Дело №2-92/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 марта 2017 года г.Бирюч
Красногвардейский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Никулиной Т.В.
при секретаре Винниковой Л.В.
с участием помощника прокурора Красногвардейского района Кириллова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красногвардейского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верхососенского сельского поселения о понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л:
В феврале 2017 года прокуратурой Красногвардейского района проведена проверка соблюдения требований государственных стандартов в части обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатационного состояния улично-дорожной сети Красногвардейского района. Установлено, что в нарушение требований законодательства и Дислокации дорожных знаков и дорожной разметки, утвержденной администрацией Верхососенского сельского поселения в 2013 году, в <данные изъяты> должно быть установлено 6 дорожных знаков, в <данные изъяты> - 3 дорожных знака, но фактически они отсутствуют.
Дело инициировано иском прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верхососенского сельского поселения о понуждении к совершению действий. Прокурор просил обязать администрацию Верхососенского сельского поселения в срок до 1 мая 2018 года установить в <данные изъяты> и с. <данные изъяты> отсутствующие дорожные знаки в соответствии с Дислокацией. Сослался на положения Федеральных законов от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 10 декабря1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в силу которых на органы местного самоуправления возлагается обязанность обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах населенных пунктов, в т.ч. обустройство этих дорог светофорами, дорожными знаками.
В судебном заседании помощник прокурора района Кириллов А.В. поддержал исковые требования.
Представитель ответчика - администрации Верхососенского сельского поселения в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном заявлении суду признал исковые требования.
Представители третьих лиц - ОМВД России по Красногвардейскому району и администрации Красногвардейского района в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, против удовлетворения иска не возражали.
Исследовав обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд признает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Требования прокурора основаны на нормах права.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Полномочия органов местного самоуправления в отношении дорог местного значения предусмотрены действующими нормативными актами.
В соответствии с п/п 5 п.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, относится к вопросам местного значения.
Согласно ст.1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 года № 196-ФЗ его задачей является обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст.ст. 5, 6 Закона безопасность дорожного движения обеспечивается, в частности, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. К их полномочиям относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ст.13 Закона органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
В силу ст.21 Закона на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации дорожного движения в границах населенных пунктов, которая осуществляется в целях повышения безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч.1 ст.22 Закона деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Согласно ст.5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Посредством разработки и утверждения проекта организации дорожного движения обеспечивается безопасность дорожного движения.
В силу п.п.1,5,6,12 ст.3 Закона неотъемлемой частью автомобильных дорог являются элементы их обустройства, к которым относятся, в том числе, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования и обеспечения дорожного движения, в т.ч. его безопасности.
Пунктом 9 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 г. №402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" к работам по содержанию дорог отнесены разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов.
Требования к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц изложены в стандарте «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденном Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221, который распространяется на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
Согласно п.4.1.1 государственного стандарта автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Таким образом, в силу указанных нормативных актов на органы местного самоуправления возлагается обязанность по осуществлению дорожной деятельности на дорогах местного значения поселения в границах поселения, содержанию автомобильных дорог, решению вопросов по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, предполагающих, в том числе, установку дорожных знаков.
Решением муниципального совета муниципального района «Красногвардейский район» от <данные изъяты> и соглашением к нему от <данные изъяты> подтверждается, что Верхососенскому сельскому поселению переданы полномочия по использованию автомобильных дорог и осуществлению дорожной деятельности. Финансовое обеспечение осуществления части передаваемых администрацией муниципального района полномочий производится из бюджета муниципального района в бюджет сельского поселения.
При таких обстоятельствах администрация Верхососенского сельского поселения является надлежащим ответчиком по данному иску.
Дислокацией дорожных знаков и дорожной разметки подтверждается, что в 2013 году был разработан проект организации дорожного движения, главой сельского поселения по согласованию с ГИБДД ОМВД России по Красногвардейскому району утверждена Дислокация дорожных знаков и дорожной разметки. Она предусматривает установку дорожных знаков в соответствии с требованиями ГОСТ на дорогах населенных пунктов <данные изъяты>.
Актом проверки от 1 февраля 2017 года подтверждается, что в <данные изъяты> должно быть установлено 6 дорожных знаков, в <данные изъяты> - 3 дорожных знака, но фактически они отсутствуют. Проверка проводилась с участием главы администрации сельского поселения.
Согласно информации администрации Верхососенского сельского поселения отсутствие знаков обусловлено недостаточным финансированием.
Недостатки в организации дорожного движения и отсутствие предусмотренных дислокацией дорожных знаков ставят под угрозу безопасность граждан. Поскольку дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них возлагается на органы местного самоуправления, иск подлежит удовлетворению. Срок по установке дорожных знаков – до 1 мая 2018 года, который указан в требованиях прокурора, является реальным, соответствует возможностям финансирования, срокам утверждения бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Иск прокурора Красногвардейского района удовлетворить.
Обязать администрацию Верхососенского сельского поселения в срок до 1 мая 2018 года установить недостающие дорожные знаки на улицах <данные изъяты> Верхососенского сельского поселения в соответствии с Дислокацией дорожных знаков и дорожной разметки.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляции в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Красногвардейский районный суд.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2017 года.
Судья