Дело № 2а-9493/2019 31 июля 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Петровой Н.Ю.,
при секретаре Ивановой А.С.,
с участием прокурора Беркут Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кузнецовой Татьяны Александровны к избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Коломяги об отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации в качестве депутата муниципального образования и решения о регистрации кандидата, обязании зарегистрировать кандидата,
У С Т А Н О В И Л:
Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги 5-го созыва от 19.06.2019 года № 132 назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва на 08 сентября 2019 года (л.д. 47).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии № 12-3 от 26 сентября 2017 года сформирована избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги в количестве 8 членов комиссии с правом решающего голоса (л.д. 44 с оборотом).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги от 03.10.2017 года N 1/17 председателем комиссии избрана Полочанская Л.П. (л.д. 45).
Решением ИКМО Коломяги от 13 июля 2019 года № 9-1 отказано в регистрации Кузнецовой Татьяны Александровны кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 208 на основании подпунктов «в», «г» пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга (л.д. 99-100).
Решением ИКМО Коломяги от 15 июля 2019 года № 11-2 решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги № 9-1 от 13.07.2019 года отменено, Кузнецова Т.А. зарегистрирована кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 208 (л.д. 102).
Кузнецова Т.А. 23.07.2019 года (л.д. 17) обратилась в суд с административным исковым заявлением, просит:
- отменить решение ИКМО Коломяги от 13.07.2019 года № 9-1 «Об отказе в регистрации Кузнецовой Татьяны Александровны кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 208»;
- обязать ИКМО Коломяги повторно рассмотреть вопрос о регистрации Кузнецовой Татьяны Александровны кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 208 в трехдневный срок с даты вступления решения суда в законную силу;
- отменить решение ИКМО Коломяги от 15.07.2019 года № 11-2 «О регистрации Кузнецовой Татьяны Александровны кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 208».
В обоснование заявленных требований указывает, что с решением ИКМО Коломяги от 13.07.2019 года № 9-1 не согласна, считает его незаконным и необоснованным. Указывает, что в части недостатков в сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату, выразившихся в неуказании сведений, кандидатом в форме сведений проставлены «0», что соответствует рекомендациям ЦИК РФ. Кроме того, факт представления кандидатом недостоверных сведений не является основанием к отказу в регистрации, а является основанием для передачи сведений об этом в СМИ и в информационный бюллетень о кандидате. В части сведений о месте жительства кандидата, указанным в заявлении о согласии баллотироваться, считает, что указание на район города не препятствует однозначному восприятию сведений о месте жительства кандидата. В сведениях о роде деятельности в заявлении кандидатом было указано «домохозяйка». В подтверждение указанных сведений кандидатом был представлен документ – заявление, указывает, что вопрос о виде, форме документа, подтверждающего статус «домохозяйка», законодательством не определен. Полагает незаконным основание для отказа в регистрации в качестве кандидата в депутаты отсутствие приложения к диплому об образовании, поскольку титул диплома без приложения является действительным и содержит необходимые сведения – о наличии профессионального образования, образовательной организации, годе ее окончания, и реквизитах документа об образовании. Кроме того, указанные в решении ИКМО недостатки в представленных кандидатом документах являются устранимыми. Между тем, в результате упущений в работе ИКМО, которое выразилось в не извещении кандидата о недостатках в представленных документах, у административного истца не было реальной возможности исправить указанные недостатки. Исходя из изложенного, решение ИКМО было принято в отсутствие законных оснований для отказа в регистрации кандидата, а невозможность исправить указанные ИКМО недостатки связана с упущениями в работе ИКМО, что препятствует принятию ИКМО решения об отказе в регистрации кандидата. Административный истец также не согласен с решением ИКМО от 15.07.2019 года № 11-2, считает его незаконным и вынесенным с превышением полномочий ИКМО и за пределами ее компетенции, поскольку ст. 75 Федерального закона № 67-ФЗ не установлено полномочие избирательной комиссии, принявшей решение об отказе в регистрации кандидата, на отмену указанного решения, поскольку такое решение в силу положений той же статьи может быть отменено судом (ч.1 ст. 75 № 67-ФЗ), а также вышестоящей комиссией (ч.6 ст. 75 № 67-ФЗ). Считает решение ИКМО Коломяги от 15.07.2019 года № 11-2 принято с превышением полномочий комиссии и за пределами ее компетенции, установленной законом, а потому является незаконным и подлежит отмене.
Административный истец Кузнецова Т.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом (л.д. 22), имеет представителя Новикова А.В., действующего на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, представитель административного истца в судебное заседание явился, требования административного иска поддержал.
Представители административного ответчика ИКМО Коломяги Царенкова Е.Н., Стригалев Б.Р., действующие на основании соответствующих доверенностей, дипломов о высшем юридическом образовании, в судебное заседание явились, против удовлетворения заявленных требований возражали, пояснили, что адрес должен быть указан в точности так, как указан в паспорте. В паспорте гражданина район не указан. Информация о роде деятельности должна быть подтверждена копией трудовой книжки. Закон устанавливает, что род деятельности подтверждается трудовой книжкой, лицензией либо иными установленными законом документами. Административный истец приложил заявление к заявлению. Можно было принести справку из Пенсионного фонда России, из налоговой инспекции, копию трудовой книжки, где имеется отметка об увольнении. Кандидат должен предоставить документ об образовании: титул диплома и приложение к нему (л.д. 105).
Вышестоящая избирательная комиссия – Санкт-Петербургская избирательная комиссия извещена судом о принятии к производству суда административного искового заявления Кузнецовоай Т.А. к ИКМО Коломяги (л.д. 18).
Изучив материалы дела, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, оценив доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Основания и порядок производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации урегулированы главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации (КАС РФ).
В соответствии со ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность.
Пунктом 3 этой же статьи данного Федерального закона определено, что вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к названному Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Аналогичные требования содержатся и в статье 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Судом установлено, подтверждено материалами дела, что 02.07.2019 года административный истец подал в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги заявление о согласии баллотироваться на выборах в депутаты муниципального совета данного муниципального образования шестого созыва по избирательному округу N 208. Вместе с заявлением о согласии баллотироваться Кузнецовой Т.В. были представлены сведения о размере и источниках доходов, а также о принадлежащем имуществе на праве собственности и копии документов, подтверждающих наличие у заявителя гражданства Российской Федерации и места жительства (копия паспорта) и сведения об образовании, основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий) (л.д. 49-51).
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 3, 3.1 статьи 33 названного Федерального закона.
Решением ИКМО Коломяги от 13 июля 2019 года N 9-1 административному истцу отказано в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги по основаниям, изложенным в подпунктах «в», «г» пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга":
- в сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах не заполнены графы «земельные участки», «жилые дома», «дачи», «гаражи», «иное недвижимое имущество», то есть не проставлены слова «не имею» или «отсутствуют», что не позволяет однозначно определить их наличие или отсутствие;
- в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты сведения о месте жительства заявителя не соответствуют сведениям о регистрации, указанным в паспорте заявителя;
- не представлены документы, подтверждающие сведения о роде занятий кандидата. Подтверждающим документом указанных сведений в заявлении о согласии баллотироваться в качестве неработающего кандидата со статусом «домохозяйка» является надлежащим образом заверенная копия трудовой книжки;
- в представленной кандидатом копии документа об образовании отсутствует приложение к диплому, являющееся его неотъемлемой частью (л.д. 99-100).
Согласно пункту 1.1 статьи 38 указанного Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Частью 1 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 установлено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.
По смыслу приведенной нормы, соответствующая избирательная комиссия назначает день заседания комиссии по вопросу о регистрации кандидата и извещает кандидата о выявлении неполноты сведений или несоблюдения требований к оформлению документов и о дне и времени заседания комиссии.
Как следует из материалов дела, ИКМО Коломяги направило административному истцу извещение об устранении указанных в оспариваемом решении недостатков посредством ММС-сообщения 09.07.2019 года на мобильный телефон абонентский номер +7 911 830 71 66, который был указан административным истцом в уведомлении от 02.07.2019 года в качестве средства связи, являющимся достаточным и надлежащим способом его официального уведомления (л.д. 48, 84-89).
Судом отклоняется представленная стороной административного истца детализация оказанных услуг связи за период с 08.07.2019 года по 13.07.2019 года по номеру +7 911 830 71 66 в качестве относимого и допустимого доказательства, поскольку указанная детализация не содержит сведений о том, кем она выдана; представленная детализация состоит из нескольких листов, которые не прошиты, не заверены лицом (организацией), ее выдавшей (л.д. 35-43).
При таких обстоятельствах к моменту рассмотрения комиссией вопроса о регистрации административного истца в качестве кандидата, последний был извещен в установленном законом порядке о необходимости исправить недостатки в представленных документах.
Избирательная комиссия муниципального образования, таким образом, исполнила надлежащим образом возложенные на нее законом обязанности по своевременному информированию кандидата о существующих в поданных им документах недостатках.
Указанные выше недостатки в поданных документах не были исправлены административным истцом.
Вместе с тем, удовлетворяя требование административного истца об отмене решения ИКМО Коломяги от 13.07.2019 года № 9-1, суд исходит из следующего.
Перечень оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты муниципального совета муниципального образования приведен в пункте 24 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 от 26 мая 2014 года одним из оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата.
Под отсутствующими сведениями, согласно оспариваемому решению избирательной комиссии, следует понимать сведения о земельных участках, жилых домах, дачах, гаражах, ином недвижимом имуществе кандидата.
Вместе с тем, среди представленных заявителем в ИКМО документов имеется справка утвержденного образца, содержащая сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (л.д. 68-70).
При этом в графах «земельные участки», «жилые дома», «дачи», «гаражи», «ценные бумаги», «иное участие в коммерческих организациях» указано "0".
Пунктом 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункта 14.5 Правил оформления сведений о кандидатах, избирательных объединениях, в том числе с использованием ГАС «Выборы», утвержденных секретарем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 11 апреля 2016 года, в сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супруге и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумаг, сведения должны быть внесены в каждую графу таблицы. Если кандидат не имеет имущества какого-либо вида, то в соответствующей графе таблицы необходимо указать цифру «0» (не следует писать «сведения отсутствуют», «сведений нет» и т.п.).
Кроме того, факт представления кандидатом недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием к отказу в регистрации не является, а является основанием для передачи сведений об этом в СМИ и в информационный бюллетень о кандидате (пункт 8 статьи 33, подпункт "е" пункта 3 статьи 61 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в пунктах 10, 12 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
Заявителем были указаны сведения о доходах, посредством внесения записи "0" в соответствующую графы справки.
Как отмечено ранее, неполнота и недостоверность указанных сведений не могут расцениваться как основания к отказу в регистрации, а порождают иные правовые последствия.
Таким образом, заявителем в представленных в избирательную комиссию документах были указаны те сведения, на отсутствие которых ссылается комиссия.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 от 26 мая 2014 года основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты является наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона Санкт-Петербурга, иного закона.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Как следует из заявления Кузнецовой Т.А. о даче согласия баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по 208 многомандатному округу, указан адрес места жительства: <адрес> (л.д. 50-51).
Согласно сведениям о месте жительства в представленном в материалы дела паспорте гражданина Российской Федерации Кузнецова Т.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 57).
Указание в сведениях о проживании кандидата излишней информации (Приморский район) не влияет на восприятие информации о кандидате, не свидетельствует о нарушении формы заявления, о представлении неполных сведений о кандидате либо о нарушении принципа равенства кандидатов.
Подпункт "б" части 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает обязанность кандидата вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представить заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
Судом установлено, что в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по 208 многомандатному округу сведения о роде занятий Кузнецовой Т.А. указаны как «домохозяйка» (л.д. 50).
Статус неработающего кандидата выступает родовым понятием по отношению к его видовому составляющему - домохозяйка.
При этом род занятий самое общее и широкое понятие, объединяющее как трудоустроенных кандидатов, так и безработных.
При таких обстоятельствах указание в заявлении в качестве рода занятий «домохозяйка» без указания, что кандидат не работает, следует признать допустимым, поскольку род занятий относится и к официально трудоустроенным кандидатам, а понятие домохозяйка, выступает видовым по отношению к "неработающему кандидату" и ему не противоречит.
Кандидатом представлено заявление (справка) от 01.07.2019 г., в котором кандидат указывает о том, что по роду своих занятий является домохозяйкой, то есть занимается домашним бытом. Трудовую (служебную), предпринимательскую или приравниваемую к ним деятельность, а также какую-либо иную деятельность, которая приносила бы регулярный доход, в настоящее время не осуществляет (л.д. 66).
Судом отклоняется довод административного ответчика о том, что в подтверждение статуса домохозяйки кандидату следовало представить копию трудовой книжки.
Проанализировав приведенные положения избирательного законодательства, суд приходит к выводу о том, что в них не содержится прямого указания на вид документа, которым могут быть подтверждены сведения об основном месте работы либо роде занятий кандидата.
Суд полагает, что представленное кандидатом заявление о том, что она является домохозяйкой, является допустимым и достаточным доказательством подтверждения рода его занятия.
В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Кандидатом представлены копия титула диплома об образовании, из которого следует, что Никуленкова Татьяна Александровна окончила ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств», решением Государственной аттестационной комиссии от 23.06.2006 г. ей присуждена квалификация - библиотекарь-библиограф по специальности «Библиотековедение и библиография», диплом имеет серию ВСГ № 0100608, регистрационный номер 60412, выдан 30.06.2006 г. (л.д. 65), а также копия свидетельства о заключении брака, подтверждающего смену фамилии с «Никуленкова» на «Кузнецова» (л.д. 67).
Суд приходит к выводу о том, что титул диплома содержит все предусмотренные законом необходимые сведения, подлежащие указанию в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты. Таким образом, соответствующее основание для отказа в регистрации Кузнецовой Т.А. кандидатом в депутаты является незаконным.
Удовлетворяя требование административного истца об отмене решения ИКМО Коломяги от 15.07.2019 года № 11-2 (л.д. 102), судом отклоняется довод стороны административного ответчика о том, что оспариваемое постановление не нарушает прав и законных интересов административного истца, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 75 Федерального закона № 67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
Действующим избирательным законодательством не установлено полномочие избирательной комиссии, принявшей решение об отказе в регистрации кандидата, на отмену указанного решения.
Таким обазом, решение ИКМО Коломяги от 15.07.2019 года № 11-2 принято с превышением полномочий комиссии и за пределами ее компетенции, установленной законом, в связи с чем является незаконным и подлежащим отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
В рассматриваемом случае в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца, суд считает необходимым возложить на избирательную комиссию внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Коломяги обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Кузнецовой Т.А. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 208, в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 14, 62, 84, 150, 177-180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Кузнецовой Татьяны Александровны удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Коломяги № 9-1 от 13 июля 2019 года об отказе в регистрации Кузнецовой Татьяны Александровны кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 208.
Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Коломяги № 11-2 от 15 июля 2019 года о регистрации Кузнецовой Татьяны Александровны кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 208.
Возложить на избирательную комиссию внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Коломяги обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Кузнецовой Татьяны Александровны кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 208 в трехдневный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга в течение пяти дней со дня принятия настоящего решения.
В окончательной форме решение принято 02 августа 2019 г.
Судья Н.Ю.Петрова