11RS0001-01-2020-006540-03 Дело № 2-4464/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Лушковой С.В.
при секретаре Пахиновой Т.Е.,
с участием истца Голубева А.В.,
представителя ответчика Лобанова Э.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 14 июля 2020 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми об отмене приказа № 155 от ** ** ** о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 А.В. обратился в суд с иском к Управлению Росгвардии по Республике Коми об отмене приказа № 155 от ** ** ** о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора. Требование мотивировано незаконностью применения дисциплинарного взыскания ввиду отсутствия виновных действий, а также нарушением порядка наложения взыскания.
В судебном заседании истец на иске настаивал.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований по доводам письменного отзыва.
Заслушав доводы сторон, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы гражданского дела, обозрев материалы служебной проверки №... от ** ** **, и оценив в совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ все представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 227-ФЗ действие Федерального закона № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за исключением ч. 4 ст. 10, п. 21 ч. 1, ч. 2 и 3 ст. 11, ч. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 13, ст. 76 распространено на лиц, имеющих специальные звания и проходящих службу в Росгвардии.
В силу ст. 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, может налагаться дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Под служебной дисциплиной согласно части 1 статьи 47 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ понимается соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав (часть 1 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В соответствии с п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере; знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации.
Установлено, что истец ФИО3 А.В. проходит службу в должности старшего инспектора Отделения лицензионно – разрешительной работы по ...
Приказом № 155 от ** ** ** Врио начальника Управления Росгвардии по Республике Коми за ненадлежащее выполнение п. 9 Должностного регламента (должностной инструкции), выразившееся в нарушении требований пунктов 83.4, 83.8 Административного регламента, подвергнут дисциплинарному взысканию в виде выговора.
Основанием для издания приведенного приказа послужило заключение служебной проверки № 9 от ** ** **, утвержденного Врио начальника Управления Росгвардии по ... ** ** **, назначенной на основании рапорта начальника ОЛРР по ... ... К.А. от ** ** **.
Согласно заключению, в ходе исполнения приказа Управления Росгвардии по Республике Коми «О внеплановой выездной проверки ООО ЧОП «...» № 595 были выявлены недостатки в части нарушения правил оборота оружия - под. «д» п. 2 (1) Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности"; п.п. 124,125,127,133,141,146,163.167, 169.6, 176 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814.
Так, согласно под. «д» п. 2(1) Положения о лицензировании частной охранной деятельности, лицензионными требованиями при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", лицензионными требованиями при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", является соблюдение лицензиатом правил оборота оружия и специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, при наличии в частной охранной организации специальных средств и (или) оружия.
Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, установлено, что учету подлежит все оружие и патроны, имеющиеся у юридических лиц. Учет оружия или патронов ведется по нарядам, накладным, карточкам, ведомостям, актам и другим приходно-расходным документам, а также реестрам, книгам и журналам учета оружия и патронов (п. 124); Учетные документы юридических лиц составляются согласно требованиям по ведению делопроизводства в подразделениях лицензионно-разрешительной работы, при этом записи в реестрах, книгах и журналах учета производятся на основании подлинных и исполненных приходно-расходных документов с указанием лицензий и разрешений, выданных органами внутренних дел (п. 125); Лицами, ответственными за сохранность оружия, при размещении оружия и патронов в отдельной комнате ведутся следующие учетные документы: книга проверки наличия и технического состояния оружия и патронов (п. 127); Юридическими лицами с особыми уставными задачами ведутся книги номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов (п. 133); Книги номерного учета и закрепления оружия являются основными документами текущего учета оружия, состоящего на балансе юридических лиц, а также полученного во временное пользование в органах внутренних дел или в других государственных военизированных организациях (п. 141); В учетных документах сведения об оружии записываются с указанием его вида, типа, модели, калибра, номера, о патронах - дополнительно количество и номера партий изготовления (п. 144); В организациях проводятся ежеквартальные (за отчетный период текущего года) сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах. Сверки оружия проводятся комиссионно лицами, назначенными приказом руководителя юридического лица, а при необходимости - с участием сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы по месту учета оружия. Перед проведением сверок в реестрах, книгах и журналах учета оружия и патронов подводятся итоги, которые заверяются подписями лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов (п. 146); оружие должно храниться юридическими лицами в сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах и ящиках, установленных в специально оборудованных помещениях, в разряженном состоянии, со спущенным курком, поставленным на предохранитель, чистым и смазанным, отдельно от патронов (п. 163); Сейфы, шкафы, пирамиды, ящики и стеллажи размещаются в помещениях не ближе 1,5 м от входных дверей и 0,5 м от оконных проемов, а ящики с патронами и аэрозольными упаковками - не ближе 1 м от отопительных устройств. Расстояние перед сейфами, шкафами и пирамидами должно обеспечивать возможность беспрепятственного открывания их дверей (п. 167).
ООО ЧОП «Шериф 2», в нарушение п. 124 Инструкции сведения о наличии оружия и патронов не занесены в журнал учета оружия и патронов; п. 125 - необходимые графы № 4-24 в журнале номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов, а также журнал проверки наличия и технического состояния оружия и патронов не заполнены; п. 141 - Книги номерного учета и закрепления оружия не ведутся; п. 146 - сведения об оружии и патронах в учетные документы не внесены; п. 163 – бирки с указанием вида, модели и номера оружия согласно описи и книге номерного учета и закрепления оружия согласно описи и книге номерного учета и закрепления оружия отсутствуют; п. 167 – установленные расстояния не соблюдены.
Установлено, что согласно графиков проверок наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и боеприпасов у юридических лиц 19.03.2019 осуществлял старший инспектор Отделения Голубев А.В. При этом, по результатам проведенной проверки Общества рапорт по нарушениям не представлен.
Из объяснения ФИО4 А.В. следует, что проверка им была проведена, необходимые к проверке документы предоставлялись.
Актом проверки от ** ** ** зафиксировано, что документация согласно требованиям Инструкции присутствует и соответствует предъявляемым требованиям.
Однако последующей проверкой от ** ** ** установлены приведенные выше нарушения ведения ООО ЧОП «... Книги проверки наличия и технического состояния оружия и патронов, зарегистрированной в ЦЛРР Управления Росгвардии по РК ** ** ** за № 878, Книги номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов, состоящая из двух частей зарегистрированных за №№ 684,685 от ** ** ** в ОЛРР.
На основании чего в действиях Голубева А.В. установлены нарушения требований п. 83.4 и п. 83.8 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, утвержденного Приказом МВД России от 29.06.2012 N 646.
Пунктом 9 Должностного регламента (должностной инструкции) истца установлена обязанность знать и исполнять требования законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативно – правовых актов Росгвардии, регламентирующие деятельность войск национальной гвардии и подразделений лицензионно – разрешительной работы (л.д. 48).
Административным регламентом исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, утвержденным Приказом МВД России от 29.06.2012 N 646 (окончание действия документа - 05.07.2020), установлено, что при проверке обеспечения сохранности и безопасности хранения оружия и патронов у юридических лиц должностные лица устанавливают (проверяют): Наличие и соответствие оружия и патронов учетным документам и разрешениям на их хранение, правильность ведения описей и ведомостей количественного и номерного учета в местах их размещения (п. 83.4); Соблюдение правил оборота оружия, по ведению учета оружия и патронов (83.8).
В ходе судебного разбирательства установлено, что Книга проверки наличия и технического состояния оружия и патронов, зарегистрированная в ЦЛРР Управления Росгвардии по РК 25.07.2018 за № 878, а также Книга номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов, состоящая из двух частей зарегистрированных за №№ 684,685 от 18.12.2015 в ОЛРР, велись ООО ЧОП «Шериф 2» с нарушениями требований Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности"; п.п. 124,125,127,133,141,146 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814.
Однако, при производстве истцом проверки Общества ** ** ** данные нарушения в акте проверки не отражены. Установлены - ** ** ** при проведении внеплановой проверки Общества.
Даны обстоятельства подтвердил допрошенный в качестве свидетеля по делу ... К.А., проводивший внеплановую проверку ООО ЧОП «...» на основании приказа Управления Росгвардии по РК от ** ** ** № 595.
Возражая относительно обязанности ООО ЧОП «...» заполнять все графы Книг, истец пояснил что заполнению подлежал лишь их первый раздел, при этом не отрицал, что Книги ему Обществом предоставлялись к проверке, но он их не открывал и не проверял факт заполнения.
Проведя анализ установленных по делу обстоятельств в соответствии с правилами, установленными ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что факт ненадлежащего выполнения Голубевым А.В. п. 9 Должностного регламента (должностной инструкции), выразившееся в нарушении требований пунктов 83.4, 83.8 Административного регламента, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Истцом заявлено о нарушении порядка привлечения его к дисциплинарной ответственности: взыскание наложено за истечением срока, установленного ч. 7 ст. 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ; ознакомление с приказом о применении взыскания по истечении срока, установленного п. 11 ст. 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ; в нарушение п. 35 и п. 37 Порядка проведения служебной проверки в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Приказом Росгвардии от 30.01.2018 N 25, заключение по результатам служебной проверки не направлялось в кадровый орган для согласования и рапорт, послуживший основанием к назначению проведения служебной проверки не зарегистрирован в подразделении делопроизводства. Кроме того, назначенное наказание не соответствует тяжести допущенных нарушений.
Порядок и сроки применения к сотрудникам органов внутренних дел дисциплинарных взысканий установлены ст.51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Согласно п.9 ст.51 Закона о наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме (п.9).
Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника (п. 11).
Приказом Росгвардии от 30.01.2018 N 25 утвержден Порядок проведения служебной проверки в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Пунктом 35 Порядка установлено, что копия заключения по результатам служебной проверки направляется должностным лицом (председателем комиссии), ее проводившим, не позднее трех дней с момента утверждения заключения по результатам служебной проверки в кадровый орган для приобщения к материалам личного дела сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка.
Согласно п. 37 Порядка после регистрации в подразделении делопроизводства и режима документа, послужившего основанием для проведения служебной проверки, и рассмотрения его уполномоченным руководителем он учитывается в Журнале учета служебных проверок по месту проведения служебной проверки.
С обжалуемым приказом № 155 от ** ** ** Врио начальника Управления Росгвардии по Республике Коми о применении дисциплинарного взыскания, Голубев А.В. ознакомлен ** ** **, т.е. в установленный п. 11 ст. 51 Федерального закона от ** ** ** N 342-ФЗ.
Указанные истцом обстоятельства о нарушении Управлением Росгвардии по Республике Коми п. 35 и п. 37 Порядка проведения служебной проверки в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Приказом Росгвардии от 30.01.2018 N 25, сами по себе прав истца не нарушают.
Вместе с тем, истцом указано о пропуске срока для привлечения его к дисциплинарной ответственности, установленного ч. 7 ст. 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ч. 7 ст. 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу.
Днем совершения дисциплинарного проступка является ** ** **, шестимесячный срок для привлечения к дисциплинарной ответственности, исчисляемый с ** ** ** и оканчивающийся ** ** **, продлился на имевшие место в период шестимесячного срока периоды временной нетрудоспособности (с. ** ** ** по ** ** **- 13 дн, с ** ** ** по ** ** ** – 6 дн) и периоды нахождения в отпуске (с ** ** ** по ** ** ** – 21 д., с ** ** ** по ** ** ** – 3 дн.), и оканчивался ** ** **.
Поскольку ** ** ** истец находился в отпуске по ** ** **, учитывая нерабочие праздничные дни с ** ** ** по ** ** **, и период временной нетрудоспособности истца с ** ** ** по ** ** **, в соответствии с положениями п.9 ст.51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ приказ о наложении дисциплинарного взыскания надлежало издать после окончания указанных периодов, т.е. ** ** **.
В данном случае доводы ответчика об издании обжалуемого приказа ** ** ** в установленный ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ срок - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки (** ** **), а также довод о том, что шестимесячный срок подлежит продлению с учетом периодов нахождения истца в отпуске с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** ** и период временной нетрудоспособности с ** ** ** по ** ** **, не могут быть признаны судом состоятельными.
Поскольку применение дисциплинарного взыскания ** ** ** было произведено за пределами установленного ч. 7 ст. 51 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ шестимесячного срока, требования истца об отмене данного приказа являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО5 удовлетворить.
Отменить приказ Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми № 155 от ** ** ** о наложении на ФИО6 дисциплинарного взыскания в виде выговора.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме в Верховный Суд Республики Коми с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судья С.В.Лушкова
Мотивированное решение составлено 20.07.2020.