичной камерой сгорания по адресу: <адрес>, выполненный ООО «Шахтпроект», заявление в ООО «КомСтройсервис» о монтаже индивидуального отопления, согласованное с генеральным директором, акт приемки законченного строительством объекта системы газопотребления от 05.02.2007, заявление и решением МУП «НКС» о согласовании переустройства. 17.01.2007 Савельевым А.Н. заключен договор газоснабжения о подаче газа на оборудование – плита газовая четырехкомфорная, котел отопительный, установлен счетчик. Однако само решение о согласовании НМУП «НКС» отсутствует. При обращении в администрацию муниципального образования город Новомосковск им получен ответ, что никакая документация в администрацию не передавалась, представленное им заявление не соответствует форме, установленной постановлением правительства Российской Федерации № 266. Полагал, что переустройство в его квартире, а именно установка котла turbo MAX pro “Vaillant” с герметичной камерой сгорания является законным и обоснованным. На тот период времени, 2006-2007 г.г. отсутствовали требования по механизму согласования переустройства. В настоящее время НМУП «НКС» ликвидировано, иной возможности восстановить его нарушенные права нет. Просил признать за Савельевым А.Н., Савельевым П.А. право на переустройство квартиры по адресу: <адрес> в соответствии с рабочим проектом установки котла turbo MAX pro “Vaillant” с герметичной камерой сгорания по адресу: <адрес> сохранить квартиру <адрес> в переустроенном состоянии.
В судебном заседании Савельев А.Н. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме, пояснил, что в 2005 году часть полномочий по осуществлению согласования проведения переустройства и (или) перепланировки передано в НМУП «Новомосковские коммунальные сети». В 2006 году в своей квартире он установил двухконтурный газовый котел, предварительно согласовав его установку с НМУП «Новомосковские коммунальные системы». Кроме того, в связи с установкой в квартире системы автономного отопления он обратился с заявлением в управляющую компанию о том, чтобы не производили начисление за центральное отопление. Никакого согласования с другими собственниками в МКД на тот период времени не требовалось, только с 2014 года при переходе на индивидуальное отопление требовалось согласование собственников в МКД. После того, как ему перестали начислять плату за отопление, он оплачивает только услуги за отопление по счетчику. Просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования город Новомосковск в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика – ООО «САНЭКО» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, в письменном отзыве на исковое заявление просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. в письменном отзыве указали, что поставщиком теплового ресурса в многоквартирный дом является Восточный филиал «Компания коммунальной сферы», которая является ресурсоснабжающей организацией, имеет договорные отношения, осуществляет расчеты и извлекает коммерческую прибыль от имеющихся договорных отношений между собственниками, нанимателями помещений МКД и ООО «ККС». Между жителями МКД по адресу: <адрес> и ООО «САНЭКО» отсутствуют договорные отношения в части поставки коммунального ресурса (горячее водоснабжение и отопление). ООО «САНЭКО» не осуществляло начислений жителям МКД <адрес> ни в период до 2007 года, ни после 2007 года, ни в настоящее время. В архивных документах ООО «Санэко» не содержится документов на введение в эксплуатацию внутриквартирного газового оборудования.
Представитель ответчика – ООО «Компания коммунальной сферы» Восточный филиал в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, просил отказать в удовлетворении заявленных требований истцов. В письменных возражениях указал, что доводы истцов о том, что в 2005-2007 г.г. в администрации муниципального образования город Новомосковсковск отсутствовал утвержденный порядок согласования переустройства по переданным НМУП «НКС» муниципальным полномочиям, не являются доказательством наличия согласования переустройства жилого помещения, а являются грубым нарушением процедуры проведения переустройства (перепланировки) жилого помещения посредством установки индивидуального источника отопления. Процедура проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения закреплены в ст. ст. 25,26,28 ЖК РФ, в которой перечислены все необходимые документы для ее проведения. Само по себе заключение договора газоснабжения между заявителями и АО «Газпром газораспределение» не является доказательством наличия согласования переустройства жилого помещения. Использование газового котла в качестве дополнительного источника обогрева жилого помещения может использоваться и при наличии центрального отопления в квартире.
Представитель третьего лица АО «Газпром газораспределение Тула» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил, письменных объяснений суду не представил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения истца Савельева А.Н., изучив материалы дела, заслушав показания свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой, установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения (ч. 1, в редакции от 18.10.2007).
Статьей 26 Жилищного кодекса РФ в указанной редакции предусмотрены основания проведения переустройства жилого помещения.
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (ч. 1).
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории и культуры (ч. 2).
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование (ч. 3).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Савельев А.Н. и Савельев П.А. являются собственниками по <данные изъяты> доли каждый жилого помещения - <адрес>
Из заявления Савельева А.Н. от 25.09.2006 следует, что он обращался к директору НУП «Новомосковские коммунальные системы» с просьбой о согласовании переустройства, установку индивидуального отопления в квартире по адресу: <адрес> На данном заявлении имеется отметка «Согласовано».
25.10.2006 Савельев А.Н. обращается в ООО «КомСтройСервис» с заявлением о согласовании монтажа индивидуального отопления в квартире <адрес> на заявлении имеется отметка «Согласовано».
26.10.2006 Савельев А.Н. обращается в трест «Новомосковскмежрайгаз» с заявлением о выдаче технических условий на установку отопительного котла в квартире.
03.11.2006 Савельеву А.Н. были выданы технические условия на газоснабжение №, согласно которым дополнительная установка отопительного котла с герметичной камерой сгорания в <адрес> может быть установлен от существующего газового стояка в квартире с перекладкой внутреннего газопровода и отводом продуктов сгорания через существующий дымоход.
В соответствии и с рабочим проектом ООО «Шахтопроект» от 2006 года на установку индивидуального отопления, в квартире установлена индивидуальная система отопления, которая введена в эксплуатацию с 01.01.2007, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта системы газопотребления от 05.02.2007.
18.07.2007 в связи с установкой в квартире газового котла Савельев А.Н. обращается с заявлением в ОАО «ТГК-4» ТРГ с просьбой не производить начисление по статье «отопления».
Исходя из положений ч. 4 ст. 26 ЖК РФ (в редакции от 18.10.2007) решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с ч. 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание такого документа устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 5).
Предусмотренный ч. 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (ч. 6).
Форма решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2005 № 266.
Между тем, истцами Савельевыми А.Н., П.А. не представлено решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по форме, утвержденной вышеуказанным постановлением Правительства РФ.
Заявление Савельева А.Н., адресованное в НМУП «Новомосковские коммунальные системы» 25.09.2006, не соответствует форме заявления, утвержденного данным постановлением правительства РФ.
Кроме того, в соответствии со ст. 28 ЖК РФ (в редакции от 18.10.2007) завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии (ч. 1).
Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества (ч. 2).
Согласно п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утверждёнными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Таким образом возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должна быть установлена схемой теплоснабжения.
Однако при переходе на индивидуальное теплоснабжение принадлежащей ответчикам квартиры изменения в схему теплоснабжения не вносились.
В силу п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более оного помещения, земельный участок, на котором расположен данный ом, с элементами озеленения и благоустройства и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее – общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством переделах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (в редакции от 18.10.2007).
Поскольку отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой газового отопления предполагает изменение общедомовой системы отопления, то на проведение такого переустройства жилого помещения необходимо согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Доказательств получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме на отключение квартиры от центральной системы отопления истцами не представлено.
Таким образом, порядок переустройства жилого помещения <адрес> выразившееся в установке котла turbo MAX pro “Vaillant” с герметичной камерой сгорания, истцами не соблюден.
Проверяя довод истца Савельева А.Н. о том, что в 2005-2007 г.г. в администрации муниципального образования город Новомосковск отсутствовал утвержденный порядок согласования переоборудования, переустройства жилых помещений, судом установлено следующее.
Постановлением главы администрации муниципального образования – город Новомосковск и Новомосковский район от 09.11.2005 № был определен уполномоченный орган по осуществлению согласованию проведения переустройства и (или) перепланировки жилых помещений на территории муниципального образования Новомосковский район, согласно которому на Новомосковское унитарное предприятие «Новомосковские коммунальные системы» и администрацию г. Сокольники возложены полномочия и функции по осуществлению согласования проведения переустройства и (или) перепланировки жилых помещений на территории муниципального образования Новомосковский район.
