УИД 37RS0007-01-2024-001335-67
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 мая 2024 года гор. Кинешма, Ивановской области
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Капустиной Е.А., при секретаре Сорокиной О.П., с участием представителя ответчика ТСН «Щорса 64» Никогосяна Г.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Кинешме, Ивановской области гражданское дело по иску Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области к Товариществу собственников недвижимости «Щорса 64» о понуждении к устранению нарушений жилищного законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее – истец, СГЖИ, Служба) обратилась в Кинешемский городской суд Ивановской области с исковым заявлением к Товариществу собственников недвижимости «Щорса 64» (далее – ответчик, ТСН «Щорса 64») о понуждении к устранению нарушений жилищного законодательства, который мотивировали следующими обстоятельствами.
Согласно сведениям, содержащимся в реестре лицензий Ивановской области, Товарищество собственников недвижимости «Щорса 64» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>.
На основании решения о проведении внеплановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №-Р по обращению от ДД.ММ.ГГГГ № вх-9639-019/1-14 жителя многоквартирного дома по адресу <адрес>, по вопросу отключения электроснабжения в <адрес> МКД, нарушения порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
По результатам документарной проверки установлено следующее:
- в нарушение ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пп. «г» п. 31, 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений» многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительств Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), ТСН «Щорса 64» производит начисление платы за отопление в адрес жителей МКД в соответствии со способом, не действующим на территории <адрес> - в течение отопительного периода;
Результаты данной проверки оформлены актом от ДД.ММ.ГГГГ №-о/10-мю. На основании указанного акта проверки Службой вынесено Предписание от ДД.ММ.ГГГГ №-мю со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ и предоставлением информации об исполнении до ДД.ММ.ГГГГ.
Мероприятия (работы), подлежащее исполнению в целях устранения выявления нарушений по предписанию:
- произвести собственникам и пользователям помещений в МКД перерасчет размера платы за отопление за период с января 2023г. по дату исполнения настоящего предписания, применить способ внесения платы за отопление - равномерно в течение календарного года;
- привести начисление платы за отопление в адрес жителей многоквартирного <адрес> в соответствии со способами выставления платы за отопление - равномерно в течение календарного года.
В рамках текущей деятельности, с учетом требований, установленных постановлений Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в виду истечения срока исполнения ТСН «Щорса 64» ранее выданного предписания, Службой 08.11.2023 был направлен запрос о предоставлении информации по исполнению требований предписания.
На указанное предписание ТСН «Щорса 64» дважды приносились жалобы: ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении жалобы было оба раза отказано.
Таким образом, на настоящий момент предписание не оспорено, незаконным не признано.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ч.1 ст. 3, ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ч. 12 ст. 20, п. 6 ч. 12 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 4 ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», истец просит суд:
- обязать ТСН «Щорса 64» устранить нарушения жилищного законодательства в содержании общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, а именно:
- произвести собственникам и пользователям помещений в МКД перерасчет за отопление за период с января 2023г. по дату исполнения настоящего предписания, применив способ внесения платы за отопление - равномерно в течение календарного года;
- привести начисление платы за отопление в адрес жителей многоквартирного <адрес> в соответствии со способами выставления платы за отопление - равномерно в течение календарного года.
Представитель истца Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области в суд не прибыл, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела. От представителя истца Воронина А.В. поступило ходатайство с просьбой о рассмотрении дела без его участия, исковые требования поддерживает в полном объёме и просит их удовлетворить.
Представитель ответчика ТСН «Щорса 64» Никогосян Г.С. против удовлетворения иска возражал, дал суду следующие пояснения. В соответствии с п. 42(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. Решением общего собрания членов ТСН «Щорса 64» (протокол № от 17.02.2018г.) принято решение о внесении платы за отопление по факту отопительного периода. Частью 5 ст. 46 ЖК РФ установлено, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе, для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. Решение членов ТСН «Щорс 64» о внесении платы за отопление по факту отопительного периода никем не оспорено, недействительным не признано. Кроме того, до настоящего времени, указанное решение фактически исполняется жильцами многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Указанные действия приведут к нарушению прав членов ТСН «Щорса 64», что будет выражаться в неисполнении решения членов товарищества, принятого в установленном законом порядке. Отметил, что у истца нет оснований для обращения в суд с данным иском, поскольку решение о проведении проверки по факту оплаты коммунальной услуги за отопление отсутствует.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Круглов С.А. (привлечен к участию в деле на основании определения суда), в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд направил отзыв на иск, из которого усматривается, что он исковые требования поддерживает и просит удовлетворить их, указав, что Жилищная инспекция провела проверку всех изложенных фактов в его обращении, где было указано, что все коммунальные услуги фиксируются в одной квитанции от ТСН «Щорса 64», при этом, начисление платы за коммунальную услугу «отопление» ТСН «Щорса 64» осуществляет с нарушением действующего законодательства.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «ТеплоЭнерго» в суд не прибыл, о судебном заседании извещены надлежащим образом. Ходатайств, заявлений в адрес суда не поступило.
Суд, с учетом мнение представителя ответчика Никогосяна Г.С., руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, определил о рассмотрении дела при имеющейся явке.
Выслушав представителя ответчика ТСН «Щорса 64» Никогосян Г.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Товарищество собственников недвижимости «Щорса 64» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>.
На основании решения о проведении внеплановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №-Р по обращению от ДД.ММ.ГГГГ № вх-9639-019/1-14 жителя многоквартирного дома по адресу <адрес>, по вопросу отключения электроснабжения в <адрес> МКД, нарушения порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в <адрес> МКД, нарушения порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
По результатам документарной проверки установлено следующее:
- в нарушение ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пп. «г» п. 31, 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений» многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительств Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), ТСН «Щорса 64» производит начисление платы за отопление в адрес жителей МКД в соответствии со способом, не действующим на территории <адрес> - в течение отопительного периода.
Результаты данной проверки оформлены актом от ДД.ММ.ГГГГ №-о/10-мю. На основании указанного акта проверки Службой вынесено Предписание от ДД.ММ.ГГГГ №-мю со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ и предоставлением информации об исполнении до ДД.ММ.ГГГГ.
Мероприятия (работы), подлежащее исполнению в целях устранения выявлении нарушений по предписанию:
- произвести собственникам и пользователям помещений в МКД перерасчет размера плат: за отопление за период с января 2023г. по дату исполнения настоящего предписания, применив способ внесения платы за отопление - равномерно в течение календарного года;
- привести начисление платы за отопление в адрес жителей многоквартирного <адрес> в соответствии со способами выставления платы за отопление – равномерно в течение года.
ДД.ММ.ГГГГ в Службу в соответствии с нормами Федерального закона № от ТСН «Щорса 64» поступила жалоба на незаконность выданного предписания, по итогам рассмотрения которого Служба приняла решение об отказе в её удовлетворении.
В рамках текущей деятельности, с учетом требований, установленных постановлений Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в виду истечения срока исполнения ТСН «Щорса 64» ранее выданного предписания Службой ДД.ММ.ГГГГ был направлен запрос о предоставлении информации по исполнению требований предписания.
28 ноября.2023 года в ответ на запрос в адрес Службы от ТСН «Щорса 64» поступило повторное обращение с жалобой на требования вышеуказанного Предписания (№ вх-14921 -019/-08).
То есть, на настоящий момент предписание незаконным не признано, ТСН «Щорса 64» оно не исполнено.
Суд, рассматривая дело, в том числе, в части исковых требований о перерасчете размера платы за отопление, с учетом содержания абзаца первого просительной части, приходит к выводу о том, что истец просит суд: произвести собственникам и пользователям помещений в МКД перерасчет за отопление за период с января 2023 года по дату вступления настоящего решения суда в законную силу, применив способ внесения платы за отопление - равномерно в течение календарного года.
Суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению, в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Порядок определения и начисления платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пп. "г" п. 31 Правил N 354, исполнитель коммунальных услуг обязан производить в установленном Правилами N 354 порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 и действовавшими до ДД.ММ.ГГГГ, размер платы за коммунальные услуги определялся равномерными платежами в течение календарного года.
Пункт 42 (1) Правил N 354, определяет два способа оплаты коммунальной услуги по отоплению: в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Как следует из п. 42 (2) названных Правил, способ оплаты коммунальной услуги по отоплению выбирается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении всех или некоторых муниципальных образований.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" установлено, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления (30.06.2016).
Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области принято решение об изменении способа осуществления оплаты коммунальной услуги по отоплению на способ оплаты в течение отопительного периода на территории городского округа Вичуга, Комсомольского муниципального района (за исключением Писцовского поселения), Родниковского городского поселения, Фурмановского муниципального района Ивановской области с начала отопительного периода 2019-2020 гг.
На территории остальных муниципальных образований Ивановской области, в том числе г. Кинешма сохраняется действующий способ оплаты отопления - равномерно в течение календарного года (Постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской обл. от ДД.ММ.ГГГГ N 222-н/1 "О способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории муниципальных образований Ивановской области").
Таким образом, оплата коммунальной услуги по отоплению должна вноситься потребителями - жителями <адрес> равномерно в течение календарного года.
В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
Таким образом, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года) вправе принять только органы государственной власти субъектов Российской Федерации; иные лица, в том числе исполнители коммунальных услуг, на изменение способа оплаты отопления не уполномочены.
До настоящего времени установленный в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, способ оплаты коммунальной услуги по отоплению ежемесячными равномерными платежами втечение календарного года - не изменялся.
Таким образом, доводы представителя ответчика Никогосян Г.С. о том, что способ оплаты коммунальной услуги по отоплению вправе утверждаться решением общего собрания членов Товарищества ТСН «Щорса 64», противоречит закону.
Согласно п. 42 (1) Правил N 354 в редакции, действующей с 01.01.2019, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3 (4) приложения N 2 к Правилам N 354 на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Формула 3 (4) приложения N 2 к Правилам N 354 определяет порядок расчета размера корректировки платы за отопление за предыдущий год.
Из указанных норм следует, что при способе оплаты отопления - равномерно в течение года, размер платы за отопление определяется исходя из среднемесячного объема тепловой энергии за предыдущий год, с произведением корректировки платы в следующем году, исходя из фактического объема потребления тепловой энергии за предыдущий год.
Как было указано выше, в ходе проведения проверки Службой государственной жилищной инспекции Ивановской области в отношении ТСН «Щорса 64» были выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами: ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пп. "г" п. 31, п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в редакции Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" - начисление платы за отопление в адрес жителей МКД в соответствии со способом, не действующим на территории <адрес> - в течение отопительного периода.
Ответчиком, в свою очередь, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не приведено доказательств того, что предлагаемый к применению способ начисления платы за услугу по отоплению (равномерно в течение календарного года, исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии за отопление за предыдущий год) приведет к нарушению прав членов ТСН «Щорса 64».
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
Разрешая доводы представителя ответчика ТСН «Щорса 64» о том, что истец не имел права на проведение проверки, и, соответственно, обращения с настоящим иском, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, и правил содержания общего имущества в многоквартирном доме данными лицами.
Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции Ивановской области, утвержденному постановлением Правительства Ивановской области от 18.09.2013 № 374-п, Государственная жилищная инспекция Ивановской области осуществляет региональный государственный жилищный надзор.
Ивгосжилинспекция, согласно указанного Положения, организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан и организаций, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок, анализирует содержание поступающих обращений, принимает меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, организаций.
Судом в ходе рассмотрения дела установлено нарушение прав жителей МКД по начислению платы за отопление данного многоквартирного дома.
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством (п. 4 ч. 2 ст. 90 Федерального Закона № 248-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 4 ч. 12 ст. 20 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
В соответствии с п. 6 ч. 12 ст. 20 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд о понуждении к исполнению предписания.
Таким образом, довод представителя ответчика не имеет в рассматриваемом случае юридического значения и не может быть основанием для отказа Ивгосжилинспекции в удовлетворении исковых требований, поскольку основанием для обращения в суд с настоящим иском наряду с п. 6 ч. 12 ст. 20 ЖК РФ, является п. 4 ч. 12 ст. 20 ЖК РФ, который предоставляет надзорному органу право на обращение в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
С учетом всего вышеизложенного, заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом того, что от уплаты государственной пошлины истец, будучи исполнительным органом государственной власти Ивановской области, в соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, с ответчика в доход бюджета городского округа Кинешма подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (№) - удовлетворить.
- обязать ТСН «Щорса 64» (№) устранить нарушения жилищного законодательства в содержании общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, а именно:
- произвести собственникам и пользователям помещений в МКД перерасчет за отопление за период с января 2023 года по дату вступления настоящего решения суда в законную силу, применив способ внесения платы за отопление - равномерно в течение календарного года;
- привести начисление платы за отопление в адрес жителей многоквартирного <адрес> в соответствии со способом выставления платы за отопление - равномерно в течение календарного года.
Взыскать с ТСН «Щорса 64» государственную пошлину в размере 6000 (Шесть тысяч) рублей в доход бюджета городского округа Кинешма.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме.
Председательствующий: Капустина Е.А.
Мотивированное решение составлено 06 июня 2024 года.