Решение по делу № 2-736/2019 от 16.05.2019

Дело № 2-736/2019 27 августа 2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Лощевской Е.А.,

при секретаре Аксеновой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске в помещении суда гражданское дело по иску Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Талажское» о возложении обязанности по устранению нарушения санитарного законодательства,

установил:

    

Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области обратилось в суд с иском к администрации муниципального образования «Талажское» о возложении обязанности по устранению нарушения санитарного законодательства. В обоснование требований указали следующее: Согласно п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52- ФЗ) и ч. 3 ст. 23 Закона № 416-ФЗ использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В соответствии с п. 1.4 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны, источников и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения», утверждённых Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.Согласно п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно- эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области (далее - Управление) в ходе административного расследования установлено, что Администрацией МО «Талажское» в нарушение требований санитарного законодательства по адресу: ул. <адрес> Приморского района Архангельской области размещена система подготовки воды с водозабором из реки Кузнечиха, что является нарушением п.п. 3, 4, 5 ст. 18 Закона № 52-ФЗ, п.п. 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 - отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (р. Кузнечиха) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, кроме того, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источника водоснабжения д. Повракульская Приморского района Архангельской области.

В связи с установленными нарушениями, истец просил суд обязать ответчика обеспечить подачу питьевой воды населению из источника соответствующего требованиям законодательства РФ и прекратить водоснабжение населения д. Повракульская из системы подготовки воды с водозабором из реки Кузнечиха, размещенного по адресу ул. Центральная, дом 1 строение 2 в д. Повракульская Приморского района Архангельской области.

    В судебном заседании 18 июля 2019 представитель истца ФИО1 от требований прекратить водоснабжение населения д. Повракульская из системы подготовки воды с водозабором из реки Кузнечиха, размещенного по адресу ул. <адрес> в д. Повракульская Приморского района Архангельской области отказалась в связи с тем, что после обращения в суд с иском, ответчик определил гарантирующую организацию в сфере водоснабжения населения д. Повракульская ООО «Поморские коммунальные системы», подача питьевой воды осуществляется с ВОС г. Архангельска ул. <адрес>. отказ истца от иска в части принят судом, о чем 18 июля 2019 года вынесено определение.

В ходе рассмотрения дела, представители истца неоднократно уточняли исковые требования, окончательно просили суд в интересах неопределенного круга лиц обязать администрацию муниципального образования «Талажское» организовать обеспечение питьевой водой население и иных потребителей д. Повракульская Приморского района Архангельской области из водоисточника, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации, в срок до 01 марта 2020 года. В обоснование уточненных требований указали следующее: в настоящее время санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в целях питьевого водоснабжения на водный объект - реку Кузнечиху, откуда осуществляется забор воды на ВОС, расположенных по адресу: г. Архангельск, ул. <адрес>, подающих питьевую воду по присоединённым сетям в пос. Первых Пятилеток г.Архангельска и д. Повракульская Приморского района Архангельской области, для ООО «Водтрансервис», осуществлявших эксплуатацию водоочистных сооружений, расположенных по адресу: г.Архангельск, ул. <адрес> (далее ВОС) до 01.07.2019 и для ООО «Специализированный транспорт»», эксплуатирующих данные ВОС с 01.07.2019, а также для иных лиц не выдавалось.

В судебном заседании представители истца ФИО2, ФИО1, действующие на основании доверенности, на иске с учетом его уточнения настаивали, дополнив, что водоснабжение д. Повракульская до настоящего времени осуществляется из водного объекта, не имеющего санитарно-эпидемиологического заключения на его использование в качестве водного объекта в целях питьевого водоснабжения. Водозабор осуществляет ООО «ВодТранс», которое за получением санитарно-эпидемиологического заключения не обращалось.

    Представитель администрации МО «Талажское» ФИО3, участвующий в деле на основании доверенности, с иском не согласился, в обоснование возражений указал, что 24 мая 2019 года было издано постановление № 142 об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории МО «Талажское» в деревне Повракульская, статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения было наделено ООО «Поморские коммунальные системы», с указанной организацией заключен договор аренды в сфере водоснабжения и водоотведения в д. Повракульская. Подача питьевой воды осуществляется с ВОС г. Архангельск ул. <адрес>. Пояснил, что документов, подтверждающих соответствие водного объекта санитарно- эпидемиологическим требованиям предоставить не может, но со слов ООО «Поморские коммунальные системы», такое заключение имеется.

    Третье лицо администрация МО «Приморский муниципальный район» в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствии, представила отзыв, указав следующее. Между
администрацией МО «Приморский муниципальный район» Архангельской области и администрацией МО «Талажское» Приморского района Архангельской области 05 октября 2015 года заключено Соглашение о передаче полномочий определенных подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, данное Соглашение действует с 01.01.2016 по настоящее время. Согласно пункта 1.1. полномочия по организации в границах поселения водоснабжение населения переданы МО «Талажское». Полагают, что соответствие качества питьевой воды санитарным правилам (СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» обязаны обеспечить лица, осуществляющие эксплуатацию систем питьевого водоснабжения.

Третье лицо ООО «РВК-центр» в судебное заседание не явилось, представило отзыв, из которого следует: Постановлением Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 14.11.2018г. № 1401 «О внесении изменения в постановление мэрии города Архангельска от 30.01.2015 № 72» (в ред. от 27.12.2018г.) для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Город Архангельск» статусом гарантирующей организации с 20 декабря 2018г. наделено Общество с ограниченной ответственностью - «РВК-центр». Письмом № 22 от 01.06.2019 года, ООО «Водтранс» предложило заключить договор на оказание услуг по водоподготовке от 01.07.2019 года с ООО «РВК-центр», по которому ООО «ВодТранс» осуществляет организованные и технологические действия по забору воды, водоподготовке и отпуску питьевой воды в водопроводные сети Гарантирующей организации. Местом исполнения обязательств услуг по водоподготовке питьевой воды - является насосная станция питьевой воды по адресу: г. Архангельск, ул. <адрес>. Таким образом, водозабор из реки Кузнечиха на водоочистные сооружения (ВОС), расположенные — по адресу: г. Архангельск, ул. <адрес> - производит ООО «ВодТранс». Затем питьевая вода, очищенная в данных очистных сооружениях (ВОС на балансе ООО «РВК-центр» не числятся и по иным основаниям не обслуживаются) попадает в водопроводные сети гарантирующей организации для дальнейшего обеспечения жителей пос. Первых Пятилеток - водоснабжением.

Третье лицо ООО «ВодТранс» в судебное заседание не явилось, предоставило пояснения, согласно которым «ВодТранс» приступило к эксплуатации водоочистных сооружений (водопитьевой станции) расположенных по адресу: г. Архангельск, ул. <адрес> с 1 июля 2019 года, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта – протока Кузнечиха реки Северная Двина в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения по состоянию на 21 августа 2019 года отсутствует, проводятся работы по подготовке пакета документов для обращения в Роспотребнадзор с целью получения заключения.

Третьи лица ООО «Поморские коммунальные системы», ООО «ВодТрасСервис», ООО «Специализированный транспорт», о времени и месте рассмотрения дела извещены, в судебное заседание не явились, мнения по иску, а также ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и оценив все доказательства в их совокупности с действующим законодательством, суд приходит к следующему.

В силу положений п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на основании Соглашения от 16.12.2015 администрацией муниципального образования «Приморский муниципальный район» полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе по организации водоснабжения переданы администрации МО «Талажское».

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Пункты 3 и 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ указывают, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения.

В судебном заседании установлено, что 24 мая 2019 года и.о. главы администрации «Талажское» издано постановление № 142, которым ООО «Поморские коммунальные системы» наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Талажское» в деревне Повракульская.

24 мая 2019 года между МО «Талажское» и ООО «Поморские коммунальные системы» заключен договор аренды объектов коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения в д. Повракульская Приморского района Архангельской области. Согласно п. 2.3.2 договора, ООО «Поморские коммунальные системы» приняло на себя обязательства оказывать услуги в сфере водоснабжения потребителей д. Повракульская в соответствии с нормами и правилами, установленными законодательством РФ, Архангельской области, иными нормативно-правовыми актами.

Во исполнение обязательств по договору от 24 мая 2019 года, ООО «Поморские коммунальные системы» заключило договор № холодного водоснабжения с ООО «РВК-ЦЕНТР» от 01 июля 2019 года. По условиям указанного договора ООО «РВК-ЦЕНТР» приняло на себя обязательства подавать ООО «Поморские коммунальные системы» через присоединенную водопроводную сеть из центральных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду и холодную (техническую) воду.

Из информации, предоставленной ООО «РВК-ЦЕНТР» следует, что вода, подаваемая в рамках договора с ООО «ПКС» поступает в центральные системы холодного водоснабжения из водозабора из реки Кузнечиха, расположенного по адресу: г. Архангельск, ул. <адрес>.

Согласно представленному ООО «РВК-ЦЕНТР» договору на оказание услуг по водоподготовке, находящемуся в стадии согласования, счет-фактуры № 3 от 31 июля 2019 года, а также информации, предоставленной ООО «ВодТранс», организованные и технологические действия по забору воды, водоподготовке и отпуску питьевой воды в водопроводные сети ООО «РВК-ЦЕНТР» с 1 июля 2019 года осуществляет ООО «ВодТранс».

В силу п. 3 ст. 18 Закона № 52-ФЗ и ч. 3 ст. 23 Закона № 416-ФЗ использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения (далее - СЭЗ) о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Порядок получения СЭЗ регламентирован Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.07.2012 № 775 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений».

В соответствии с п. 18 данного Административного регламента для получения СЭЗ заявитель предоставляет в Управление заявление о выдаче СЭЗ и экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» (результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленные в установленном порядке).

Таким образом, используя водный объект для забора воды, водоподготовке и отпуску питьевой воды в водопроводные сети, ООО «ВодТранс», обязан иметь санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Вопреки указанному, из ответа генерального директора ООО «ВодТранс», следует, что санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта – протока Кузнечиха реки Северная Двина в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения по состоянию на 21 августа 2019 года отсутствует, проводятся работы по подготовке пакета документов для обращения в Роспотребнадзор с целью получения заключения.

Согласно представленной Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области информации от 27 августа 2019 года, санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта – протока реки Кузнечиха, откуда осуществляется забор воды на ВОС, расположенные по адресу г. Архангельск, ул. <адрес>, подающие питьевую воду по присоединенным сетям в п. Первых пятилеток и д. Повракульская Приморского района Архангельской области для организации ООО «ВодТранс», а также иных лиц, осуществляющих эксплуатацию очистных сооружений, не выдавалось.

Статьей 23 Федерального закона N 416-ФЗ установлено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (п. 1).

Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (п. 4).

Как следует из представленных стороной истца доказательств, питьевая вода, подаваемая населению д. Повракульская, из водоисточника, не имеющего санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта, не соответствует качеству по своим параметрам, что нарушает права потребителей данной услуги.

Приведенные выше нормы, по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, не предусматривают возможность заключения договора холодного водоснабжения питьевой водой с допустимыми несоответствиями качества.

С учетом изложенного, из совокупности представленных доказательств следует, что администрацией МО «Талажское» в настоящее время не организовано обеспечение питьевой водой населения и иных потребителей д. Повракульская Приморского района Архангельской области из водоисточника, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации.

Из представленной администрацией МО «Приморский муниципальный район» справки, следует, что в бюджете на 2019 года на исполнение переданных администрации МО «Талажское» полномочий по решению вопросов местного значения, переданных соглашениями, предусмотрено 1345,9 тыс. руб., профинансировано по состоянию на август 2019 года 1214,2 тыс. руб.

Получив надлежащее финансирование, администрация обязана должным образом исполнять переданные по соглашению полномочия.

Доводов о том, что организация надлежащего обеспечения питьевой водой населения д. Повракульская требует финансовых затрат в большем размере, а также соответствующего расчета, ответчиком не представлено.

Поскольку обязанность по организации надлежащего обеспечения водоснабжением д. Повракульская возложена на администрацию МО «Талажское», а также, учитывая, что факт отсутствия санитарно-эпидемиологическое заключения о соответствии водного объекта – протока Кузнечиха реки Северная Двина в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, нашел свое подтверждение, суд приходит выводу о доказанности нарушения санитарного законодательства ответчиком, следовательно, об обоснованности предъявленного требования.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

По смыслу статей 4, 45, 46, 47, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания лежит на сторонах, заявляющих требования относительно предмета спора. Стороны доказывают не только те обстоятельства, на которые ссылаются, но и те, которые в их интересах должны быть установлены судом по конкретной категории дел.

В Постановлении Европейского суда по правам человека от 26 июля 2007 года по делу "М. против Российской Федерации" указано, что "бремя доказывания лежит на том, кто делает утверждение, а не на том кто его отрицает".

В нарушении указанных норм, ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих об организации обеспечения населения д. Повракульская питьевой водой из водоисточника, соответствующего требованиям законодательства.

С учетом указанного, исковые требования Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей обязанность суда определить срок, в течение которого решение должно быть исполнено, с учетом пояснений стороны истца о длительности оформления санитарно-эпидемиологическое заключения, суд считает необходимым определить срок для исполнения решения суда до 1 марта 2020 года.

Руководствуясь ст.ст.194-199, ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Талажское» о возложении обязанности по устранению нарушения санитарного законодательства удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Талажское» организовать обеспечение подачи питьевой воды населению и иным потребителям д. Повракульская Приморского района Архангельской области из водоисточника, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации в срок до 01 марта 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Приморский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.

Судья Е.А. Лощевская

2-736/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Зайцева В.А.
ООО «Специализированный Транспорт»
ООО « РВК-Центр»
ООО " ВодТранс"
ООО «Водтранссервис»
ООО " Поморские коммунальные системы"
Администрация МО " Приморский муниципальный район"
Администрация МО "Талажское"
Заикина И.Э.
Управление Роспотребнадзора по Архангельской области
Суд
Приморский районный суд Архангельской области
Дело на странице суда
primsud.arh.sudrf.ru
16.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.05.2019Передача материалов судье
17.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.05.2019Предварительное судебное заседание
10.06.2019Судебное заседание
18.07.2019Судебное заседание
22.07.2019Судебное заседание
12.08.2019Судебное заседание
21.08.2019Судебное заседание
27.08.2019Судебное заседание
02.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее