К делу №2-1782/2024 УИД: 23RS0034-01-2024-002415-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новокубанск 05 декабря 2024 года
Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Соколенко А.В.,
с участием старшего помощника прокурора Новокубанского района Ивановского Г.И.,
при секретаре Переверзевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Новокубанского района Краснодарского края в интересах муниципального образования Прочноокопское сельское поселение к администрации муниципального образования Прочноокопское сельское поселение Новокубанского района о признании незаконным бездействия в части владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом,
установил:
Прокурор Новокубанского района в интересах муниципального образования Прочноокопское сельское поселение обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Прочноокопское сельское поселение Новокубанского района о признании незаконным бездействия в части владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом и просит признать незаконным бездействие администрации Прочноокопского сельского поселения Новокубанского района в части надлежащего ведения реестра муниципального имущества в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России от 10.10.2023 №163н «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества»; возложить на администрацию Прочноокопского сельского поселения Новокубанского района обязанность разработать, утвердить и заполнить реестр муниципального имущества в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России от 10.10.2023 №163н «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» с наличием всех необходимых разделов, подразделов и граф.
Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой района в ходе осуществления надзорной деятельности установлены обстоятельства, свидетельствующие о нарушениях норм законодательства РФ о муниципальной собственности. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок ведения органами местного самоуправления указанного реестра определен приказом Минфина России от 10.10.2023 №163н «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества». В ходе проверки установлено, что реестр муниципальной собственности Прочноокопского сельского поселения указанным требованиям не соответствует, установленные приказом Минфина России от 10.10.2023 №163н «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» разделы, подразделы и графы отсутствуют. Таким образом, ненадлежащее ведение администрацией поселения учета муниципального имущества нарушает права граждан на получение выписок из реестра муниципальной собственности, содержащих полные и достоверные сведения об объектах муниципального имущества, а также может привести к его утрате. С целью устранения указанных нарушений прокуратурой района 24.05.2024 главе администрации Прочноокопского сельского поселения внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако, проведенная в октябре 2024 года повторная проверка показала, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Вышеуказанные нарушения могут повлечь за собой утрату муниципального имущества, что дает право прокурору, в соответствии со ст.45 ГПК РФ, обратиться в суд с исковым заявлением.
В судебном заседании старший помощник прокурора Новокубанского района Ивановский Г.И. на удовлетворении иска настаивал.
Представитель ответчика, администрации муниципального образования Прочноокопское сельское поселение Новокубанского района в судебное заседание не явился, глава поселения просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Суд, выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться: 1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; 2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном ч.4 ст.15 настоящего Федерального закона; 3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; 4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; 5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 ст.14, ч.3 ст.16 и частями 2 и 3 ст.16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 ст.17 настоящего Федерального закона.
В силу ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч.5 ст. 51 вышеуказанного Федерального закона Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления указанного реестра определен приказом Министерством финансов России от 10.10.2023 №163н «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества».
Согласно нормам вышеуказанного Приказа объектами учета муниципального имущества являются недвижимые вещи (земельный участок или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, а также жилые и нежилые помещения, машино-места и подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимым вещам); движимые вещи (в том числе документарные ценные бумаги (акции) либо иное не относящееся к недвижимым вещам имущество, стоимость которого превышает размер, определенный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований; иное имущество (в том числе бездокументарные ценные бумаги), не относящееся к недвижимым и движимым вещам, стоимость которого превышает размер, определенный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований.
Реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 вносятся сведения о недвижимом имуществе, в раздел 2 вносятся сведения о движимом и об ином имуществе, в раздел 3 вносятся сведения о лицах, обладающих правами на имущество и сведениями о нем. Разделы состоят из подразделов, в каждый из которых вносятся сведения соответственно о видах недвижимого, движимого и иного имущества и лицах, обладающих правами на объекты учета и сведениями о них. В разделы 1, 2, 3 сведения вносятся с приложением подтверждающих документов.
В подраздел 1.1 раздела 1 реестра вносятся сведения о земельных участках.
В подраздел 1.2 раздела 1 реестра вносятся сведения о зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, единых недвижимых комплексах и иных объектах, отнесенных законом к недвижимости.
В подраздел 1.3 раздела 1 реестра вносятся сведения о помещениях, машино-местах и иных объектах, отнесенных законом к недвижимости.
В подраздел 1.4 раздела 1 реестра вносятся сведения о воздушных и морских судах, судах внутреннего плавания.
В раздел 2 вносятся сведения о движимом и ином имуществе.
В подраздел 2.1 раздела 2 реестра вносятся сведения об акциях.
В подраздел 2.2 раздела 2 вносятся сведения о долях (вкладах) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ.
В подраздел 2.3 раздела 2 вносятся сведения о движимом имуществе и ином имуществе, за исключением акций и долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ.
В подраздел 2.4 раздела 2 вносятся сведения о долях в праве общей долевой собственности на объекты недвижимого и (или) движимого имущества.
В раздел 3 вносятся сведения о лицах, обладающих правами на муниципальное имущество и сведениями о нем.
Ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях.
Способ ведения реестра определяется уполномоченным органом самостоятельно.
Ведение реестра осуществляется путем внесения в соответствующие подразделы реестра сведений об объектах учета, собственником (владельцем) которых является муниципальное образование, и о лицах, обладающих правами на объекты учета и сведениями о них, и уточнения изменившихся сведений о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве органу местного самоуправления, муниципальному бюджетному учреждению, муниципальному казенному учреждению, муниципальному автономному учреждению, муниципальному унитарному предприятию, муниципальному казенному предприятию или иному юридическому либо физическому лицу, которому муниципальное имущество принадлежит на вещном праве или в силу закона (далее - правообладатель), или составляющем муниципальную казну муниципального образования, а также путем исключения из реестра соответствующих сведений об объекте учета при прекращении права собственности муниципального образования на него и (или) деятельности правообладателя.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Новокубанского района, в ходе осуществления надзорной деятельности, была проведена проверка соблюдения администрацией Прочноокопского сельского поселения Новокубанского района законодательства о государственном и муниципальном имуществе.
В ходе проверки установлено, что реестр муниципальной собственности Прочноокопского сельского поселения требованиям действующего законодательства не соответствует, установленные приказом Министерства финансов России от 10.10.2023 №163н «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» разделы, подразделы и графы отсутствуют.
Судом установлено, что ненадлежащее ведение администрацией поселения учета муниципального имущества нарушает права граждан на получение выписок из реестра муниципальной собственности, содержащих полные и достоверные сведения об объектах муниципального имущества, а также может привести к его утрате.
24.05.2024 с целью устранения указанных нарушений, прокуратурой района главе администрации Прочноокопского сельского поселения внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.
В октябре 2024 прокуратурой Новокубанского района была проведена повторная проверка, которая показала, что до настоящего времени выявленные нарушения администрацией Прочноокопского сельского поселения Новокубанского района не устранены.
Учитывая изложенное, суд считает заявленные требования прокурора законными и подлежащими удовлетворению, поскольку допущенные администрацией Прочноокопского сельского поселения Новокубанского района нарушения требований, установленных приказом Министерства финансов России от 10.10.2023 №163н «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» могут повлечь за собой утрату муниципального имущества.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Новокубанского района в интересах муниципального образования Прочноокопское сельское поселение к администрации муниципального образования Прочноокопское сельское поселение Новокубанского района о признании незаконным бездействия в части владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Прочноокопского сельского поселения Новокубанского района в части надлежащего ведения реестра муниципального имущества в соответствии с требованиями, установленными приказом Министерства финансов России от 10.10.2023 №163н «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества».
Обязать администрацию Прочноокопского сельского поселения Новокубанского района разработать, утвердить и заполнить реестр муниципального имущества в соответствии с требованиями, установленными приказом Министерства финансов России от 10.10.2023 №163н «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» с наличием всех необходимых разделов, подразделов и граф.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Новокубанский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Новокубанского районного суда А.В. Соколенко