2-3105/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
В составе судьи Корниенко М.В.
При секретаре Кашиной Е.В.
С участием истца, третьего лица,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте 18 октября 2017 года гражданское дело по иску Троханович К.В. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта», администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья», обязании поставить на учет,
У с т а н о в и л:
Троханович К.В. обратилась в Ухтинский городской суд с требованиями к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным решения, выраженного в ответе от 02.06.2017 г.№ .... об отказе в принятии на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья», и обязании поставить семью заявителя на учет для получения социальных выплат на строительство или приобретение жилья как молодую семью. В обоснование требований указывая, что отказ является незаконным, жилых помещений, занимаемых на условиях социального найма или принадлежащих на праве собственности члены молодой семьи не имеют. Ответчиком необоснованно при определении обеспеченности членов молодой семьи жилым помещением, учтены жилые помещение, принадлежащие П.Т.Н. которая приходится супругой брата истицы, а также жилое помещение, расположенное по адресу: ...., принадлежащее родителям супруга истицы, в котором только зарегистрирован её супруг Троханович С.В., поскольку никаких прав на указанные жилые помещения они не имеют.
Определением суда от 23.08.2017 г. по делу в качестве соответчика привлечена администрация МОГО «Ухта».
В судебном заседании истец Троханович К.В. на требованиях настаивала, просила признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» об отказе в постановке на учет, обязать администрацию МОГО «Ухта» поставить её семью на учет для получения социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья». 3-е лицо Троханович требования истца поддержал в полном объеме.
Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» Канева М.С. и представитель администрации МОГО «Ухта» по доверенности Федосимова Е.А. исковые требования не признали, полагая, что отказ является законным и обоснованным.
Выслушав истца, третье лицо, заслушав показания свидетелей, подтвердивших в суде, что молодая семья Троханович проживает по адресу: ...., изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы. В её состав включены подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и Правила реализации подпрограммы, которые предусматривают обеспечение предоставления молодым семьям-участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Одним из основных принципов реализации данной подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Согласно Правилам под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
Этим же пунктом предусмотрено, при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности( абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 N 466).
Согласно п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми от 05 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».
Согласно ч.1 ст. 1 Закона Республики Коми от 05 апреля 2005 года № 30-РЗ « О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» право на получение субсидий на строительство или приобретение жилья имеют молодые семьи, состоящие на учете на получение субсидий на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидии на строительство или приобретение жилья.
На основании ст.2 указанного Закона на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или)заемных средств, при этом являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Совета МОГО «Ухта» от 01 марта 2006 года № 23 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма общей площади на одного человека -11 кв.м.
Принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, поданных в уполномоченный орган в порядке, установленном ст. 2 Закона РК № 30-РЗ.
Как следует из материалов дела, 29.07.2016 г. Троханович С.В., <...> г. г.р., и Троханович К.С.., <...> г. г.р. зарегистрировали брак (актовая запись № 460 произведена ЗАГСом г.Ухты).
Согласно данным регистрационного учета, с 01 декабря 1989 г. Троханович К.В. зарегистрирована по адресу: ...., общей площадью 35,9 кв.м. Указанное жилое помещение находится в муниципальной собственности. На основании заключения МВК от 25.12.2008 г. № .... жилой дом по адресу: ...., признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда. По указанному адресу кроме истицы значатся зарегистрированными её мать Ч.М.Д. её брат П.Ф.А.., супруга брата П.Т.Н. дочь брата П.Д.Ф.., <...> г. г.р. Как установлено в суде, фактически проживают Ч.М.Д., Троханович К.В., её супруг Троханович С.В.
Троханович С.В. зарегистрирован по адресу: ..... Жилое помещение принадлежит родителям Т.Л.А. и Т.В.Б. в равных долях на основании договора № .... передачи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности МОГО «Ухта», в собственность граждан от 17 апреля 2013 г., право собственности зарегистрировано в ЕГРП. Из материалов дела следует, что Троханович С.В. отказался от участия в приватизации жилого помещения (заявление от 18.02.2013г). В указанном жилом помещении (общей площадью 105,9 кв.м.) значатся зарегистрированными собственники Т.В.Б. Т.Л.А. а также Троханович С.В., Т.Б.В.., Т.Я.В.., Т.Я.В..
16.05.2017г. Троханович К.В. обратилась с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий составом семьи два человека (она и супруг).
Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» от 02.06.2017 г. № .... Троханович К.В. отказано в принятии на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории молодая семья, в связи с тем, не подтвержден факт совместного проживания супругов, регистрация по месту жительства по разным адресам, кроме того, обеспеченность жилым помещением на одного члена семьи более учетной нормы (51,2+50,5+17,65):6=19,8 кв.м. При определении обеспеченности учтены жилые помещения, принадлежащие П.Т.Н.., П.Ф.А.. в .... (общей площадью 51,2 кв.м.) и в .... (общей площадью 50,5 кв.м.), принадлежащее П.Т.Н. а также жилое помещение, принадлежащее родителям Троханович С.В.
Предоставление мер социальной поддержки молодым семьям в приобретении жилых помещений регулируется специальным нормативным актом. Пунктом 7 вышеуказанных Правил реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» предусмотрено, что уровень обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения для признания нуждающейся в жилом помещении должен определяться исходя из размера общей площади жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, или жилых помещений принадлежавших им на праве собственности, в отличие от ст. 51 Жилищного кодекса РФ, при определении уровня обеспеченности жилым помещением не предусматривает необходимости учета жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи в качестве членов семьи собственника жилого помещения, не являющегося членом молодой семьи.
Согласно ст. 31 Семейного кодекса Российской Федерации супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться в благосостоянии и развитии своих детей. Каждый из супругов свободен в выборе занятий, места жительства и пребывания.
Исходя из норм семейного законодательства, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.
В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что Троханович состоят в зарегистрированном браке с 2016 г., проживают по адресу:...., на условиях социального найма. Однако указанное жилое помещение при расчете нуждаемости в улучшении жилищных условий не учитывается, поскольку находится в аварийном жилом доме.
В состав семьи для целей участия в Подпрограмме входят Троханович С.В. и Троханович К.В., у которых отсутствуют жилые помещения, занимаемые по договору социального найма и (или) жилые помещения, принадлежащие членам молодой семьи на праве собственности.
В соответствии с ч.1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Кроме того, Троханович С.В. не является членом семьи собственников жилого помещения по адресу: ...., поскольку не проживает совместно с собственниками в жилом помещении. Отказ Троханович С.В. от участия в приватизации жилого помещения имел место в 2013 г., то есть до образования семьи и обращении с запросом в Комитет по управлению муниципальным имуществом.
Жилые помещения, принадлежащие брату истицы П.Ф.А.. и его супруге П.Т.Н., также не подлежат учету при определении нуждаемости, поскольку П.Т.Н. не являются членами семьи истицы, никакого права на указанные жилые помещения Троханович К.В. не имеет.
При данных обстоятельствах, требования Троханович К.В. подлежат удовлетворению, поскольку члены молодой семьи не обеспечены жилым помещением.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» от 02.06.2017 № .... в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья» Троханович К.В. и Троханович С.В..
Обязать администрацию МОГО «Ухта» поставить Троханович К.В. с супругом Троханович С.В. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья» с 16.05.2017г.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, т.е с 24 октября 2017 года.
Судья- М.В. Корниенко