Постановлением Главы администрации муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района от 10.12.2007 № создана комиссия по согласованию проведения переустройства и (или) перепланировки жилых помещений.
Целью создания комиссии является принятие решений о согласовании проведения переустройства и (или) перепланировки жилых помещений.
В судебном заседании в качестве свидетеля допрошена начальник управления муниципального контроля администрации муниципального образования город Новомосковск ФИО1, которая пояснила, что с истцом Савельевым А.Н. не знакома, неприязненных отношений нет, пояснила, что в администрации муниципального образования город Новомосковск работает с июля 2007 года. В ноябре 2007 года ей было поручено начать работу по созданию комиссии по согласованию проведения переустройства и (или) перепланировки жилых помещений. 10.12.2007 такая комиссия была создана, она являлась секретарем этой комиссии. До этого, в 2005 году функции по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений были возложены на НМУП «Новомосковские коммунальные системы». Никаких архивных документов НМУП «Новомосковские коммунальные системы» в администрацию муниципального образования город Новомосковск не передавались. Каким образом выдавались решения на согласование переустройства и (или) перепланировки на тот момент, неизвестно. С 2005 года и до образования комиссии по согласованию проведения переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в 2007 г. люди обращались с заявлениями о переустройстве и (или) перепланировке именно в НМУП «Новомосковские коммунальные системы», решения о согласовании перепланировки администрацией муниципального образования город Новомосковск не выдавались. Если бы на тот момент человек обратился бы за согласованием переустройства и (или) перепланировки в администрацию МО г. Новомосковск, то его бы направили в НМУП «Новомосковские коммунальные системы». В 2007 году в перечне документов, предоставляемых для согласования переустройства и (или) перепланировки не требовалось согласование всех собственником в многоквартирном жилом доме. При необходимости предоставлялась проектная документация. Относительно установки в квартирах газовых котлов, то согласование их началось позже 2007 года, предоставлялось техзаключение, все согласовывалось с управляющей компанией, а затем администрация выдавала решение. Относительно согласования с собственниками многоквартирных жилых домов, то оно требовалось в случае уменьшения общего имущества в МКД, а установка АГВ не являлось реконструкцией. До 2011 года не требовалось такого согласия, но в последующем такое согласие осуществлялось через общее собрание собственников МКД.
Оценивая показания данного свидетеля по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд полагает, что они не опровергают установленный порядок согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, установленный Жилищным кодексом РФ на 2007 год.
Кроме того, принятие муниципальными образованиями муниципальных правовых актов не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Из этого следует, что какие бы не принимались муниципальные нормативно-правовые акты, они не должны противоречить действующему законодательству и четко следовать прописанным в законе требованиям. Какие бы полномочия не передавались органами местного самоуправления они передаются в той форме, в которой прописано в законе.
Довод истца Савельева А.Н. о том, что им оплачивается услуга по отоплению в полном объеме, не может быть признан судом состоятельным, поскольку из представленных суду квитанций за 2016,2017,2018,2019, 2020,2021,2022,2023 имеется задолженность за услугу отопления, оплата поступает не в полном объеме (например, счет за январь 2023 года – дата последней поступившей оплаты – 28.12.2022 в размере <данные изъяты> рублей, задолженность за предыдущие периоды – <данные изъяты> рублей; счет за апрель 2023 года – дата последней оплаты – 15.02.2023 в размере <данные изъяты> рублей, задолженность за предыдущие периоды – <данные изъяты> рубля).
При таких обстоятельствах, принимая во внимание что порядок проведения переустройства системы отопления, в частности установки в жилом помещении – <адрес> газового котла turbo MAX pro “Vaillant” с герметичной камерой сгорания, истцами Савельевыми А.Н., П.А. не соблюден, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Савельева Александра Николаевича, Савельева Павла Александровича к администрации муниципального образования город Новомосковск, ООО «САНЭКО», ООО «Компания коммунальной сферы» Восточный филиал о сохранении жилого помещения в переустроенном виде, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Новомосковский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято (изготовлено) 19.10.2023.
Председательствующий