Судья – Байметов А.А. № 2-2517/2022
(суд первой инстанции)
№ 33-3335/2022
(суд апелляционной инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 декабря 2022 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Григоровой Ж.В.
судей Донсковой М.А. и Анашкина И.А.
при секретаре судебного заседания Бойко Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солоповой С. В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, понуждении установить пенсию с момента обращения за ней, по апелляционной жалобе Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Донсковой М.А., судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда
установила:
Солопова С.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, понуждении установить пенсию с момента обращения за ней.
Требования обоснованы тем, что 12.05.2022 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, как матери, воспитавшей ребёнка-инвалида до 8-летнего возраста.
Однако, решением № 52284/22 от 10.06.2022 в назначении пенсии истцу было отказано, в связи с отсутствием выписки из акта освидетельствования о признании Солопова А.С. ребенком -инвалидом (инвалидом с детства), выдаваемой в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Указанное решение истец считает незаконным, поскольку все необходимые документы ею были представлены, просила суд назначить ей страховую пенсию по старости с 12.05.2022.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 12 сентября 2022 года иск удовлетворен:
- признано незаконным и отменено решение государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю (ИНН 7706808515) № 52284/22 от 10.06.2022 об отказе Солоповой С. В. (паспорт гражданина РФ 0914 321589) в установлении (назначении) страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
- на ГУ – ОПФ РФ по <адрес> назначить Солоповой С.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с указанным решением, ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда.
В обоснование поданной апелляционной жалобы указано, что суд пришел к неверному выводу о том, что подтверждением статуса ребенок -инвалид до 18 лет являются справки, выданные медицинскими учреждениями, поскольку в соответствии с Перечнем №н, таким подтверждающим документом является выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемая федеральным учреждением медико -социальной экспертизы. Истец была уведомлена о необходимости предоставления документа, подтверждающего, что ее ребенок являлся инвалидом, однако, документ не предоставлен. Апеллянт указывает, что в нарушение действующего законодательства и отсутствия заключения учреждения медико -социальной экспертизы, суд подменил документ медико-социальной экспертной комиссии, признавая в решении Солопова А.С. как инвалида с детства на основании удостоверения серии ААБ № от ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что Отделением ПФ было принято решение об отказе в установлении (назначении) страховой пенсии по старости в связи с отсутствием документов, подтверждающих инвалидность Солопова А., 1992 г.р.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю Сошкина Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.
Истец Солопова С.В. в судебное заседание не явилась, обеспечила явку своего представителя Юникова А.В., который в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, полагал обжалуемое решение законным и обоснованным.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит основания для отмены решения суда как постановленного с соблюдением требований норм материального права, по следующим основаниям.
Судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ Солопова С.В. обратилась в государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
К заявлению были предоставлены: трудовая книжка серии БТ-II № 2901411 от 08.09.1987, справка от 08.04.2022 № 25/22А, архивная справка от 02.02.2022 № 263, удостоверение серии ААБ № 058937 от 10.04.2009, дубликат сведений из истории развития ребенка, выданных ГБ № 5 «Центр охраны здоровья матери и ребенка».
Решением ответчика от 10.06.2022 № 52284/22 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с не предоставлением выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Разрешая заявленные требования, проанализировав предоставленные суду доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального конституционного закона от 21.04.2014 года № 6-ФКЗ, суд пришел к выводу, что на территориях Республики Крым и города Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, в связи с чем удовлетворил требования истца.
Судебная коллегия в целом с выводами суда первой инстанции соглашается.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии, в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях.
Пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.
Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года N 958н (действовавшим на момент обращения истца с заявлением об установлении пенсии), утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, согласно пункту 12 которого для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие, что ребенок признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом (пункт 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В ст. 1 Федерального закона № 181-ФЗ указано, что признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022г. № 588 «О признании лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом (далее – Правила).
В пункте 1 Правил указывается, что признание лица инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (далее - бюро).
Вместе с тем, в силу ст. 12 Федерального закона от 22.12.2014 № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» с 1 января 2015 года проведение медико-социальной экспертизы граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». При предоставлении с 1 января 2015 года мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации, гражданам, имеющим I, II или III группу инвалидности либо категорию "ребенок-инвалид", которые установлены в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014 года включительно, указанные группы и категория считаются эквивалентными соответственно I, II и III группам инвалидности либо категории "ребенок-инвалид", установленным законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, до проведения очередного освидетельствования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Тождество формулировок причин инвалидности, предусмотренных законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014 года включительно, формулировкам причин инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты.
В силу ст. 12 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.03.2014 № 6-ФКЗ, в соответствии с которой на территории города федерального значения Севастополя действуют документы, выданные государственными органами Украины, подтверждающие право на получение пенсий, пособий, иных видов социальных выплат без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, ст. 12 Федерального закона от 22.12.2014 № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Письменными материалами дела установлено, что истец является матерью Солопова А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно справке по месту жительства (регистрации) от ДД.ММ.ГГГГ, Солопова С.В. и ее сын Солопов А.С. с ДД.ММ.ГГГГ совместно проживали по адресу: <адрес>, пр-кт. Генерала Острякова, <адрес>.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ выданной заведующим 2 педиатрическим отделением Поликлиники № ДМЦ ГДУЗ С «Горбольница №-«ЦОЗМиР» Солопов А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являлся ребенком -инвалидом с ДД.ММ.ГГГГ до достижения 18 лет.
Факт установления Солопову А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., инвалидности, также подтверждается заключением врачебной комиссии городской больницы № <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой выданной «Городской больницей № – Центр охраны и здоровья матери ребенка», сведениями из истории болезни ребенка, удостоверением серии ААБ № от ДД.ММ.ГГГГ на имя Солоповой С.В., где отражены сведения о выплате социальной помощи ребенку-инвалиду до 18 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции о том, что выданное Солоповой С.В. удостоверение серии ААБ № от ДД.ММ.ГГГГ и представленные справки являются надлежащими доказательствами, подтверждающими статус Солопова А.С. как инвалида с детства, является надлежащим доказательством, подтверждающим право истца на назначение досрочной страховой пенсии о старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", являются обоснованными.
Так же судебная коллегия учитывает, что Солопов А.С. имел статус ребенка инвалид до 18 лет, то есть до 2010г. на территории Украины, в связи с чем в настоящее время подтвердить статус «ребенка инвалида», которое он имел до 2010г., по нормам российского законодательства, лишен возможности.
Учитывая, что имеющимися в материалах дела доказательствами и материалами выплатного дела подтверждается, что истец осуществляла уход за ребенком-инвалидом, выводы суда первой инстанции о наличии у истца права на назначение пенсии по ч. 1 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения с заявлением о назначении пенсии – с 12.05.2022 являются обоснованными, а доводы апелляционной жалобы об отсутствии у истца такого права, подлежащими отклонению.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 12 сентября 2022 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю, без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Ж.В. Григорова
Судьи: М.А. Донскова
И.А. Анашкина