Решение по делу № 2а-6291/2021 от 12.05.2021

14RS0035-01-2021-009287-86

Дело № 2а-6291/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск                                                    23 июня 2021 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М.А., единолично, при секретаре Лукиной Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) к Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) о признании незаконными и отмене представления и предписания,

у с т а н о в и л :

Министерство образования и науки (далее – МОиН) Республики Саха (Якутия) обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований указывая, что административным ответчиком административному истцу выданы представление и предписание об устранении нарушений бюджетного законодательства сроком до ____ г. По мнению административного ответчика, административным истцом в ____ г. неправомерно осуществлена оплата поощрений на общую сумму 776 358 руб. 98 коп. лицам, которые не участвовали в достижении значений (уровней) показателей эффективности деятельности. Между тем Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2019 г. № 939дсп не содержит норм, определяющих, что его действие распространяется на отношения, возникшие до его постановления. Ссылаясь на нарушением своих прав и охраняемых законом интересов, административный истец просил отменить как незаконное выданное ему административным ответчиком представление от ___ и предписание от ___

В судебном заседании представитель административного истца МОиН Республики Саха (Якутия), извещенного надлежащим образом, не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило, о причинах неявки суд не уведомлен. С учетом мнения представителя административного ответчика, готовности дела к судебному разбирательству, непризнания явки представителя административного ответчика на судебное заседание обязательной, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Управления Федерального казначейства (далее – УФК) по Республике Саха (Якутия) Дохунаев М.Н. в судебном заседании с административным иском не согласился, просил в его удовлетворении отказать, ссылаясь на законность оспариваемых представления и предписания. Согласно письменному отзыву и объяснениям представителя в судебном заседании в ходе контрольных мероприятий МОиН Республики Саха (Якутия) не были представлены документы (пояснения), позволяющие определить степень влияния трудовой деятельности каждого должностного лица на выполнение показателей, закрепленных за Министерством, что отражено в акте камеральной проверки от ____ г. в соответствии с представленными проверке документами установлены факты распределения поощрения сотрудникам Министерства, не участвовавшим в достижении значений (уровней) показателей эффективности деятельности, закрепленных за Министерством, сотрудники были приняты на работу после отчетного периода для значения показателей, а именно после ____. Относительно времени действия Указа Главы Республики Саха (Якутия) пояснил, что период оценки показателей эффективности составлял 2018-2019 г.г., поощрение было также выплачено за этот период, в связи с чем данный Указ распространяется на данные отношения.

Заслушав объяснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административное исковое заявление поступило в суд 12 мая 2021 г., оспариваемые предписание и представление вынесены 12 февраля 2021 г., следовательно, трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Исходя из п. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания действий (бездействия), решений должностного лица, государственного органа незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав законных интересов административного истца.

При этом решение вопроса о признании незаконным действия (бездействия) должностного лица имеет своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что, признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из изложенного следует, что решение, принимаемое в пользу административного истца обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия) должностного лица и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2011 № 67н «Об утверждении Типового положения об Управлении Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)», п. п. 8.5(1), 9.22(1) Положения об Управлении Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия), утвержденным приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 № 316, УФК по Республике Саха (Якутия) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере.

Из материалов дела установлено, что на основании приказа УФК по Республике Саха (Якутия) от ___ в МОиН Республики Саха (Якутия) назначена плановая камеральная проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2019 г.

____ г. на имя министра образования и науки Республики Саха (Якутия) из УФК по Республике Саха (Якутия) был направлен запрос № ___ о представлении информации, документов, материалов и объяснений, необходимых для проведения контрольного мероприятия. В том числе были запрошены документы, подтверждающие выплаты поощрений должностным лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации или должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, за достижение показателей деятельности субъекта Российской Федерации.

Согласно материалами дела в период с ____ г. УФК по Республике Саха (Якутия) провело камеральную проверку МОиН Республики Саха (Якутия), тема проверки: «Проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», проверяемый период – ____ г.

По результатам проверки установлено, что административным истцом совершены нарушения бюджетного законодательства, выразившиеся в неправомерном осуществлении в ____ г. выплаты поощрения и страховых взносов за счет средств иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджетам за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации четырем должностным лицам, не участвовавшим в достижении субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей эффективности деятельности определенных Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2019 № 193.

В акте проверки зафиксировано нарушение п. 1 ст. 130, п. п. 3, 7 ч. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. п. 10, 14 и 15 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1614.

Общая сумма неправомерно выплаченных средств за счет средств иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджетам за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации составила 776 358 руб. 95 коп. (с учетом НДФЛ и страховых взносов), в том числе: ___

По итогам проверки в адрес МОиН Республики Саха (Якутия) выдано предписание от ___ об устранении в срок до ____ г. нарушений бюджетного законодательства в виде принятия мер по возмещению причиненного ущерба в связи с неправомерным использованием иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сумме 776 358 руб. 95 коп.

Также ____ г. в адрес административного истца внесено представление № ___ с предложениями в срок до ____. принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений, выразившихся в неправомерном использовании иных межбюджетных трансфертов в ____ г. из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации должностным лицам, не участвовавшим в достижении значений (уровней) показателей эффективности деятельности, определенных Указом № 193.

В соответствии с п. 1 ст. 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абз. абз. 3 - 5 ст. 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В силу положений п. п. 3, 7 ч. 1 ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Порядок предоставления и распределения указанных иных межбюджетных трансфертов в ____ г. в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с поощрением региональных управленческих команд за достижение субъектами Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 г. № 193, и (или) предоставлением иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам на поощрение муниципальных управленческих команд, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1614.

В п. п. 10, 14, 15 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1614, закреплены формулы определения размера иного межбюджетного трансферта g-го субъекта Российской Федерации за сводное значение оценки достижения субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности, а также формулы определения достижения установленного значения (уровня) i-го показателя g-м субъектом Российской Федерации в 2018 и 2019 г.г.

Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2019 г. № 939дсп утверждена методика распределения средств на поощрение региональных и муниципальных управленческих команд Республики Саха (Якутия) (приложение № 1), утвержден порядок поощрения региональных управленческих команд за достижение показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации (приложение № 2), а также утверждены правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов (городских округов) Республики Саха (Якутия) на поощрение муниципальных управленческих команд за содействие достижению показателей эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (приложение № 3).

Согласно п. 3 приложения № 2 к данному Указу под достижением показателя понимается степень соответствия фактического (прогнозного) значения показателя плановому значению за отчетный период. Показатель считается достигнутым в том случае, если его фактическое (прогнозное) значение соответствует плановым значениям либо превышает (для показателей, положительная динамика которых свидетельствует об улучшении уровня социально-экономического развития), либо ниже (для показателей, отрицательная динамика которых свидетельствует об улучшении уровня социально-экономического развития) установленного планового значения.

Пунктом 6 данного приложения № 2 к Указу предусмотрено, что поощрение выплачивается единовременно всем участникам управленческой команды на основании решения Главы Республики Саха (Якутия), исходя из результатов оценки их участия по достижению показателей.

Из материалов проверки следует, что приведенные нормы права административным истцом были нарушены при выплате поощрения четырем должностным лицам, принятым на работу после ____ г.: заместителю министра ФИО8 помощнику ФИО9 ведущему специалисту ФИО10, главному специалисту ФИО11

При этом запрошенные 28 ____ г. документы, подтверждающие выплаты поощрений данным должностным лицам, и также иные документы, свидетельствующие об уровне вклада каждого из них в достижение показателей эффективности за 2019 г., Министерством в УФК по Республике Саха (Якутия) представлены не были. Доказательств обратного административным истцом не представлено.

Из системного толкования положений Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2019 г. № 939дсп и приведенных выше нормативных правовых актов следует, что в данном Указе определен порядок поощрения должностных лиц управленческих команд за работу в ____ г.г.

При этом источником выплат поощрений являлись иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, распределенные между субъектами Российской Федерации во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 09.12.2019 № 2960-р «Об утверждении распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Таким образом, доводы административного истца о том, что данный Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 23.12.2019 № 939дсп не может распространяться на отношения, возникшие ранее его вступления в силу, не могут быть признаны обоснованными, поскольку базируются на неправильном толковании норм права.

Доказательств, опровергающих выводы, изложенные в акте проверки, административным истцом не представлено. Из установленных судом обстоятельств следует, что оспариваемые представление и предписание являются законными, вынесены в установленном порядке и сроки уполномоченным контрольным (надзорным) органом в установленном порядке, процедура и сроки проверки, внесения представления и предписания не нарушены.

Таким образом, административным истцом не доказано, что оспариваемым предписанием нарушаются его права, свободы или охраняемые законом интересы либо созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

При таких обстоятельствах административный иск подлежит оставлению без удовлетворения в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) к Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) о признании незаконными и отмене представления и предписания – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:                        п/п                                  М.А. Кузьмина

Копия верна:

Судья:                                                   М.А. Кузьмина

Секретарь:                                        Н.К. Лукина

Решение в окончательной форме изготовлено 01 июля 2021 г.

2а-6291/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство образования и науки РС(Я)
Ответчики
Управление Федерального Казначейства по РС(Я)
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Кузьмина Мария Алексеевна
Дело на странице суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
12.05.2021Регистрация административного искового заявления
13.05.2021Передача материалов судье
14.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.05.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2021Подготовка дела (собеседование)
07.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2021Судебное заседание
01.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее