Решение по делу № 2-3694/2024 от 13.08.2024

Дело № 2-3694/2024

УИД: 26RS0003-01-2024-004467-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2024 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> края, в составе: председательствующего судьи Кузнецовой Н.М.,

при секретаре судебного заседания Панасенко П.А.,

с участием представителя истца прокурора <адрес> – помощника прокурора Гуськовой М.А.,

представителя ответчика МБОУ Гимназия им.ФИО2 на основании приказа и.о.директора Штанько А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Гимназия им.ФИО2 <адрес>, Комитет образования администрации <адрес> (третьи лица: администрация <адрес>, Министерство финансов <адрес>, Комитет финансов и бюджета администрации <адрес>) об обязании установить одну индукционную систему,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в Октябрьский районный суд <адрес> с иском к МБОУ Гимназия им.ФИО2 <адрес>, Комитет образования администрации <адрес> об обязании МБОУ Гимназия им. ФИО2 <адрес> направить в комитет образования администрации <адрес> в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке одной индукционной системы; обязании комитет образования администрации <адрес> направить поступившую от МБОУ Гимназия им. ФИО2 <адрес> заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке одной индукционной системы в администрацию <адрес>; обязании комитет образования администрации <адрес> в течение 10 дней со дня поступления средств дополнительного финансирования выделить МБОУ Гимназия им. ФИО2 <адрес> денежные средства на установку одной индукционной системы; обязании МБОУ Гимназия им. ФИО2 <адрес> в течение 3 месяцев после выделения денежных средств установить одну индукционную систему.

В обосновании исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства по обеспечению инвалидов на доступную среду для их жизнедеятельности в образовательных организациях, расположенных на территории <адрес>. Установлено, что в МБОУ Гимназия им. ФИО2 <адрес> указанные требования законодательства исполняются ненадлежащим образом. В разделе 6 «Дополнительная информация» в паспорте национального проекта «Образование» утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от ДД.ММ.ГГГГ ), в ДД.ММ.ГГГГ гг. планируется осуществить комплекс мероприятий, направленных на создание равных условий в социализации, развитии творческого потенциала, в том числе молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам. В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе: надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика. Положениями пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к компетенции образовательной организации относятся: материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. Во исполнение вышеуказанных требований законодательства Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи. Подпунктом «г» пункта 4 названного Порядка предписано, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования обеспечивается создание инвалидам таких условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами как наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что МБОУ Гимназия им. ФИО2 <адрес> ни одной индукционной системой не оборудовано. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском в суд.

Представитель истца прокурора <адрес> -помощник прокурора Гуськова М.А. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика МБОУ Гимназия им.ФИО2 на основании приказа и.о.директора Штанько А.А. в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, просил отказать в полном объеме. Пояснил, что в Гимназии нет учеников и педагогов с нарушением слуха, в связи с чем, нет необходимости установки такого оборудования.

Представитель ответчика Комитета образования администрации <адрес>, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания в суд не явился, о причинах неявки, которые могут быть признаны судом уважительными, не уведомил, заявлений, ходатайств не поступило.

Представитель третьего лица Министерство финансов <адрес>, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания в суд не явился, поступили письменные пояснения по делу с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители третьих лиц администрации <адрес>, Комитета финансов и бюджета администрации <адрес>, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания в суд не явились, о причинах неявки, которые могут быть признаны судом уважительными, не уведомили, заявлений, ходатайств не поступило.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по имеющимся материалам дела.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по данному гражданскому делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Положениями статей 41 и 43 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей в числе прочего являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушения прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

В силу положений, содержащихся в пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В части 7 статьи 28 этого же Федерального закона указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Статья 7 Конституции гласит, что Российская Федерации – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационного-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе: надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Во исполнение вышеуказанных требований законодательства Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

Подпунктом «г» пункта 4 названного Порядка предписано, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования обеспечивается создание инвалидам таких условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательством и иными нормативными правовыми актами как наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающий аппаратуры.

Как следует из материалов дела и установлено судом, то прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства по обеспечению инвалидов на доступную среду для их жизнедеятельности в образовательных организациях, расположенных на территории <адрес>.

Установлено, что в МБОУ Гимназия им. ФИО2 <адрес> указанные требования законодательства исполняются ненадлежащим образом.

Проведенной проверкой установлено, что МБОУ Гимназия им. ФИО2 <адрес> одной индукционной системой не оборудовано.

Согласно ч.1 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами, развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей, интеграцию в общество (ч.2 ст.19 данного федерального закона).

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (пункт 1 части 5 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ).

Приказом Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ , далее - Порядок).

В соответствии с разделом III Порядка предусмотрены особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья (п. 28 - 31).

В соответствии с п. 29 указанного Порядка, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или отдельных Организациях. Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования совместно с другими обучающимися.

Согласно п. 28 указанного Порядка под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных учебников, учебных пособий, специальных технических средств коллективного и индивидуального пользования.

В том же пункте раздела III Порядка предусмотрена ссылка на приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи", предусматривающий оборудование помещений образовательных организаций, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой. Применительно к ссылке на приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ отмечено, что Правила доступности Организаций, реализующих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, определяются порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

Согласно п. 30, 31 указанного Порядка, утвержденного Приказом Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья: для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации (подп. "б"); для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья создаются: условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (п. 31).

Согласно п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Как следует из пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального округа.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В силу статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании вышеизложенного, учитывая, что в настоящее время приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , предусматривающий оборудование помещений образовательных организаций, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, не отменен, Гимназия относится к общей категории общеобразовательных учреждений, в которых в обязательном порядке подлежит установка данной системы, то суд приходит к выводу об обязании МБОУ Гимназия им.ФИО2 <адрес> направить в комитет образования администрации <адрес> в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке одной индукционной системы и обязании в течение 3 месяцев после выделения денежных средств установить одну индукционную систему, поскольку не оборудование соответствующего помещения индукционной системой препятствует возможности ознакомления инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья с оказываемыми образовательным учреждением услугами, а также получению услуг наравне с другими лицами, что создает дискриминационные условия.

Следовательно, удовлетворению подлежат также требования об обязании комитет образования администрации <адрес> направить поступившую от МБОУ Гимназия им. ФИО2 <адрес> заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке одной индукционной системы в администрацию <адрес>, являющуюся уполномоченным на выделение денежных средств на материально-техническое обеспечение образовательных организаций органом местного самоуправления и обязании в течение 10 дней со дня поступления средств дополнительного финансирования выделить МБОУ Гимназия им. ФИО2 <адрес> денежные средства на установку одной индукционной системы.

Таким образом, исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Иск прокурора <адрес> Коваленко М.А. - удовлетворить.

Обязать МБОУ Гимназия им. ФИО2 <адрес> направить в комитет образования администрации <адрес> в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке одной индукционной системы.

Обязать комитет образования администрации <адрес> направить поступившую от МБОУ Гимназия им. ФИО2 <адрес> заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке одной индукционной системы в администрацию <адрес>.

Обязать комитет образования администрации <адрес> в течение 10 дней со дня поступления средств дополнительного финансирования выделить МБОУ Гимназия им. ФИО2 <адрес> денежные средства на установку одной индукционной системы.

Обязать МБОУ Гимназия им. ФИО2 <адрес> в течение 3 месяцев после выделения денежных средств установить одну индукционную систему.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течении одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 25.10.2024.

Судья подпись Н.М. Кузнецова

Дело № 2-3694/2024

УИД: 26RS0003-01-2024-004467-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2024 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> края, в составе: председательствующего судьи Кузнецовой Н.М.,

при секретаре судебного заседания Панасенко П.А.,

с участием представителя истца прокурора <адрес> – помощника прокурора Гуськовой М.А.,

представителя ответчика МБОУ Гимназия им.ФИО2 на основании приказа и.о.директора Штанько А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Гимназия им.ФИО2 <адрес>, Комитет образования администрации <адрес> (третьи лица: администрация <адрес>, Министерство финансов <адрес>, Комитет финансов и бюджета администрации <адрес>) об обязании установить одну индукционную систему,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в Октябрьский районный суд <адрес> с иском к МБОУ Гимназия им.ФИО2 <адрес>, Комитет образования администрации <адрес> об обязании МБОУ Гимназия им. ФИО2 <адрес> направить в комитет образования администрации <адрес> в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке одной индукционной системы; обязании комитет образования администрации <адрес> направить поступившую от МБОУ Гимназия им. ФИО2 <адрес> заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке одной индукционной системы в администрацию <адрес>; обязании комитет образования администрации <адрес> в течение 10 дней со дня поступления средств дополнительного финансирования выделить МБОУ Гимназия им. ФИО2 <адрес> денежные средства на установку одной индукционной системы; обязании МБОУ Гимназия им. ФИО2 <адрес> в течение 3 месяцев после выделения денежных средств установить одну индукционную систему.

В обосновании исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства по обеспечению инвалидов на доступную среду для их жизнедеятельности в образовательных организациях, расположенных на территории <адрес>. Установлено, что в МБОУ Гимназия им. ФИО2 <адрес> указанные требования законодательства исполняются ненадлежащим образом. В разделе 6 «Дополнительная информация» в паспорте национального проекта «Образование» утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от ДД.ММ.ГГГГ ), в ДД.ММ.ГГГГ гг. планируется осуществить комплекс мероприятий, направленных на создание равных условий в социализации, развитии творческого потенциала, в том числе молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам. В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе: надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика. Положениями пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к компетенции образовательной организации относятся: материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. Во исполнение вышеуказанных требований законодательства Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи. Подпунктом «г» пункта 4 названного Порядка предписано, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования обеспечивается создание инвалидам таких условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами как наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что МБОУ Гимназия им. ФИО2 <адрес> ни одной индукционной системой не оборудовано. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском в суд.

Представитель истца прокурора <адрес> -помощник прокурора Гуськова М.А. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика МБОУ Гимназия им.ФИО2 на основании приказа и.о.директора Штанько А.А. в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, просил отказать в полном объеме. Пояснил, что в Гимназии нет учеников и педагогов с нарушением слуха, в связи с чем, нет необходимости установки такого оборудования.

Представитель ответчика Комитета образования администрации <адрес>, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания в суд не явился, о причинах неявки, которые могут быть признаны судом уважительными, не уведомил, заявлений, ходатайств не поступило.

Представитель третьего лица Министерство финансов <адрес>, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания в суд не явился, поступили письменные пояснения по делу с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители третьих лиц администрации <адрес>, Комитета финансов и бюджета администрации <адрес>, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания в суд не явились, о причинах неявки, которые могут быть признаны судом уважительными, не уведомили, заявлений, ходатайств не поступило.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по имеющимся материалам дела.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по данному гражданскому делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Положениями статей 41 и 43 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей в числе прочего являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушения прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

В силу положений, содержащихся в пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В части 7 статьи 28 этого же Федерального закона указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Статья 7 Конституции гласит, что Российская Федерации – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационного-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе: надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Во исполнение вышеуказанных требований законодательства Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

Подпунктом «г» пункта 4 названного Порядка предписано, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования обеспечивается создание инвалидам таких условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательством и иными нормативными правовыми актами как наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающий аппаратуры.

Как следует из материалов дела и установлено судом, то прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства по обеспечению инвалидов на доступную среду для их жизнедеятельности в образовательных организациях, расположенных на территории <адрес>.

Установлено, что в МБОУ Гимназия им. ФИО2 <адрес> указанные требования законодательства исполняются ненадлежащим образом.

