Дело № 12-81/2019
РЕШЕНИЕ
город Иваново 10 декабря 2019 года
Судья Советского районного суда г.Иваново Андреева И.Д.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Волковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы генерального директора АО «Объединенные электрические сети» Смирнова Б.В. на постановление государственного инспектора труда ГИТ в Ивановской области Лисицыной К.М. от 13 марта 2019 года, постановление государственного инспектора труда ГИТ в Ивановской области Лисицыной К.М. от 29 июля 2019 года,
у с т а н о в и л а:
Явившемуся в судебное заседание защитнику Волковой Е.А. разъяснены процессуальные права, предусмотренные КоАП РФ. Отводов не заявлено. Устное ходатайство о приобщении к материалам дела документов удовлетворено. В удовлетворении устного ходатайства о допросе должностного лица ГИТ в Ивановской области, проводившего проверку в 2015 году, отказано, поскольку имеющихся в деле материалов достаточно для принятия решения по всем поставленным в жалобах вопросам. В удовлетворении письменных ходатайств отказано отдельным определением суда от 10.12.2019 года.
Государственным инспектором труда ГИТ в Ивановской области Лисицыной К.М. вынесены постановление от 13 марта 2019 года о привлечении должностного лица Смирнова Б.В. к административной ответственности по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей и постановление от 29 июля 2019 года о привлечении должностного лица Смирнова Б.В. к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Нарушения, выявленные в ходе внеплановой, выездной проверки и отраженные в постановлениях, выразились в следующем.
Постановлением от 13 марта 2019 года Смирнов Б.В. был признан виновным по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ в том, что в нарушение ст.212, 219, 221 ТК РФ в АО «Объединенные электрические сети» (далее – АО «ОЭС») электромонтеры ОВБ П.А.П., Н.С.Г., К.М.Г., В.С.В. не обеспечены положенными им СИЗ, а именно: курткой-накидкой из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами (1 на 2 года); курткой-рубашкой из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами (1 на 2 года); фуфайкой-свитером из термостойких материалов (1 на 2 года), предусмотренными п.85 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 апреля 2011 г. N 340н. Постановлением от 29 июля 2019 года Смирнов Б.В. был признан виновным по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ в том, что в нарушение ст.8, 212, 219, 221 ТК РФ в «Нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работников АО «ОЭС», утвержденных Приказом генерального директора Смирновым Б.В. от 09.01.2017 года №4, наименование СИЗ, установленных для электромонтеров ОВБ, не соответствуют наименованию СИЗ, предусмотренных п. 85 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 апреля 2011 г. N 340н.
Не согласившись с указанными постановлениями, Смирнов Б.В. обратился в Советский районный суд с жалобами на вышеуказанные постановления, просит признать их незаконными и отменить. Выражая несогласие с постановлением от 29.07.2019 года, указывает на существенное нарушение требований законодательства; на основании акта проверки от 22.02.2019 года уже был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, на основании которого вынесено постановление о прекращении производства по делу; составление нескольких протоколов влечет незаконное привлечение к двойной ответственности; материалы дела не содержат достаточных данных, свидетельствующих о фактическом обеспечении работников АО СИЗ, не соответствующими п.85 Типовых норм; материалы не содержат достаточных доказательств совершения именно Смирновым правонарушения; описательная часть постановления об отсутствии оснований для замены штрафа предупреждением не соответствует резолютивной части постановления.
Выражая несогласие с постановлением от 13.03.2019 года, указывает на следующее. Считает, что выводы, содержащиеся в постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; по делу подлежат применению положения ГОСТ Р 12.4234-2012 и Методические рекомендации по определению технических требований к комплектам для защиты от воздействия электрической дуги». При обеспечении работников АО «ОЭС» специальной одеждой, обувью, АО руководствуется требованиями ГОСТ Р 12.4234-2012, поскольку стандарт распространяется на одежду специальную, предназначенную для защиты электротехнического персонала от термических рисков электрической дуги и устанавливает технические требования и методы испытаний. Приобретение и обеспечение электромонтеров оперативно-выездной бригады такими средствами индивидуальной защиты как куртка-накидка из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами (1 на 2 года), куртка-рубашка из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами (1 на 2 года), фуфайка-свитер из термостойких материалов (1 на 2 года), валенки с резиновым низом (по поясам) в АО «ОЭС» не требуются. Применяемый в АО «ОЭС» уровень защиты комплекта превышает фактическое значение падающей энергии электрической дуги. Применение дополнительных элементов термостойкого комплекта в ОА не требуется, так как комплект для защиты от термических ожогов обеспечивает необходимый уровень защиты работников от ожогов второй степени, с учетом уровня защиты средств индивидуальной защиты от термического воздействия электрической дуги с суммарной предельной величиной падающей энергии, превышающей фактическую, обеспечивается приобретенным комплектом. В 2015 году в АО «ОЭС» была проведена плановая выездная проверка ГИТ в Ивановской области, по результатам которой выдано Предписание от 09.06.2015 года об обеспечении электромонтеров по эксплуатации распределительных сетей и электромонтеров ОВБ костюмом из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами, бельем нательным хлопчатобумажным или термостойким, перчатками трикотажными термостойкими, ботинками кожаными с защитным подноском для защиты от повышенных температур на термостойкой маслобензостойкой подошве, каской термостойкой с защитным щитком для лица с термостойкой окантовкой, подшлемником под каску; каких-либо замечаний, касающихся необходимости приобретения иных средств индивидуальной защиты, по итогам проведения проверки в 2015 году ГИТ высказано не было, что свидетельствовало о том, что объем приобретаемых в ОАО «Объединенные электрические сети» средств индивидуальной защиты соответствует требованиям законодательства РФ. В 2018 году ГИТ вновь была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой не были выявлены нарушения в части обеспечения и объема выдаваемых работникам средств индивидуальной защиты. В рамках расследования несчастного случая с электромонтером ОВБ нарушений законодательства со стороны АО «ОЭС» не выявлено. Кроме того, из обжалуемого постановления следует, что работники АО «ОЭС» в ходе проведения проверки опрошены не были. Временной промежуток, в течение которого допущено нарушение законодательства, выразившееся в ненадлежащем обеспечении работников АО средствами индивидуальной защиты, не установлен. В постановлении не отражен вопрос о наличии оснований для замены административного штрафа предупреждением, поскольку Смирнов Б.В. ранее к административной ответственности по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ не привлекался.
Жалобы на вышеуказанные постановления определением Советского районного суда г.Иваново от 03.10.2019 года были объединены в одно производство с присвоением делу единого номера 12-81/2019.
В судебном заседании защитник Волкова Е.А. поддержала жалобы по изложенным в них доводам, указав на то, что имеющиеся у электромонтеров средства индивидуальной защиты лучше защищают работников АО «ОЭС»; постановления вынесены незаконно, без учета всех значимых обстоятельств.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела Смирнов Б.В. в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении не заявлял. Его интересы в судебном заседании представляла защитник Волкова Е.А. При таких обстоятельствах, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.
Допрошенная в качестве свидетеля государственный инспектор труда в Ивановской области Лисицына К.М. показала, что поскольку мировым судьей было прекращено производство по делу об административном правонарушении по ч.5 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении Смирнова Б.В. был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ и вынесено постановление от 29 июля 2019 года. В данном постановлении в части указания даты вынесения постановления от 31.08.2019 года допущена техническая ошибка, ранее лицо подвергалось административной ответственности по постановлению от 31.08.2018 года.
Обсудив доводы жалоб, выслушав защитника, допросив свидетеля, изучив материалы объединенного дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса.
Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований трудового законодательства в соответствии с положениями ст.4.5 КоАП РФ составляет 1 год.
Данные положения закона не были приняты во внимание должностным лицом при вынесении постановления по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ от 29.07.2019 года.
Как следует из материалов дела «Нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам ОАО «ОЭС»» утверждены Приказом генерального директора Смирнова Б.В. 09 января 2017 года.
Таким образом, на момент проведения проверки, составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении срок давности привлечения генерального директора ОАО «ОЭС» к административной ответственности за данное нарушение трудового законодательства истек, следовательно, в вышеназванном постановлении от 29.07.2019 года не могут содержаться выводы должностного лица о виновности Смирнова Б.В. в нарушении указанных требований.
Частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) работодатель, в том числе обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Статьей 221 ТК РФ установлено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
В соответствии с п. 85 «Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 апреля 2011 года № 340н (далее - Типовые нормы), для электромонтеров ОВБ предусмотрена бесплатная выдача средств индивидуальной защиты, в частности:
- куртка-накидка из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами (1 на 2 года);
- куртка – рубашка из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами (1 на 2 года);
- фуфайка – свитер из термостойких материалов (1 на 2 года).
Указанные СИЗ входят в комплект для защиты от термических рисков электрической дуги и являются его неотъемлемой составной частью, относятся ко второму классу защиты согласно Приложения №4 к техническому регламенту таможенного союза о безопасности индивидуальной защиты (ТР/ТС 019/20110).
Указанным пунктом Типовых норм предусмотрены также дополнительные СИЗ, необходимость выдачи которых устанавливается работодателем исходя из условий выполняемых работником работ и действующих на них вредных и (или) опасных факторов. При этом работодатель обязан предусмотреть средства индивидуальной защиты от всех действующих на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.
Выводы должностного лица о виновности Смирнова Б.В. в необеспечении электромонтеров ОВБ П.А.П., Н.С.Г., К.М.Г., В.С.В. положенными им СИЗ, а именно: курткой-накидкой из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами (1 на 2 года); курткой-рубашкой из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами (1 на 2 года); фуфайкой-свитером из термостойких материалов (1 на 2 года) основаны на достаточной совокупности доказательств, в том числе на протоколе об административном правонарушении, акте проверки от 22.02.2019 года, «Нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам АО «ОЭС».
Приказом ОАО «ОЭС» «О порядке обеспечения средствами защиты» №4 от 09.01.2017 года утверждены «Нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам указанного АО», в том числе, электромонтерам оперативно-выездной бригады. Наименование СИЗ, установленных для электромонтеров ОВБ АО «ОЭС», утвержденных указанным выше Приказом №4 от 09.01.2017 года, не соответствуют наименованиям СИЗ, содержащихся в пункте 85 Типовых норм, следовательно, электромонтеры ОВБ П,Н,К,В не были обеспечены положенными им вышеприведенными средствами индивидуальной защиты.
Доводы жалобы о соответствии средств индивидуальной защиты электромонтеров ОВБ АО «ОЭС» требованиям ГОСТ Р 12.4234-2012 «Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная для защиты от термических рисков электрической дуги. Общие технические требования и методы испытаний» и Методическим рекомендациям по определению технических требований к комплектам для защиты от воздействия электрической дуги» не могут быть приняты во внимание, поскольку не дают оснований для обеспечения электромонтеров АО средствами в меньшем объеме, чем предусмотрено п.85 Типовых норм. Кроме того, необходимо учитывать, что электромонтеры ОВБ подвержены не только термическим рискам электрической дуги, но и рискам переохлаждения в зимний период и дождливую погоду, и работодатель обязан предусмотреть средства индивидуальной защиты от всех действующих на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.
Необходимость в допросе электромонтеров ОВБ у должностного лица административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении отсутствовала, поскольку собранная по делу совокупность доказательств являлась достаточной для принятия решения по существу.
Доводы жалобы о том, что операторы ОВБ АО «ОЭС» обеспечены средствами индивидуальной защиты, улучшающими по сравнению с Типовыми нормами защиту работников, являются несостоятельными ввиду следующего.
Исходя из положений ст. 221 ТК РФ, пунктов 6,7 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 года № 290н, работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
В материалах дела, материалах проверки сведения о том, что действующие в АО «Нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам указанного АО» были установлены с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, отсутствуют, и не представлено таковых в ходе производства по делу.
Кроме того, суд отмечает, что выданное АО «ОЭС» по итогам проверки предписание от 22 февраля 2019 года об устранении выявленных нарушений, содержащее в том числе, требование об обеспечении электромонтеров ОВБ П.А.П., Н.С.Г., К.М.Г., В.С.В. положенными им в соответствии с п.85 Типовых норм СИЗ, а именно: курткой-накидкой из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами (1 на 2 года); курткой-рубашкой из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами (1 на 2 года); фуфайкой-свитером из термостойких материалов (1 на 2 года), решением Советского районного суда г.Иваново от 15 апреля 2019 года оставлено в силе.
Доводы жалобы о том, что по результатам проведения ГИТ в Ивановской области проверок в 2015 и 2018 годах отсутствовали замечания по вопросам обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, выводы обжалуемого постановления от 13.03.2019 года не опровергают. Пункт 5 Предписания от 09.06.2015 года не свидетельствует о том, что у электромонтеров ОВБ отсутствовали СИЗ: куртка-накидка из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами, куртка-рубашка из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами, фуфайка-свитер из термостойких материалов.
Время совершения административного правонарушения, являвшегося длящимся бездействием, определено верно. Факт нарушения был выявлен в результате проведенной ГИТ проверки 22 февраля 2019 года.
Оснований для применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ должностным лицом административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено верно. Привлечение к административной ответственности впервые не является безусловным основанием для применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ.
В соответствии с п.п. 1 и 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, может быть вынесено, в частности, одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения; об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При указанных выше обстоятельствах, постановление государственного инспектора труда ГИТ в Ивановской области Лисицыной К.М. от 29 июля 2019 года о привлечении должностного лица Смирнова Б.В. к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ в виде предупреждения, следует отменить, производство по делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ; постановление государственного инспектора труда ГИТ в Ивановской области Лисицыной К.М. от 13 марта 2019 года о привлечении должностного лица Смирнова Б.В. к административной ответственности по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей оставить без изменения.
Безусловных оснований к отмене постановления государственного инспектора труда ГИТ в Ивановской области Лисицыной К.М. от 13 марта 2019 года не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 и 30.7 КоАП РФ, судья
Р е ш и л а:
Жалобы генерального директора АО «Объединенные электрические сети» удовлетворить частично.
Постановление государственного инспектора труда ГИТ в Ивановской области Лисицыной К.М. от 29 июля 2019 года о привлечении Смирнова Б.В. к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ в виде предупреждения отменить, производство по делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Постановление государственного инспектора труда ГИТ в Ивановской области Лисицыной К.М. от 13 марта 2019 года о привлечении Смирнова Б.В. к административной ответственности по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей оставить без изменения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья: И.Д. Андреева