Дело № 5-8/2019
24RS0051-01-2019-000150-80
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
с. Тасеево 11 июля 2019 года
Судья Тасеевского районного суда Красноярского края ГУРОЧКИНА И.Р.,
с участием старшего помощника прокурора Тасеевского района КОРШУНОВОЙ О.А., действующей по распоряжению прокурора Тасеевского района,
при секретаре ТИТОВОЙ А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении
ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «РАССВЕТ», ОГРН №, ИНН №, КПП №, юридический адрес: г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 18, пом. 7, офис 318, каб. 29, ранее не привлекавшего к административной ответственности, обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
14 мая 2019 года было выявлено, что ООО «Рассвет» осуществляет накопление отходов лесопиления и иных отходов на почве земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, без каких-либо ёмкостей, навесов, на необорудованной в соответствии с требованиями природоохранного законодательства Российской Федерации площадке, чем нарушил статьи 1, 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статью 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункт 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 года № 80; паспорта на опасные отходы, образующиеся в ходе производственной деятельности, ООО «Рассвет» не составлены, их копии в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности не направлены, чем ООО «Рассвет» нарушило п. 7 Правил проведения паспортизации отходов I – IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I – IV классов опасности»; осуществляя деятельность в области обращения с отходами ООО «Рассвет» учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов в истекшем периоде 2019 года не вело, чем ООО «Рассвет» нарушены ч.1, ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Порядок учета в области обращения отходами, утвержденный приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения отходами», приказ Росстата от 10 августа 2017 года № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления».
В судебном заседании старший помощник прокурора Тасеевского района Коршунова О.А. пояснила, что в ходе проведенной проверки деятельности ООО «Рассвет» были выявлены нарушения общество с ограниченной ответственностью требований законодательства, о чем были составлены соответствующие документы.
В судебном заседании представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ООО «Рассвет» Хаконов А.А., действующий на основании доверенности, вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, признал полностью и пояснил, что указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении нарушения действительно имели место быть, но в настоящее время ими проводится работа по их устранению.
В судебное заседание представитель министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела не явился, согласно поступившей телефонограммы главного специалиста – государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Васильевой Н.В., она просит рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края. Учитывая указанные обстоятельства, а также принимая во внимание согласие участников на рассмотрение дела в отсутствие представителя министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, судья полагает возможным рассмотреть дело без его участия.
Выслушав участников, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам:
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются, в том числе, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Положениями статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регламентировано, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами. В соответствии со ст. 1 вышеуказанного Федерального закона обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 года № 80 (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2003 года № 4526) при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
В силу положений ч.3 ст.14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I – IV классов опасности.
В соответствии с п. 4 Правил проведения паспортизации отходов I – IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I – IV классов опасности» паспорт составляется юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I – IV классов опасности.
Положениями п. 7 указанных Правил установлено, что на отходы I – IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712. Копия паспорта, заверенного юридическим лицом, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности юридическим лицом способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами – федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны предоставлять отчетность в порядке и сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в пределах своей компетенции.
В соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения отходами» учету подлежат все виды отходов I – IV классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом за учетный период.
Согласно приказа Росстата от 10 августа 2017 года № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» определены сроки и форма предоставления отчета по форме 2 ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».
При этом в судебном заседании установлено, что лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ООО «Рассвет» вышеуказанные требования законодательства в области обращения с отходами не соблюдаются, что подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств, а именно:
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 14 мая 2019 года, составленного прокурором Тасеевского района Красноярского края Алексеенко С.С. в присутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ООО «Рассвет» Хаконовой Е.В., из которого следует, что прокуратурой Тасеевского района во исполнение п. 8 плана работы межведомственной рабочей группы по охране окружающей среды и природопользования на 1 полугодие 2019 года проведена проверка исполнения ООО «Рассвет» требований законодательства об отходах производства и потребления при осуществлении производственной деятельности на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлен факт несоблюдения ООО «Рассвет» экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства;
- справкой о результатах проверки соблюдения законодательства, в том числе, об отходах производства и потребления ООО «Рассвет» с фототаблицей к нему от 14 мая 2019 года, из которой следует, что старшим помощником прокурора Тасеевского района Коршуновой О.А. с участием <должность 1> ФИО1., <должность 2> ФИО2, государственного <должность 3> ФИО3., <должность 4> ФИО4 во исполнение п. 8 плана работы межведомственной рабочей группы по охране окружающей среды и природопользования на 1 полугодие 2019 года проведена проверка исполнения ООО «Рассвет» требований законодательства, в том числе, об отходах производства и потребления при осуществлении производственной деятельности на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что на территории расположены: хозяйственное сооружение, цеха лесопиления, фронтальный погрузчик, лесоматериалы круглые объемом 300 куб.м, пиломатериалы объемом 200 куб.м. На земельном участке на почве размещены горбыль из натуральной чистой древесины, рейка из натуральной чистой древесины, опилки, кора древесная, щепа и иные отходы лесопиления; фильтр отработанный; отходы потребления в виде использованных пластиковых бутылок; отработанная автомобильная камера. В ходе проверки документы, подтверждающие ведение учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; паспорта на опасные отходы не представлены;
- договором субаренды земельного участка № 10/01/19 от 10 января 2019 года, из которого следует, что ООО «Рассвет» является субарендатором земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, срок действия договора установлен с момента подписания на 11 месяцев;
- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Рассвет», из которой следует, что ООО «Рассвет» зарегистрирован в качестве юридического лица 24 декабря 2018 года, осуществляет основной вид деятельности – 02.20 - «Лесозаготовки».
Исследованные и оцененные судом доказательства в их совокупности достоверно свидетельствуют о том, что лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства. ООО «Рассвет» также не отрицается, что им были допущены указанные нарушения требований законодательства. Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении судом установлено, что у ООО «Рассвет» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. С учетом изложенных обстоятельств судья приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Рассвет» состава административного правонарушения.
Действия общества с ограниченной ответственностью «Рассвет» надлежит квалифицировать по ст. 8.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 года № 226-ФЗ) как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.
При назначении ООО «Рассвет» наказания судья учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, судья в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ признает: полное признание вины; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судья в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ не усматривает.
Учитывая характер административного правонарушения, совершенного в области охраны окружающей среды и природопользования, принимая во внимание, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а также учитывая, что ООО «Рассвет» ранее не привлекалось к административной ответственности за однородные правонарушения, принимает активные меры к устранению допущенных нарушений, суд полагает, что в настоящее время достаточным и целесообразным будет назначение ООО «Рассвет» наказания в виде административного штрафа.
Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «РАССВЕТ» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 года № 226-ФЗ), и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ по следующим реквизитам:
<данные изъяты>
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ, судья, вынесший постановление, направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Тасеевский районный суд.
СУДЬЯ: И.Р. Гурочкина