Проведенной проверкой установлено, что МБОУ Гимназия им. ФИО2 <адрес> одной индукционной системой не оборудовано.

Согласно ч.1 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами, развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей, интеграцию в общество (ч.2 ст.19 данного федерального закона).

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (пункт 1 части 5 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ).

Приказом Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ , далее - Порядок).

В соответствии с разделом III Порядка предусмотрены особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья (п. 28 - 31).

В соответствии с п. 29 указанного Порядка, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или отдельных Организациях. Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования совместно с другими обучающимися.

Согласно п. 28 указанного Порядка под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных учебников, учебных пособий, специальных технических средств коллективного и индивидуального пользования.

В том же пункте раздела III Порядка предусмотрена ссылка на приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи", предусматривающий оборудование помещений образовательных организаций, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой. Применительно к ссылке на приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ отмечено, что Правила доступности Организаций, реализующих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, определяются порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

Согласно п. 30, 31 указанного Порядка, утвержденного Приказом Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья: для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации (подп. "б"); для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья создаются: условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (п. 31).

Согласно п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Как следует из пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального округа.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В силу статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании вышеизложенного, учитывая, что в настоящее время приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , предусматривающий оборудование помещений образовательных организаций, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, не отменен, Гимназия относится к общей категории общеобразовательных учреждений, в которых в обязательном порядке подлежит установка данной системы, то суд приходит к выводу об обязании МБОУ Гимназия им.ФИО2 <адрес> направить в комитет образования администрации <адрес> в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке одной индукционной системы и обязании в течение 3 месяцев после выделения денежных средств установить одну индукционную систему, поскольку не оборудование соответствующего помещения индукционной системой препятствует возможности ознакомления инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья с оказываемыми образовательным учреждением услугами, а также получению услуг наравне с другими лицами, что создает дискриминационные условия.

Следовательно, удовлетворению подлежат также требования об обязании комитет образования администрации <адрес> направить поступившую от МБОУ Гимназия им. ФИО2 <адрес> заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке одной индукционной системы в администрацию <адрес>, являющуюся уполномоченным на выделение денежных средств на материально-техническое обеспечение образовательных организаций органом местного самоуправления и обязании в течение 10 дней со дня поступления средств дополнительного финансирования выделить МБОУ Гимназия им. ФИО2 <адрес> денежные средства на установку одной индукционной системы.

Таким образом, исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Иск прокурора <адрес> Коваленко М.А. - удовлетворить.

Обязать МБОУ Гимназия им. ФИО2 <адрес> направить в комитет образования администрации <адрес> в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке одной индукционной системы.

Обязать комитет образования администрации <адрес> направить поступившую от МБОУ Гимназия им. ФИО2 <адрес> заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке одной индукционной системы в администрацию <адрес>.

Обязать комитет образования администрации <адрес> в течение 10 дней со дня поступления средств дополнительного финансирования выделить МБОУ Гимназия им. ФИО2 <адрес> денежные средства на установку одной индукционной системы.

Обязать МБОУ Гимназия им. ФИО2 <адрес> в течение 3 месяцев после выделения денежных средств установить одну индукционную систему.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течении одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 25.10.2024.

Судья подпись Н.М. Кузнецова

2-3694/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Октябрьского района г. Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Комитет образования администрации г. Ставрополя
МБОУ Гимназия №12 им. Белоконя В.Э. г. Ставрополя
Другие
Комитет финансов и бюджета администрации г. Ставрополя
Министерство финансов Ставропольского края
Администрация г. Ставрополя
Суд
Октябрьский районный суд г. Ставрополя
Судья
Кузнецова Наталья Михайловна
Дело на странице суда
oktyabrsky.stv.sudrf.ru
13.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.08.2024Передача материалов судье
16.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2024Подготовка дела (собеседование)
10.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2024Судебное заседание
25.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее