Решение по делу № 2-2691/2024 от 28.05.2024

№ 2-2691/2024

64RS0043-01-2024-003496-22

решение

Именем Российской Федерации

21.08.2024 г.                                            г.Саратов

Волжский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Кондрашкиной Ю.А., при секретаре Шиндовой Г.Ю., с участием истца представителя истца Бушинской ФИО9 – Боаз ФИО10 представителя ответчика администрации муниципального образования "Город Саратов" Кузнецовой ФИО14., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бушинской ФИО11, Базлова ФИО12, Базлова ФИО13 к администрации муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения взамен аварийного вне очереди,

установил:

истцу обратились в суд с иском к ответчику в обоснование своих требований ссылаются на то, что являются собственниками (общедолевая собственность по 1/3) жилого помещения по адресу: <адрес>, жилой площадью м, общей площадью м., состоящую из трех комнат и холодной пристройки.

Согласно заключению межведомственной комиссии от 26 мая 2023г №09/23, частное жилое помещение по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжение Администрации №216-р от 26 июня 2023года. Наш дом не включен в программу по переселению из ветхого жилья (ответ администрации от 18.01.2024).

Согласно протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Волжского района г. Саратова № 22 от 31.05.1988 г. мы стоим на учете в качестве нуждающихся, в жилом помещении, предоставляемому по договору социального найма. В настоящее время мы занимаем 860 номер в очереди. Проживание в данном доме грозит жизни и здоровью жильцов. Другого жилья в собственности мы не имеем. На мой запрос от 20.13.2023года, Администрация Волжского района ответила, что «Изъятие земельного участка для муниципальных нужд в настоящее время не планируется и оснований для заключения соглашения с собственниками данного дома о предоставлении другого жилого помещения не имеется.»

В соответствии со ст.40 Конституцией РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, руководствуясь положениями ст. ст. 51, 57, 85 ЖК РФ, мы являемся собственниками жилого помещения, признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания, состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, имеем право на предоставление нам вне очереди другого жилого помещения по договору социального найма по нормам предоставления, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено указанной категории лиц, свидетельствует о том, что жилое помещение гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

Администрацией муниципального образования "Город Саратов" не предприняты меры для выполнения обязанности по отселению нас из жилого помещения, непригодного для&apos; проживания, указанное обстоятельство нарушает положение ст.7 Конституции РФ, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из*непригодного жилья не исполнены.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 25 апреля 2023 года № 20-П признал части 1, 8 и 10 статьи 32 и пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они - в том числе во взаимосвязи с иными нормативными положениями - не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.

Из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в вышеназванном постановлении, следует, что впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений при применении части 1, 8 и 10 статьи 32 и пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ следует исходить из того, что указанные граждане подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд без оплаты возмещения, либо - если уполномоченными органами установлено, что нахождение в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, невозможно или создает непосредственную опасность для жизни или здоровья и при этом внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма не может бщть осуществлено, - незамедлительному обеспечению жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.

Просят суд обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить Бушинской ФИО15, Базлову ФИО16, Базловой ФИО17 вне очереди на состав семьи из трех человек по договору социального найма жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, состоящее из 3 комнат, в черте города, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям г.Саратова, общей площадью не менее иные данные кв.м, жилой площадью не менее иные данные кв.м.

После предоставления жилого помещения прекратить право собственности Бушинской ФИО18, Базлова ФИО19, Базловой ФИО20 на доли жилого дома общей площадью 43,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>

Истцы о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, предоставили заявление о рассмотрении дело в свое отсутствие.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика администрации муниципального образования "Город Саратов" просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку истцу принадлежит частное домовладение, в связи с чем оснований для предоставления ему равнозначного жилого помещения взамен признанного аварийным частного домовладения у органа местного самоуправления не имеется.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, истцы просили о рассмотрении дела в их отсутствие, на основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.40 Конституцией РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Цели социальной политики Российской Федерации, провозглашенные в Конституции РФ, устанавливают обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. Если человек, в силу объективных причин, не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, то он вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

В ст.40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. Закрепляя право граждан на жилище, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке) п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства. Применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

При этом федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

В соответствии со ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 № 551-О-О, в соответствии со ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (ч. 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч.2 ст.57 ЖК РФ) – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с ч.3 ст.40 Конституции РФ.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, – реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование приведенных выше положений ст.57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, являются собственниками (общедолевая собственность по 1/3) жилого помещения по адресу: <адрес>, жилой площадью иные данные кв.м, общей площадью иные данные кв.м., состоящую из трех комнат и холодной пристройки.

Согласно заключению межведомственной комиссии от 26 мая 2023г №09/23, частное жилое помещение по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжение Администрации №216-р от 26 июня 2023года. Наш дом не включен в программу по переселению из ветхого жилья (ответ администрации от 18.01.2024).

Согласно протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Волжского района г. Саратова № 22 от 31.05.1988 г. мы стоим на учете в качестве нуждающихся, в жилом помещении, предоставляемому по договору социального найма. В настоящее время мы занимаем 860 номер в очереди. Проживание в данном доме грозит жизни и здоровью жильцов. Другого жилья в собственности мы не имеем. На мой запрос от 20.13.2023года, Администрация Волжского района ответила, что «Изъятие земельного участка для муниципальных нужд в настоящее время не планируется и оснований для заключения соглашения с собственниками данного дома о предоставлении другого жилого помещения не имеется».

Судом установлено, что какого-либо иного пригодного для проживания жилого помещения, помимо вышеуказанного домовладения, истцы не имеют.

Согласно ответа администрации муниципального образования «Город Саратов» Бушинская ФИО21, Базлова ФИО22, Базлов ФИО23 состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении из муниципального жилищного фонда по договору социального найма в администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» с 31.05.1988 номер учетного дела 5411, по состоянию на 01.07.2024 г. номер очереди 860.

Из изложенного следует, что жилое помещение взамен спорного истцу не предоставлено, доказательств обратного не представлено, как не представлено и доказательств того, что для этого предпринимались какие-либо меры.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что истцы являясь собственником жилого помещения, признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания, состоящим на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, имеет право на предоставление ему вне очереди другого жилого помещения по договору социального найма по нормам предоставления, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

В силу ст.34 Устава г.Саратова под структурой администрации города понимается перечень структурных подразделений и схема подчиненности (распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами Администрации города). Структура администрации города утверждается городской Думой по представлению главы Администрации города. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения администрации города.

В соответствии с Постановлением мэра г.Саратова от 10.05.2007 №6а "О вопросах предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда, учета, контроля и сохранности освобождаемого муниципального жилищного фонда" решение о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда принимает глава администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в администрации города в качестве нуждающихся в жилых помещениях и гражданам, жилые помещения которым предоставляются администрацией города по решению суда, осуществляет отдел по учету и распределению жилой площади администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрациях районов города, гражданам, определенным ст.59 ЖК РФ, при распределении освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах и гражданам, жилые помещения которым предоставляются в соответствии с п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, осуществляют администрации районов города и предоставляют в установленном порядке их в администрацию города.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае их непригодности для проживания, возлагается на орган местного самоуправления, как наймодателя жилого помещения, которым является администрация муниципального образования "Город Саратов".

Поскольку администрацией муниципального образования "Город Саратов" не предприняты меры для выполнения обязанности по отселению истца из жилого помещения, непригодного для проживания, указанное обстоятельство нарушает положение ст.7 Конституции РФ, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья не исполнены. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования о возложении обязанности на администрацию муниципального образования "Город Саратов" по предоставлению благоустроенного жилого помещения в черте города Саратова обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Вместе с тем законодателем предусмотрена возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке для отдельных категорий граждан.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено указанной категории лиц, свидетельствует о том, что жилое помещение гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди.

Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование не обеспечивает системной реализации права на жилище малоимущим гражданам, являющимся собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, Конституционный Суд РФ в постановлении от 25 апреля 2023 года № 20-П признал части 1, 8 и 10 статьи 32 и пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они – в том числе во взаимосвязи с иными нормативными положениями – не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.

Из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в вышеназванном постановлении, следует, что впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений при применении части 1, 8 и 10 статьи 32 и пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ следует исходить из того, что указанные граждане подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд без оплаты возмещения, либо – если уполномоченными органами установлено, что нахождение в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, невозможно или создает непосредственную опасность для жизни или здоровья и при этом внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма не может быть осуществлено, - незамедлительному обеспечению жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.

Согласно техническому паспорту на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> от 29.03.2023 года, выданного МУП «Городское Бюро технической инвентаризации», общая площадь жилого дома составляет иные данные кв.м.

Учитывая, что истцы признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения и является собственниками единственного жилого помещения, признанного непригодным для проживания, истцам во внеочередном порядке подлежит предоставлению по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, то есть общей площадью не менее 43,3 кв.м.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить Бушинской ФИО24, Базлову ФИО25, Базловой ФИО26 вне очереди на состав семьи из трех человек по договору благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 43,3 кв.м, в черте <адрес>.

После предоставления жилого помещения прекратить право собственности Бушинской ФИО27, Базлова ФИО28, Базловой ФИО29 на доли жилого дома общей площадью иные данные кв.м, расположенного по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова.

Мотивированное решение составлено 28 августа 2024 года.

Судья

2-2691/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Базлова Наталья Ивановна
Бушинская Галина Федоровна
Базлов Борис Федорович
Ответчики
АМО "Город Саратов"
Другие
Администрация Волжского района МО "Город Саратов"
КУИ г. Саратова
Управление Росреестра по Саратовской области
Боаз Елена Владимировна
Суд
Волжский районный суд г. Саратов
Дело на странице суда
volzhsky.sar.sudrf.ru
28.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.05.2024Передача материалов судье
04.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2024Подготовка дела (собеседование)
01.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.07.2024Судебное заседание
21.08.2024Судебное заседание
28.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее