Судья Ю.А.Чащина Дело № 33-1684-2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего А.В. Железчиковой
судей Е.С. Казанцевой, Н.А. Бургановой
при секретаре П.В. Тупицыной
рассмотрела в открытом судебном заседании 18.02.2014 года в г. Кудымкар Пермского края апелляционную жалобу истца Т.И. Петровой на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 16.12.2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Петровой Т.И. к администрации г. Кудымкара Пермского края о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты и исключении семьи из списка участниц Программы, возложении обязанности восстановить в списках участниц Программы, выдать свидетельство, отказать.
Заслушав доклад судьи А.В. Железчиковой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Т.И. Петрова обратилась в суд с иском к администрации г. Кудымкара о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты и исключении семьи из списка участниц Программы, возложения обязанности восстановить в списках участниц Программы, выдать свидетельство.
Требования мотивировала тем, что она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, 10.03.2010 года её семья включена в число участниц Программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2005-2010 годы». 31.07.2013 года администрация уведомила о том, что её семья включена в список семей-участниц на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 % расчетной стоимости жилья и является претендентом на получение указанной социальной выплаты. 12.11.2013 года администрацией г.Кудымкара ей было отказано в выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты и её семья исключена из списка участниц программы в связи с тем, что обеспеченность членов семьи истца жилой площадью превышала учетную норму, установленную на территории г.Кудымкара. С решением администрации г.Кудымкара она не согласна, просит признать его незаконным, обязать администрацию г.Кудымкара восстановить её семью в списке молодых семей - участниц программы на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10% расчетной стоимости жилья и предоставить указанную социальную выплату путем выдачи свидетельства. Полагает, что администрацией г. Кудымкара необоснованно применена учетная норма общей жилой площади на 1 человека 10 кв.м., по ее мнению следует применять учетную норму в 12 кв.м.
В судебном заседании истец Т.И. Петрова и её представитель О.В. Плотникова заявленные требования поддержали, Т.И. Петрова дополнительно пояснила, что её семья, состоящая из четырех человек, проживает в квартире по адресу: ****, приобретенной на средства ипотечного кредитования: на момент постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включении в число участниц Программы её семья состояла из трех человек и проживала в квартире по адресу: ****. На момент включения её семьи в число участниц Программы не знала о том, что будет вступать в наследство, открывшееся после смерти отца, умершего 24.03.2010 года.
Представитель ответчика администрации г. Кудымкара А.Н. Медиков в судебном заседании с иском не согласился, указав, что у истца отсутствуют основания для получения социальной выплаты в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», поскольку нуждающейся в улучшении жилищных условий Т.И. Петрова признана необоснованно, на момент заключения кредитного договора семья истца в улучшении жилищных условий не нуждалась, обеспеченность каждого члена семьи превышала учетную норму. Просил в иске отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Т.И. Петрова просит решение суда отменить, считает, что обеспеченность жилой площадью семьи в рассматриваемом споре должна быть определена из расчета учетной нормы в 12 кв.м., установленной Решением Думы муниципального образования от 27.10.2006 года № 158, в обоснование доводов приложена судебная практика Кудымкарского городского суда по делу, в котором аналогичные исковые требования судом были удовлетворены.
Администрация города Кудымкара Пермского края в возражениях на доводы апелляционной жалобы считает решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, заслушав мнение истца Т.И. Петровой и ее представителя О.В. Плотниковой, находит решение суда законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (п.5 ст.50 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
На момент постановки Т.И. Петровой на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на федеральном уровне действовала Федеральная целевая Программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в состав которого вошла Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года № 675.
В рамках участия Пермского края в Подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» и Федеральной целевой Программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы Законом Пермского края от 07.12.2006 года № 33-КЗ утверждена краевая целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы». Пунктом 1.4 целевой программы определено, что ее участником могут быть... семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.03. 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
На следующем этапе Правительство РФ 17.12.2010 года Постановлением № 1050 утвердило Федеральную целевую Программу «Жилище» на 2011 - 2015 годы. В ее состав также вошла Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».
Этим же Постановлением (№ 1050 от 17.12.2010 года) утверждены «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» (далее Правила). В соответствии с пунктом 7 Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03. 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства Пермского края 30.12.2010 года № 1119-п в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г. утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы» и Правила предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках реализации данной программы, пунктом 1.2.4 которых также установлено, что для участия в Программе молодая семья должна соответствовать ряду условий, одним из которых является признание молодой семьи органами местного самоуправления по месту ее постоянного жительства нуждающейся в улучшении жилищных условий по тем же основаниям, которые установлены ст.51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Право на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета сохраняют потенциальные участницы программы, включенные в список на участие в программе на условиях, предусмотренных Законом Пермского края от 07.12.2006 года № 33-КЗ (пункт 1.3.1 Программы).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, 19.03.2010 года постановлением главы администрации г.Кудымкара № 277 истец Т.И. Петрова была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
При этом, на тот момент ее семья состояла из трех человек (сама истица и ее дети Е.А. Радостев, /дата рождения/, С.П. Петрова /дата рождения/, проживала в доме по ул. **** г. Кудымкара общей площадью 40,3 кв.м., а кроме того ей на праве собственности принадлежало жилое помещение по адресу: **** общей площадью 32,1 кв.м. (л.д. 47)
Письмом от 08.04.2010 года № 1950 истица уведомлена администрацией г.Кудымкара о включении её семьи в список граждан - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 г.г».
Право на получение социальной выплаты в рамках участия в краевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 г.г» Т.Н. Петрова не реализовала.
04.09.2010 года жилое помещение по адресу: ****, было продано (л.д. 17).
06.10.2010 года Т.И. Петровой выдано свидетельство о праве на наследство по закону после смерти отца К., умершего 24.03.2010 года, на жилое помещение по адресу: ****, общей площадью 40,3 кв.м., где она была зарегистрирована с 08.10.1996 года (л.д.18, 20).
31.07.2013 года Т.И. Петрова уведомлена администрацией г.Кудымкара о включении её семьи в список семей - участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы» на получении социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья в 2013 году и является претендентом на получение указанной социальной выплаты
12.11.2013 года № 1047 Т.И. Петрова уведомлена администрацией г.Кудымкара об отказе в выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты и исключении семьи из списка участниц программы «Обеспечение жильем в Пермском крае на 2011-2015 годы» в виду того, что обеспеченность семьи Т.П. Петровой общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи на момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в число участниц программы превышала учетную норму, установленную в г.Кудымкаре.
Также судом установлено, что в настоящее время семья истца, состоящая из четырех человек (сама истица и трое её несовершеннолетних детей Е.А. Радостев, /дата рождения/, СП. Петрова /дата рождения/, А.Н. Шестаков, /дата рождения/, проживает в жилом помещении по адресу ****, общей площадью 58,6 кв.м.. Данное жилое помещение приобретено по договору купли-продажи квартиры от 16.12.2010 года в долевую собственность всех членов семьи истца с использованием заемных средств, предоставленных ОАО «Сбербанк России» по кредитному договору № 18218 от 15.12.2010 года; в отношении права собственности на квартиру установлено ограничение в виде ипотеки.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку фактическая обеспеченность семьи Т.П. Петровой жилым помещением на каждого из четырех членов семьи на момент заключения кредитного договора 15.12.2010 года превышала учетную норму, установленную на территории г.Кудымкара, т.е. члены семьи истца в улучшении жилищных условий не нуждались, следовательно условиям программы не соответствовали и претендовать на получение социальной выплаты в рамках программы не могли.
Суд верно руководствовался пунктом 9.1.1. краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы», утвержденной Законом Пермского края от 07.12.2006 года № 33-КЗ в редакции, действующей на момент включения семьи истца в число участниц программы, в соответствии с которой механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья, или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - субсидии), при условии, что молодая семья заключила жилищный кредитный договор (договор займа) не ранее 1 января 2006 года и на этот момент являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Решением Думы муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар» от 27.10.2006 года № 157 учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Решением Думы муниципального образования от 27.10.2006 года № 158 «Об утверждении городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в МО «Городской округ - город Кудымкар на 2005-2010 годы», в рамках участия и реализации Программы «Обеспечение жильем молодых семей в МО «Городской округ - город Кудымкар на 2005-2010 годы» утверждена учетная норма в размере 12 кв.м. на одного члена семьи.
Судом установлено, что Т.И. Петрова не являлась участницей городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в МО «Городской округ - город Кудымкар на 2005-2010 годы», поскольку заявлялась сразу на участие в краевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 г.г», а потому учетная норма 12 кв.м., установленная для участия в муниципальной программе, не может быть применена для участия в краевой программе.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом.
Как следует из материалов дела, кредитный договор на приобретение жилого помещения по ул. Строителей 1-97 г. Кудымкара истцом заключен после 01.01.2006 года (а именно 15.12.2010 года). На день постановки на учет (с учетом её состава - истца Т.И. Петровой и её двух несовершеннолетних детей), и на день заключения кредитного договора семья истца (с учетом её состава - истца Т.И. Петровой и её троих несовершеннолетних детей), требованиям о нуждаемости в улучшении жилищных условий не отвечала, обеспеченность каждого члена семьи составляла более 10 кв.м. общей площади.
Приложенная к жалобе судебная практика по иному гражданскому делу, выводов суда первой инстанции о несоответствии семьи истца требованиям о нуждаемости в улучшении жилищных условий не опровергает, а потому судебной коллегией во внимание быть принята не может.
С учетом отсутствия оснований для признания семьи истца нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках краевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы», оснований для удовлетворения требований о признании права на участие в долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», не имеется.
Согласно п. 2.4.1. Правил предоставления социальных выплат молодым семьям основаниями для отказа в признании молодой семьи потенциальной участницей Программы являются несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 1.2. настоящих Правил (в частности отсутствие нуждаемости).
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции об обоснованности отказа администрации в выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты в рамках долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы» и исключения семьи из списка семей - участниц программы.
Кроме того, Постановление Правительства Пермского края от 30.12.2010 года № 1119-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы» (в ред. от 19.08.2013 года), утратило свою силу с 01.01.2014 года.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 16.12.2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи